Мы ехали-ехали. И остановились

Галина ПЕТРЕНКО

В интересах костанайцев «НГ» пытается выяснить подоплеку отмены двух поездов

А именно - московского и питерского. Скорый № 71/72 «Астана - Москва» перестал ходить с 3 марта сего года. На очереди - поезд № 39/40 «Астана - Санкт-Петербург», курсирование которого отменяется с 1 мая. Со 2 мая отменяется поезд № 107/108 «Караганды - Киев» и беспересадочный вагон «Костанай - Киев». Отметим, первые же информации о прекращении движения вышли с заголовками, мол, поезда отменяются из-за их невостребованности.

Значит, наши пассажиры ими не ездят, что делает движение по этим маршрутам экономически неэффективным. Именно этот момент заинтересовал нас особо. Пусть речь и идет о национальном пассажироперевозчике, но экономические законы никто не отменял. Тем более что журналистам портала Тengrinews руководство АО «Пассажирские перевозки» прокомментировало 4 марта решение: процесс связан со снижением субсидий от министерства по инвестициям и развитию, а также снижением объема пассажирских перевозок на международном сообщении.

Кстати, информация о том, что московский и питерский поезда вот-вот «прикроют», циркулировать начала еще в конце прошлого года. На уровне слухов. И костанайцы, которым тема была важна, уточняли их у руководства АО «Пассажирские перевозки». Одному из горожан ответы пришли даже в бумажной версии. И там основной аргумент - пассажиров мало.

- Анализ пассажирооборота скорого поезда № 71/72 сообщением «Астана - Москва» за 2015 год, пишет вице-президент по производству АО «Пассажирские перевозки» Айбат КАНГАЛИЕВ 2 февраля сего года, - в сравнении с 2014 годом показал снижение пассажирооборота на всем пути следования в целом на 24,8% (2014 год - 223,3 млн пасс-км, 2015 год - 167,9 млн пасс-км).

И хотя неспециалисту трудно понять, что такое пассажирокилометры, но все-таки видно, что спад налицо. Тем более что дальше говорится, как АО пыталось этому противостоять - применяло скидки, организовывало дополнительные стоянки, обновляло подвижной состав. А дальше написано, что на снижение пассажирооборота также повлияла конкуренция со стороны авиатранспорта. И вот с этого места нам захотелось подробностей. Об экономике процесса ценообразования у казахстанского перевозчика. Ведь когда-то именно пассажирские поезда среди прочих видов транспорта были самыми доступными для граждан. Что принципиально с ними случилось, что летать в Москву стало если не дешевле, то вполне сопоставимо по цене с ездой в вагоне.

В том, что это так, сомнений нет. Но обращает на себя внимание разница в ценах у казахстанских и российских железнодорожников. Зайдите поочередно на сайты РЖД и КТЖ, впишите в окошко поиска искомый маршрут (один и тот же) и оцените разницу в ценах на билеты. Мы оторопели, когда ее увидели, например, желая уехать из Челябинска в Петербург.

Цена плацкартного билета на 30 марта КТЖ - 48 169 тнг, купе - 78 686 тнг. РЖД: плацкартный - 4 183 рубля, купе - 7 722 рубля. Умножить на 5, чтобы перевести в тенге по среднему курсу, и выйдет, что покупка на РЖД плацкарты выходит всего в 20 тысяч тенге с небольшим, у нас более чем вдвое дороже. Скриншоты к тексту прилагаются.

Потом мы вознамерились отбыть из того же Челябинска в Москву поездом № 391 У. Та же история. Посмотрите на инфографику. Едешь ли ты за билетом в уральский город, берешь ли его онлайн, но на сайте РЖД он обходится тебе значительно дешевле. Почему так, задались мы вопросом, может, и наивным, но многое определяющим как раз для того самого пассажирооборота, который у казахстанских перевозчиков падает.

Мы направили свои вопросы в АО «Пассажирские перевозки». Среди них - как раз о ценовой политике, как формируется, кто ее определяет. Просим уточнить, с какого времени стало отмечаться устойчивое снижение пассажиропотока и с чем само АО это связывает? С повышением цен на билеты связывает? Просим привести в динамике изменение цен на билеты конкретно от Астаны до Москвы в последние три года.

Пока нам вежливо ответили, что работа с нашим запросом потребовала дополнительного времени, им занимаются, ответят обязательно.

Параллельно мы выяснили, что причины отмены поездов заинтересовали и сенатора Серика Бектурганова, он также сделал запрос в КТЖ, обещал поделиться информацией.

Конечно, костанайцу в Москву уехать можно, но только не с родного вокзала. Наши добровольные помощники предметно изучили расписание и «проложили» маршруты до российской столицы через Петропавловск, Орск, Караганду, Екатеринбург и еще пяток пунктов. Все можно. И даже, повторюсь, дешевле, чем из дома. Но для этого надо дружить с компьютером, уметь пользоваться сайтами. А если человек пожилой? А если в путь пускается многочисленная группа детей, инвалидов?

Да и непонятно, почему казахстанские перевозчики так легко сдают позиции, одну за одной, перед союзными конкурентами. Странная какая-то у нас железнодорожная экономика. Надеемся тему продолжить, уже имея конкретные пояснения к тому, что происходит.