Игра в рулетку на пистолетах АЗС

Ольга ЛИХОГРАЙ

Пассажирские перевозчики Костаная просят повысить цену проезда до 80-100 тенге

По мнению перевозчиков, повышение тарифа на 10 тенге уже не компенсирует подорожание дизтоплива

За одну ночь, с 8-го на 9 сентября, цена дизельного топлива на костанайских заправках взлетела со 120 до 130 тенге за 1 литр. Перевозчики назвали это повышение запредельным, причем они ожидают, что рост цен на этом не затормозится. Владельцы автопарков отмечают: если в ближайшее время стоимость проезда не повысится, им придется закрывать свой бизнес.

В управлении предпринимательства и индустриально-инновационного развития Костанайской области, которое отслеживает цены на ГСМ, считают, что предпосылок для дальнейшего повышения нет. И прогнозируют такое же развитие ситуации, как с бензином марки АИ-92, цены на который, чтобы избежать дефицита, отпустили в свободное плавание. Результат, по мнению чиновников, очевиден: и цена устаканилась, и бензин всегда в свободной продаже. То же самое будет с дизтопливом.

Однако перевозчиков такой прогноз не успокаивает.

- Повышение цены на 10 тенге стало шоком, - говорит исполняющий директор ТОО «TTS-Reisen» Алексей БОЙЧЕНКО. - В прошлом году цена была 102 тенге за 1 литр, потом 120, а сейчас уже 130! И нам сообщили, что это еще не предел. Такая цена на дизтопливо разорительна для перевозчиков всей республики, а для перевозчиков северного региона страны - особенно, потому что для них проезд в общественном транспорте никто не дотирует. Рентабельность наших перевозок сейчас нулевая, а у нас сотни сотрудников, за которыми стоят их семьи.

Коллегу поддерживает директор ТОО «Жарык-Жол-1» Виктор МУЩИНСКИЙ. Из-за нерентабельности перевозок ему пришлось снять по автобусу с двух маршрутов.

- Снял один автобус с маршрута № 24 и один - с маршрута № 27, - пояснил Мущинский. - Из-за этого интервал между автобусами пришлось увеличить в будние дни на 1 минуту, а выходные - на 4 минуты. Раньше в выходные дни 24-й и 27-й ходили каждый 6 минут, теперь - только каждые 10. Пока для пассажиров это незаметно, но что будет дальше - неизвестно.

Цена проезда в общественном транспорте Костаная в размере 60 тенге не менялась с лета 2013 года. За это время перевозчики пережили девальвацию и неоднократное повышение цен на запасные части и ремонт автобусов.

- Три года назад, когда нам назначили цену проезда 60 тенге, автобус стоимостью $50 000-60 000 мы могли окупить в течение 5 лет, - приводит расчеты Мущинский. - Сейчас, чтобы окупить стоимость автобуса, которая выросла раза в полтора-два, цена проезда должна быть 100 тенге. Стоимость ремонта двигателя три года назад обходилась 500-700 тыс. тенге, сейчас - от 1 млн тенге и выше. Конечно, мы можем пригонять убитые машины по $10 000, но они выйдут из строя уже через пару лет.

Но даже новые автобусы белорусского или российского производства стоимостью $125 000-145 000, по мнению Мущинского, проигрывают в качестве 15-летнему «Мерседесу».

- Моторесурс такого «Мерседеса» - просто сказка для нас, - отмечает директор ТОО «Жарык-Жол-1». - С учетом качества европейских дорог, бензина, масла, отсутствия зимы двигатели таких «Мерседесов» выглядят и работают отлично. На таких автобусах можно без ремонта двигателя ездить еще 9-10 лет. Но после вступления Казахстана в Таможенный союз завезти немецкие автобусы, которым по 10-15 лет, стало нереально дорого. За растаможку нужно отдать 30 000 - 40 000 евро. А завозить автобус, возраст которого 5 лет, невыгодно из-за высокой цены.

В общем, как отмечают перевозчики, государство уже несколько лет назад сделало все, чтобы бизнес перевозчиков терял рентабельность. С прошлого года к этому добавились свободные цены на ГСМ. А в этом году цена дизтоплива бьет рекорды.

- При таком взлете цены на дизтопливо нас уже не спасет даже повышение стоимости проезда на 10 тенге, - констатирует Алексей Бойченко. - Поэтому при подаче заявки мы это учтем.

О цене проезда «не ниже 80 тенге, а лучше 100 тенге» говорит и Виктор Мущинский. И заверяет: до конца сентября все перевозчики подадут в акимат Костаная заявку на повышение цены. Но точную цифру пока никто не называет, указывая лишь на желаемую рентабельную цену.

- Мы промониторим повышение цен на дизтопливо, - сообщили «НГ» в департаменте КРЕМиЗК по Костанайской области. - Нужно еще выяснить, какую цену выставил оптовик. Как правило, осеннее повышение цен на дизельное топливо связано с уборочной кампанией. Для дальнейшего роста цены предпосылок пока нет.

В управлении предпринимательства скачок цены на 10 тенге за 1 литр объясняют двумя причинами.

- Костанайская область - приграничная с Россией, поэтому через нее идет большой поток фур и легкового автотранспорта, - пояснила «НГ» заместитель руководителя управления Роза ГОРЯННАЯ. - Сейчас курс российского рубля достаточно высок, поэтому покупать дизельное топливо у нас выходит дешевле. Большегрузные фуры, проходя через наш регион, заправляются по максимуму. Второй момент - уборочная кампания. Льготное дизельное топливо для уборки урожая предусмотрено в основном для крупных хозяйств, поэтому мелкие берут его у розничных продавцов. По статистике, расход дизельного топлива резко увеличивается в сентябре-октябре. Ажиотажный спрос отражается на повышении цены.

По данным управления, 13 сентября максимальная цена 1 литра дизельного топлива равнялась 128 тенге, минимальная - 118 тенге. Корреспонденты «НГ», объехав в тот же день мелкие АЗС, увидели максимальную цену на уровне 135 тенге, минимальную - 128 тенге. Причем на тех заправках, где была выставлена цена 128 тенге за 1 литр дизтоплива, на пистолете висела табличка: «Нет». В управлении предпринимательства несоответствие между реальной и бумажной ценой объяснили тем, что такую информацию предоставили сами розничные операторы.

- В любом случае сейчас идет игра с ценами на дизтопливо и создается искусственный ажиотаж, - считает Роза Горянная. - В итоге ситуация выправится как с бензином марки АИ-92, который сейчас всегда есть в наличии и по приемлемой цене.

Потребность Костанайской области в дизельном топливе - около 3 000 тонн. Такой объем управление регулярно запрашивает у министерства энергетики. Однако в августе реально поступило всего 500 тонн. Тем не менее, запас дизтоплива в регионе сейчас составляет более 4 000 тонн.

- Поэтому объективных причин для повышения цены на дизтопливо нет, - констатирует Горянная. - Продавцы играют на ажиотаже, цены растут, но в итоге все урегулируется.

На какой именно цене урегулируется и с каким знаком для перевозчиков и пассажиров - в управлении не объясняют.

 

Фото Николая СОЛОВЬЕВА