Маленькие детали большой реконструкции

Ольга ЛИХОГРАЙ

В Костанае до сих пор нет подробной схемы объездов на случай закрытия Большого моста

Сейчас на Большом мосту полным ходом идут буронабивные работы, в конце ноября движение по нему закроют

В конце ноября в областном центре закроют движение по Большому мосту, через который проходит трасса к поселку Затобольск, связывающая областной центр с несколькими районами. Масштабная реконструкция главной переправы областного центра, которой ждали два года, может обернуться для большинства пассажиров и водителей не менее масштабными проблемами.

Объезжать Большой мост придется либо двигаясь на юг в сторону моста на КЖБИ, либо на север в сторону Корейского моста. Длина объезда в любом случае - от 10 км и больше. По какому именно окольному пути пойдет основной транспортный поток, до сих пор не известно. Подробная схема объездов не разработана, пропускную способность двух мостов никто не просчитывал, насколько увеличится интервал движения для общественного транспорта - выяснить нереально.

Кирпич на голову

Знак «Проезд запрещен», называемый в народе «кирпич», появится на подъезде к Большому мосту уже в конце ноября. Об этом на специальном совещании в конце июля официально заявил первый заместитель акима Костанайской области Гауез НУРМУХАМБЕТОВ.

- В конце ноября мы планируем закрыть трассу на Затобольск в связи с реконструкцией Большого моста, - сообщил Нурмухамбетов. - По плану мы должны сдать готовый мост в конце осени 2017 года. Мы планируем открыть движение уже в феврале-марте 2017 года. Закрытие дороги в ноябре позволит выполнить больший объем работ.

Общая сумма реконструкции - 3,3 млрд тенге. До конца 2015 года запланировано освоить 667 млн тенге. 

Из-за закрытия Большого моста кардинально изменят схему проезда сразу пять автобусных маршрутов Костаная. Четыре из них обслуживает компания «TTS Reisen» - № 102, 104, 105 и 106. Один - № 115 - ТОО «Фирма «Сапар».

- Мы первый раз слышим о том, что Большой мост собираются закрывать, - сообщил «НГ» механик ТОО «TTS Reisen» Олег БАГДОНОВ. - Конечно, для нас это актуально, потому что автобусам придется давать большие крюки, а для этого нужно либо увеличивать интервал движения, либо добавлять дополнительные автобусы. Но чтобы все это просчитать, необходима готовая схема объезда.

Закрытие движения по Большому мосту придется на начало холодов, поэтому пассажиры возмущены не меньше.

- Это сколько придется стоять в морозы на остановках? - заранее волнуется жительница Затобольска Любовь СВИРИДОВА. - Мы и сейчас-то ждем автобусов по вечерам 20-30 минут, а что будет, когда автобусы пойдут по такому длинному объезду?

После закрытия Большого моста общественный транспорт на этой развилке Тарана-Каирбекова будет поворачивать либо направо, либо налево

Интервал увеличится

В ТОО «Фирма «Сапар» сообщили, что уже испытали первый шок, когда 19 августа закрыли движение через Корейский мост. У фирмы-перевозчика через эту переправу в п. Заречный следует маршрут №101.

- Нас никто заранее не предупредил о закрытии Корейского моста, - рассказали в фирме-перевозчике. - Пришлось на ходу менять маршруты. Мало того, мы потом несколько дней не могли добиться, кто закрыл мост, чтобы официально пожаловаться.

У другой фирмы-перевозчика ТОО «Компания STA» автобусы не ходят по маршруту Костанай - Затобольск и обратно, но в Затобольске находится база, куда каждый вечер городские автобусы должны вернуться и оттуда же утром выехать на рейс.

- Мы буквально на днях обсуждали ситуацию с закрытием Большого моста с коллегами, - говорит директор ТОО «Компания STA» Эдуард КИНА. - Такое ощущение, что эти объезды превратятся в настоящий кошмар. Даже два наших маршрута, № 10 и № 8, чтобы утром выйти на рейс в Костанае, должны будут выехать минут на 30 - 40 раньше, чтобы дать круг через Корейский мост и вовремя заступить на смену. Что будут делать автобусы, у которых регулярные рейсы проходят через Большой мост, вообще непонятно.

Кина предполагает,что интервал движения для автобусов маршрутов 102, 104, 105 и 106 увеличится как минимум на полчаса. Добавить автобусы на маршрут - нереально, потому что пассажиров не прибавится, а перевозчик будет терпеть убытки, тратя дополнительные средства на бензин и запчасти.

Светофоры обязательны

На этом участке рядом с Большим мостом нужен светофор, чтобы по Гашека не скапливались пробки

Высок риск, что на двух мостах, которые примут на себя всю нагрузку, будут скапливаться огромные пробки.

- Во-первых, никто не просчитывал реальную пропускную способность двух мостов и количество автомобилей, которые по ним пойдут, - говорит водитель такси Сергей ЗАДОРОЖНЫЙ. - Во-вторых, чтобы разгрузить движение, для начала его нужно отрегулировать.

Задорожный указывает на два участка вблизи мостов, на которых просто необходимы светофоры. Первый - на повороте с ул. Гашека на мост в районе КЖБИ. Там стоит знак «Уступи дорогу», обозначающий, что водители, которые едут по ул. Гашека, должны пропустить весь поток машин, двигающихся со стороны пр. Абая и ул. Базовой.

- Когда на ремонт перекрыли Корейский мост, скопилась длинная вереница машин по ул. Гашека, - вспоминает водитель Антон ХНЫКИН. - Водители по полчаса не могли попасть на мост. В этом месте обязательно нужен светофор, который бы регулировал приоритет проезда сначала для одних, потом для других машин.

Давно необходимо установить светофор и на пересечении трассы, ведущей из Затобольска в Заречный, и пересекающей ее трассы, идущей от Корейского моста. На этом месте в часы пик уже скапливаются потоки автомобилей, которые не могут разъехаться на нерегулируемом перекрестке. Когда через Корейский мост пойдет основной поток грузового, легкого и общественного транспорта, обстановка на этом пересечении превратится в аварийно-опасную.

Место пересечения трассы из Затобольска в Заречный и трассы, ведущей от Корейского моста, очень опасно при большой нагрузке и без светофора  

Нужен грамотный подход

Областные власти к возмущению водителей и мандражу перевозчиков относятся сдержанно - равнодушно. Разработки схемы движения по новым маршрутам в ближайших планах нет, а об установке светофоров даже не заходила речь. На брифинге 20 августа с участием руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костанайской области Азамата ТУРСУНОВА эти два вопроса были самыми актуальными.

- Новая схема движения для общественного транспорта в связи с закрытием Большого моста еще не разрабатывалась, - ответил на вопрос корреспондента «НГ» Турсунов, - планируем ее разработать за месяц до закрытия моста. Пока не знаем, через какой мост пойдет транспорт. Устанавливать светофоры точно не будем, потому что этот вопрос мы даже не прорабатывали, и на эти объекты нет средств. Может быть, в такой ситуации стоит грамотно расставлять светофоры.?

- В некоторых местах светофоры можно убрать, кое-где - заменить на кнопочные, - считает водитель такси Алексей ЛАВРОВ, - после 12 ночи и до 6 утра не проходит ни одного пешехода, а светофоры работают круглосуточно, и водители обязаны терять по минуте и больше. Не лучше ли их поставить в районе мостов на КЖБИ и Корейского, на которых скоро начнется ад, а на менее интенсивных дорогах установить кнопочные?

Впрочем, в свете большой миллиардной реконструкции такие детали властям очевидно видятся сущей мелочью. А до часа икс остаются считанные недели.

На трассе рядом с Корейским мостом планируют разметку

Свежий асфальт в районе Корейского моста справа слегка не доложили