Из Австрии - с гордостью

Мария КАТКОВА

О европейском опыте успешной защиты отечественного производителя

Этот материал подготовлен специально вслед теме недели прошлого номера. В нем ньюсмейкеры «НГ» обсуждали, почему у нас не работает лозунг «Покупай казахстанское!». А вот 84% австрийцев предпочитают продукты и товары местного производства импорту и даже готовы платить за них больше. В чем причина такой горячей любви?

«Одно яблоко - и все в норме»

Скидки и акции в первую очередь на австрийские продукты

Аналитики утверждают: ни вступление в Евросоюз, ни поток более дешевых экспортных товаров из соседних стран не повлияли на уровень благосостояния австрийских производителей - в первую очередь речь идет о продуктах. Более того, первые лица государства официально заявляют: патриотический настрой соотечественников поможет свести к минимуму ущерб, который нанесли введенные Россией санкции (Австрия экспортировала в основном фрукты и овощи). Готовность поддержать своих - отличительная особенность загадочной австрийской души? Скорее, результат последовательной внутренней политики.

В 2013 году Австрия экспортировала в РФ продукты почти на четверть миллиарда евро, после введения контрсанкций в 2014 эта сумма, по подсчетам аналитиков, уменьшится как минимум вдвое. Тем не менее президент австрийской сельскохозяйственной палаты Герман ШУЛЬТЕС, давая комментарии для прессы, не выглядел ни взволнованным, ни расстроенным.

- Если Россия не хочет наши продукты - мы предоставим их тем, кто в них нуждается, - заявил чиновник.

Среди очевидных предложений увеличить экспорт в другие страны, в особенности - Третьего мира, обеспечить местными продуктами кризисные регионы и лагеря беженцев прозвучало также следующее:

- Австрийские продукты должны стоять на полках магазинов на первом месте и по честной цене. Если каждый австриец купит буквально на одно яблоко больше, чем обычно, все будет в норме. Мы должны помочь потребителю сделать выбор в пользу местного производителя.

Впрочем, уже сейчас нужно постараться, чтобы найти в супермаркетах с едой на каждый день что-то неместное. В кондитерских отделах попадаются шоколад и конфеты из соседней Германии, на стендах со специями и приправами - аутентичные китайско-японские соусы, да пожалуй, французское и испанское вино. Шире всего Евросоюз и соседние страны представлены овощами и фруктами: из Италии, Греции, Кипра, Латинской Америки везут несезонное либо то, что в Австрии не растет - батат, апельсины, авокадо, грунтовые помидоры черри и мини-огурчики.

Мясо, мучные и молочные продукты, овощи, фрукты, (свежие и замороженные), полуфабрикаты и консервы - 90% если и произведено не из местного сырья, то, по крайней мере, обработано, разлито и расфасовано на месте, о чем сообщает упаковка.

Именно на местный продукт чаще всего делают скидки, он в первую очередь участвует в акциях, предлагается держателям бонусных и клубных карт, его в большинстве случаев поставляют в социальные магазины для малообеспеченного населения. Стопроцентно австрийские товары украшаются флажками, броскими логотипами «Сделано в Австрии», «Мы гордимся нашим молоком» и отмечены значками «натуральное», «без генетически модифицированных добавок».

Региональное вместо экологического

Владельцам крупных сельскохозяйственных корпораций удалось очень выгодно разыграть модную карту органической еды: зелень, овощи, фрукты, мясо и рыба у них не просто экологически чистые (что подтверждает евросоюзный контроль качества), они региональные и по сезону. Все выращено и собрано в том же регионе, значит, и везти недалеко, и свежесть проконтролировать проще. Да и врачи не зря твердят, что сезонные яблоки могут быть даже полезнее, чем биоавокадо, выращенный за тридевять земель и переживший длительную транспортировку. В итоге 60% австрийцев, склонных придерживаться здорового питания, однозначно ответили порталу «Курьер»: из широкого ассортимента супермаркетов они, скорее, выберут родные сезонные продукты, а не заморскую экзотику.

К верному выбору плавно подведут и туристов, пожелавших отдохнуть на свежем воздухе и покататься, скажем, на лыжах. Чем дальше отель от крупных городов типа Вены и Зальцбурга, тем выше вероятность, что на пару недель вам предложат исключительно традиционные австрийские блюда, приготовленные из экологически чистых региональных продуктов.

Туристы, кажется, ничего против не имеют: недаром среди самых ходовых европейских предложений в турагентствах сейчас - гастрономические туры, а в числе самых популярных направлений сразу за Италией и Францией идут Австрия и Германия. Все это результат политики, проводимой министерством сельского хозяйства Австрии. Ее принципы - тесное и непрерывное сотрудничество производителей (начиная с небольших фермерских хозяйств на земле), дистрибьютеров (включая, разумеется, самые крупные в стране сети супермаркетов Billa, Zielpunkt и InterSPAR), экспортеров, представителей туристическо-гастрономической отрасли и, собственно, правительства.

Инвестиции в репутацию

Поддержка, которую оказывает государство местному производителю выглядит, например, так: специально для стратегической поддержки местной винной индустрии в 1986 году был создан Австрийский совет винного маркетинга. Занимается он продвижением австрийских вин,о которых в мире еще мало знают. Продвижение пока что идет на внутреннем рынке, в числе долгосрочных целей - постоянное увеличение доли местного продукта, а значит, уменьшение количества конкурентного продукта из Франции, Италии, Испании и соседней Германии. Следующий шаг - выход на рынок внешний и создание винам из Австрии привлекательного имиджа. Интересно, что совет, среди учредителей которого минсельхоз, был создан сразу после громкого «винного скандала»: в 1985 году было обнаружено, что некоторые винодельческие компании добавляют в готовый продукт диэтиленгликоль - один из активных компонентов антифриза, после чего рынки соседних стран закрылись для австрийского вина.

Времени прошло вроде бы достаточно, но ситуация, по мнению маркетинговых аналитиков, начала выправляться совсем недавно. Зато уверенно: спрос на местный продукт в категории «столовые вина» за последние 5 лет вырос в полтора раза, и тенденция, по мнению специалистов, в будущем сохранится.

«Готовим как бабушка»

Подавать к такому вину, естественно, рекомендуется исключительно местную свинину и говядину с гарниром из биоовощей, выращенных в соседней земле. Рекомендуется в прямом смысле: ведущие кулинарных программ учат зрителей готовить в основном традиционные блюда, которые стряпали еще австрийские бабушки и мамы. Ну а раз кушанья привычные, то и покупать для них экзотические продукты не нужно: какой смысл для «апфельштруделя» покупать яблоки из Польши или Греции, а не из Бургерланда или Каринтии? Та же картина в газетных киосках и книжных магазинах: на самом видном месте будет стоять толстый том «Австрийской кухни», а рядом - стопка журналов с заголовками типа «Региональные овощи и 100 блюд из них».

Вместо заграничной зелени в пучках покупателям предлагают родную - в горшочках

Жителям крупных городов обычно предлагают овощи и фрукты с доставкой на дом: так называемая био- или региональная корзина, в которую обычно вмещается килограммов 5-10 самых ходовых сезонных овощей (бонусом иногда идут сыры и колбасы), обходится покупателю в среднем в 15-20 евро, а это четверть средней суммы, которую раз в неделю оставляет в супермаркете средний австриец, обремененный супругом и ребенком. Удерживать стоимость столь привлекательной помогает, в том числе и то, что фермерские хозяйства получают от государства субсидии.

Помощь заключается не только в частичном финансировании предприятий и кредитовании под выгодный процент, но и в создании благоприятной обстановки для развития бизнеса. На практике это выглядит как-то так: рядом со свежей зеленью из Испании и Греции, пучок которой обойдется примерно в 2,4 евро, стоит стенд с такой же австрийской зеленью в горшках: выращенный заботливыми фермерами куст петрушки будет стоить примерно столько же, сколько пучок привозной, зато когда он будет съеден до конца, можно здесь же приобрести пакетик семян и развести собственный биосад на подоконнике. И экономно, и отечественного производителя снова поддержали.

Выигрывают, судя по всему, от подобной политики не только местные производители и клиенты супермаркетов, но и само австрийское правительство. Ни финансовый кризис, ни российские санкции, по словам Германа Шультеса, сокрушительного удара, по крайней мере, по продуктовой части местного бизнеса не нанесут. Более того, будучи спокойными за внутренний рынок, австрийцы вовсю готовятся штурмовать рынок внешний. Подстраховаться на случай падения доходов от экспорта планируется, по заявлению Торговой палаты, увеличением торговли с соседними европейскими странами, хотя Австрия уже сейчас - на втором месте после Люксембурга по экспорту биопродуктов и настойчивому продвижению в страны Третьего мира.

- Мы должны продвигаться дальше. За австрийский рынок мы совершенно спокойны, - заявил Шультес.      

Мария КАТКОВА по материалам www.kurier.atwww.orf.atwww.heute.atwww.salzburg.com

Супермаркет InterSPAR: треть стеллажей с вином занята местным продуктом

Местные товары помечают флажками

Свежие яйца c фермы

"Нижняя Австрия: мы гордимся нашим молоком!"

"Я отсюда!": Свежие яблоки из Штирии

Из других стран везут экзотическое или несезонное

Вино со скидкой и описанием: из какой земли

Кофе со скидкой: обжарен и упакован в Австрии