Путешествие по замкнутому кругу

Галина ПЕТРЕНКО

Пытаясь компенсировать отмену поездов на Москву и Петербург, КТЖ намерено организовать другой

АО «Пассажирские перевозки» ответило на запрос «Нашей Газеты». В нем мы просили подробнее остановиться на экономическом обосновании отмены, в частности, для костанайцев, прямого сообщения со столицей РФ и Санкт-Петербургом. Питерский поезд еще ходит, но билеты на время после 1 мая уже купить нельзя. То есть и его не будет. Мы хотели разобраться в вопросе, как же сегодня выходит так, что конкуренцию некогда самому демократичному виду транспорта стали составлять дорогие авиаперелеты. 

Пока еще костанайцы встречают и провожают питерский поезд на своем перроне

Минус 35% в общем

Забегая вперед, скажу, что если суммировать информацию, предоставленную железнодорожниками, то вывод неутешительный. Реально снижается количество пассажиров на международных маршрутах, вследствие чего (в том числе) дорожают билеты, а уже вследствие этого еще уменьшается пассажиропоток... И дальше - последовательная межгосударственная интеграция ситуацию не выравнивает, как можно было ожидать, а, скорее, усугубляет. Чтобы без кривотолков - процитируем ответ максимально полно.

Для начала АО «Пассажирские перевозки» КТЖ сообщило «НГ», что количество пассажиров на международных железнодорожных маршрутах снижается не только в Казахстане.

- На протяжении последних пяти лет, - говорится в ответе на запрос, - наблюдается снижение обьемов перевозок пассажиров в прямом международном железнодорожном пассажирском сообщении. В связи с чем по ряду железнодорожных администраций государств-участников Содружества Независимых Государств принимаются меры по оптимизации размеров движения международных поездов. На заседании комиссии по пассажирскому хозяйству Совета по железнодорожному транспорту (1-3 марта т. г., г. Ташкент) было отмечено, что в 2015 году в связи с падением на 35% пассажирооборота в международном сообщении было отменено 106 пар пассажирских поездов.

А до этого, утверждает конкретно казахстанское АО, приходилось снижать плановую составность, то есть количество вагонов в международных поездах. 

Низкая населенность

Есть такой параметр для оценки эффективности перевозок. Так вот, по утверждению АО, основной повышенный спрос в перевозках пассажиров наблюдается у нас во внутригосударственном сообщении, особенно летом и в праздничные периоды. В то же время в международных поездах, где используется более 350 вагонов, населенность низкая.

Например, с начала 2016 года при минимальной вместимости поезда «Астана - Москва» 274 мест (а это всего 6 вагонов при плановой составности 18) в прямом международном сообщении между столицами использовалось в среднем 5%. И даже за счет посадки-высадки пассажиров на территории России та самая населенность достигала 44%. 

Снижение показателей в направлении Астана - Москва наблюдается с 2013 года, уровень пассажирооборота снизился почти в 2 раза.

При этом АО подчеркивает, что старалось принимать меры для повышения эффективности перевозок в этом направлении. В их числе называет применение скидок к стоимости проезда, обновление составов, установление дополнительных остановок по территории Российской Федерации без увеличения общего времени в пути. Однако эти мероприятия, по оценке наших перевозчиков, не дали положительного результата.

Зато сейчас вагоны поезда «Астана - Москва», задействованные на внутригосударственных перевозках, передвигаются с населенностью 75%, информирует АО.

Примерно та же экономическая история с поездом «Астана - Санкт-Петербург». Пассажирооборот в направлении Питера снизился на 24%. С начала года при вместимости состава 362 места (8 вагонов при плановой составности 18 вагонов) в прямом сообщении использовалось в среднем 9%, а населенность по всему маршруту - 31%. Причем, отмечает АО, основной пассажиропоток на этом маршруте приходится на внутриреспубликанское сообщение между городами Астана и Костанай. То есть значительная часть пассажиров на питерском поезде в Петербург не едет.

Ценовой вопрос

Прежде всего мы спрашивали, почему чересчур велика разница в ценах на билеты, приобретаемые на сайтах КТЖ и РЖД, если едешь в одном направлении. Для примера брали маршрут Челябинск - Санкт-Петербург. Из ответа следует, что большое значение имеет уровень субсидирования цен в разных государствах.

- Что касается цен на билеты сообщаем, что, согласно принятым нормам между странами СНГ, в том числе между Казахстаном и Россией, оформление проездных и перевозочных документов от станции других дорог, то есть другого государства, производится по межгосударственному тарифу, - поясняет АО. - Если оформить билет на поезд сообщением «Челябинск - Санкт-Петербург» с официального сайта АО «Пассажирские перевозки» КТЖ  epay.railways.kz, стоимость проезда складывается по межгосударственному тарифу. При оформлении проездного документа на официальном сайте ОАО «РЖД» rzd.ru стоимость проезда рассчитывается по внутреннему тарифу железнодорожной администрации Российской Федерации... Аналогичная ситуация сложится при оформлении билета на внутриказахстанском сообщении - к примеру, «Астана - Костанай». При покупке билета с официального сайта АО epay.railways.kz на дату отправления, например, 11.04.2016 года стоимость проезда в купейном вагоне составляет 3 703 тенге, в плацкартном вагоне - 2 410 тенге, тогда как при покупке билета на официальном сайте ОАО «РЖД» rzd.ru стоимость проезда в купейном вагоне составляет 4 757 рублей, в плацкартном вагоне - 2 994 рублей. Это связано с тем, что деятельность по перевозке пассажиров в межобластном сообщении субсидируется из государственного бюджета исключительно в границах государства. 

Новый поезд

АО еще раз проинформировало о том, что, желая несколько смикшировать ситуацию, организовало в составе поезда «Караганда - Москва» с 4 марта курсирование дополнительных прицепных вагонов сообщением «Астана - Москва». Периодичность движения - через день.

- Сейчас проводится работа по обеспечению перевозок пассажиров пересадочного сообщения «Астана - Москва» и «Астана - Санкт-Петербург» путем организации нового поезда «Астана - Челябинск», следующего через станцию Костанай, с учетом пересадки пассажиров к поезду № 145/146 «Челябинск - Москва - Санкт-Петербург», - сообщило «Нашей Газете» АО.

У нас тут же возникли очередные вопросы о начале курсирования этого поезда, а также о том, будет ли это передвижение по единому билету. Ну как на самолете - берешь один билет до Амстердама через Минск вне зависимости от пересадок. Что подразумевает формулировка «с учетом пересадки пассажиров к поезду...». Отправили очередную порцию вопросов пассажироперевозчику.

Мы сообщали, что проблемой отмены поездов, взволновавшей костанайцев, занимался и сенатор Серик Бектурганов. Ответ, подготовленный для него, идентичен тому, что получила «НГ».