А кто во всем виноват? Счетчики

Автоматизированных тепловых пунктов в области установлено всего 16 - все в домах-участниках Программы модернизации ЖКХ

Галина ПЕТРЕНКО

Почему костанайцы негативно оценивают первые итоги установки приборов учета тепла

Накануне весны в области нагрелась до кипения тема теплосчетчиков, то бишь общедомовых приборов учета тепла. Гневными письмами о них засыпаны блоги акима области и городов. 16 февраля на брифинге в Службе центральных коммуникаций главе региона Архимеду Мухамбетову журналисты задавали вопрос о неподъемных дифференцированных тарифах на тепло.

Аким обещал разобраться. В своих обращениях костанайцы в выражениях не стесняются. Жульничество, оболванивание и обворовывание - это все о кампании по установке счетчиков.

Где экономия, где выгода?

Магистральная тема всех обвинений и разочарований - жильцам домов со счетчиками обещали экономию оплаты за тепло, а платить люди стали больше. Сейчас, кстати, добиться невозможно, кто ж конкретно подобное обещал. Именно в таком аспекте: мол, счетчик даст возможность экономить тепло, а значит, и деньги за него.

Готовя этот материал, перелопатила то, что писала «НГ» по приборам учета, и не нашла, чтобы наши ньюсмейкеры по этой теме так выстраивали аргументы. И бывший заместитель акима области Евгений АМАН, и руководитель управления энергетики акимата области Хайдар КАМБАРОВ, например, в публикациях «НГ» четко говорили: счетчик только считает, помогает платить именно за потребленную тепловую энергию. Это наряду с термомодернизацией жилого фонда - начало масштабной и комплексной кампании по энергосбережению.

Конечно, оплата учтенного потребления означает, что люди не будут переплачивать - отдавать деньги за то, чего от теплокомпаний не получили. Вот аспект, который связывает счетчики и экономию. Но и только. Может, конечно, во время агиткампании во дворах и подъездах за установку ОПУТ звучали и другие аргументы. Они-то сейчас всех и распаляют.

Корова у соседа сдохла, но...

Агитация-то реально была. В прошлом году Костанайская область в деле установки счетчиков сделала рывок - если до 2015 года только 11% жилого фонда имело приборы учета тепла, то теперь они установлены в 932 домах - это 44%. Одним из убойных аргументов за ОПУТ - а это госпрограмма, поручение главы государства - было введение для потребителей дифференцированных тарифов. Более высоких относительно среднего тарифа теплокомпаний для не имеющих счетчики и более низких - для домов с ними. Это и должно было простимулировать народ на установку. И простимулировало.

Но насладиться разницей, например, костанайским потребителям не дала КТЭК. Накануне отопительного сезона компания подняла тарифы. «НГ» об этом писала. А вот второе, весьма солидное тарифное прирастание (смотрите таблицу), случилось как-то очень тихо - 16 декабря 2015 года. Поэтому редкий костанаец, услышав из окошечка по приему платежей сумму за январь, не переспрашивал, а чего так много.

То есть люди из домов со счетчиками даже по дифтарифу тоже стали платить значительно больше прежнего. Оно, конечно, которые без счетчиков еще больше выложили. И следуя логике поговорки «У соседа корова сдохла, а нам приятно», это должно утешить. Но, судя по гневу костанайцев, не утешает. Тем более что тарифные перспективы идут только на повышение. Даже при том, что, как отдельно подчеркнуто в ответе теплокомпании на запрос «НГ», «ГКП реализует тепловую энергию по себестоимости, не имея прибыли в составе тарифа».

Идет проверка

Кстати, что касается сегодняшнего применения дифференцированных тарифов, тут у потребителей тоже есть вопросы. Например, в «Нашу Газету» обратились жильцы нескольких костанайских домов по улице Герцена, которые утверждали, что установили счетчик и считали, что впредь должны были платить по сниженному дифференцированному тарифу, однако к ним применили другой, гораздо более высокий - как к счетчика не имеющим. Со своей стороны теплокомпания объясняет, что дело в датах установки счетчика и введения в действие дифференцированных тарифов. Дескать, прибор учета установлен позднее утверждения дифтарифов... Насколько правомерна такая позиция, сейчас выясняет департамент Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции. Оказалось, что жалоба такая не одна, горожане обратились и напрямую в департамент.

- На основании коллективных жалоб жителей города Костаная, в том числе жильцов дома № 60 по улице Герцена, департаментом проводится внеплановая проверка ГКП «Костанайская теплоэнергетическая компания» на предмет обоснованности начисления платы за услуги теплоснабжения по дифференцированным тарифам. По результатам проверки в случае выявления фактов нарушения будут приняты соответствующие меры, - ответил на запрос «НГ» заместитель руководителя департамента КРЕМ Нурлан ДЖАЛГАСБАЕВ.

В свою очередь, газета также опубликует эту информацию.

А мы еще и не платили

Еще один вопрос поступил от пользователей сайта ng.kz, которые живо обсуждают тему теплосчетчиков. А где, дескать, в счетах КТЭК обещанная строчка «оплата за счетчик». Плохо, если она слита с основной суммой. Люди хотят знать, какой платеж они делают ежемесячно за счетчик. Кстати, вопрос туда же: а куда вообще делись счета от теплокомпании, которые больше в почтовых ящиках не появляются?

Напомним, что приборы учета тепла в области ставились как частным порядком, так и в рамках государственной программы. По программе КТЭК берет счетчики в лизинг на 4 года. Вот столько лет горожане и будут за них платить компании в рассрочку. Потом приборы будут по акту переданы потребителям. Уже сейчас по программе установлено 393 счетчика.

- В ближайшее время, - сообщил «НГ» в ответе на запрос главный инженер КТЭК Николай БЕЛЯК, - в квитанциях на оплату за тепловую энергию появится отдельная строка по начислению и оплате за установку приборов учета. До настоящего времени данная оплата с потребителей не взималась.

Ждем с 1 марта.

Комплектация - полная

Целый перечень вопросов задал на сайте ng.kz пользователь Павел. Написал, в частности, что не понимает, зачем ставить счетчики, с помощью которых невозможно регулировать подачу тепла в дом. Полагает поэтому, что астанинская фирма, выигравшая тендер, ставит счетчики неполной комплектации - как раз без регулирующего устройства. А частные фирмы - ТОО «АиФ», ТОО «Ассоль и К» устанавливают полный комплект. К тому же потребителю непонятно, на каком основании теплокомпания запрещает потребителям 4 года «совершать со счетчиком какие-либо действия».

Мы задали эти вопросы КТЭК, а параллельно - директору ТОО «Ассоль и К» Елене РЕВЕНКО. Скажем сразу: принципиально их ответы совпадают.

- Прибор учета тепла является только прибором регистрации фактических составляющих показателей количества тепла и, по сути, не может являться прибором экономии. Для того чтобы иметь возможность регулирования системы теплоснабжения по своему усмотрению, необходимо устанавливать контроллер с датчиками температур с поворотным затвором и с электроприводом, позволяющий по заданным параметрам регулировать подачу теплоносителя на объект. Или устанавливать регулирующую арматуру, балансировочные клапаны. Тогда потребитель либо ПКСК может самостоятельно, опираясь на текущие показания прибора учета, корректировать подачу тепла, - ответил Беляк.

- Прибор учета тепла не отличается по своему предназначению от счетчика холодной воды в вашей квартире. Ну, вы же не требуете от него, чтобы он сделал воду погорячее, - более доступно выразилась Ревенко. - И потом, я хочу напомнить, что изначально теплокомпания регулирует параметры теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха. Вот я вам показываю отчеты о суточных параметрах теплоснабжения - из них очень хорошо видно, что практически ни в один день не входит в дом вода одинаковой температуры. И соответственно, меняется теплопотребление дома.

Выяснилось, что ни о какой умышленно неполной комплектации речь не идет.

КТЭК, участник государственной программы, доводит до сведения читателей «НГ», что в техническом задании на установку приборов учета в Костанае предусмотрены: доставка и монтаж прибора учета тепла, запорная арматура, модем для дистанционной передачи информации, антивандальные шкафы. Везде комплектация одна и та же.

Что касается желания что-то делать со счетчиком - подкручивать, усовершенствовать и прочая. Четыре года это оборудование является собственностью услугодателя, к тому же везде стоят дистанционные модемы, что позволяет собирать данные бесконтактно.

Кстати, частная фирма «Ассоль и К» сейчас тоже настоятельно рекомендует установку таких модемов.

- Это прежде всего дает возможность нам у себя на мониторах утром ежедневно видеть, не дает ли где-то счетчик сбой, - пояснила Ревенко. - Это самое важное.

И все-таки хочется уменьшить

Конечно, вопрос регулировки подачи тепла остается для всех нас, желающих сэкономить на самой дорогостоящей коммунальной услуге, жгучим. И мы все-таки решили выяснить, что можно предпринять, чтобы счетчик насчитывал нам меньше.

Начнем с запрета. И в ответе на запрос об этом говорится, и председатели ПКСК показали разъяснение от теплокомпании - уменьшать подачу тепла в дом, орудуя задвижками, нельзя. Согласно Своду правил РК 4.02-17-2005 п. 5.9, применять запорную арматуру в качестве регулирующей не допускается, а к запорной относятся задвижки, краны шаровые, вентили.

Собственно регулирующим инструментом в теплосистеме дома могут быть балансировочные клапаны. Ручная регулировка может уменьшить подачу и входящей сетевой воды, и обратную воду «поджать», объяснял корреспондентам «НГ» старший мастер ПКСК «Орталык» Юрий ВОЛОДЕНКОВ, с одной стороны, увеличивая ее теплоотдачу, с другой - снижая объем поступления теплоносителя в единицу времени. Но...

- Пользуемся мы такой регулировкой редко, - признался председатель ПКСК «Орталык» Алмат АЙДОСОВ, - КТЭК нас не перегревает, так что уменьшать поступление теплоносителя смысла нет. Вы, наверно, обратили внимание, что изначально в подвале трубы для ввода сетевой воды у нас установлены с советских времен диаметром 100 мм, а к счетчикам, установленным по госпрограмме, сейчас непосредственно при установке подведена труба зауженного диаметра - всего 40 мм, а то и 32. Что тут еще балансировочными клапанами уменьшать? Так что центральные подъезды у нас живут в тепле, а крайним его не хватает.

Ну, все-таки если жарко, то можно еще уменьшить потребление тепла, если у вас установлены радиаторы отопления с регуляторами. Конечно, ваша экономия пойдет в общую копилку, будет, скорее всего, небольшой, но все-таки. Ну, само собой, утепление подвалов, подъездов, квартир влияет на параметры теплосъема и, таким образом, потребление домом гигакалорий тепла.

Ну и на десерт мы оставили автоматизированные тепловые пункты. Считается, что это безусловное благо, эффективная замена грубой ручной регулировке.

- Это целый набор оборудования: устанавливается насос, клапаны, задвижки с электроприводом, в угловых холодных комнатах обязательно устанавливаются датчики, еще один выводится на северную сторону дома, - объясняла Ревенко. - Все это связано между собой как раз в автоматизированную систему, которая реагирует на колебания температуры воздуха и при этом следит, чтобы в доме, во всем доме была комфортная температура. На улице потеплело - задвижка автоматически уменьшает теплоподачу. Хорошо? Хорошо. Но я бы хотела, чтобы люди эту информацию восприняли реалистично. У нас сегодня на теплоисточнике не греют воду, как в советские времена. Сейчас, положим, температура воздуха минус 5, вода на входе будет градусов 50. Что тут уменьшать, на чем экономить? А люди ведь будут ждать от АТП непременно экономии. Причем оборудование-то это дорогое. Нам что, мы привезем и установим. Но думаю, тут надо очень взвешенно подходить. Честно, я бы не взялась советовать в каждый дом к счетчику такой пункт ставить.

Сейчас в Костанайской области АТП установлено всего 16 - только в домах, которые прошли в рамках госпрограммы термомодернизацию. Там, говорят, эффект есть. По крайней мере, управление энергетики облакимата намерено предлагать и остальным участникам Программы модернизации ЖКХ ставить в лизинг автоматизированные тепловые пункты.

А кампания по установке счетчиков продолжается. В 2016 году только через Фонд развития ЖКХ планируется оснастить ими 594 дома. Наверняка и вопросов по ним будет не меньше, чем сейчас. Мы запросили в КТЭК телефоны, по которым потребители могут обращаться с таковыми. Нам ответили: по вопросам работы приборов учета т. 57-70-01, добавочный 158 (с 1 по 20 число месяца, с 8.00 до 12.00); по вопросам начисления по приборам учета т. 57-70-01, добавочный 146.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА 


Дифференцированные тарифы КТЭК 

 

Утвержденный с 1 октября 2015 года тариф, тенге/Гкал (с учетом НДС)

Для населения

С приборами учета

Без приборов учета

Средний тариф

4 926,12

2 463,06

5 353,97

Для прочих потребителей

Средний тариф

8 566,68

7 221,45

12 850,02

 

 

Утвержденный 15 декабря 2015 года тариф, тенге/Гкал (с учетом НДС)

Для населения

С приборами учета

Без приборов учета

Средний тариф

5 009,86

4 448,70

6 011,84

Для прочих потребителей

Средний тариф

8 712,44

7 344,32

13 068,65