Костанайские дворы превращаются в стоянки, потому что

В мкр Наурыз под детскую площадку отведен небольшой островок, все остальное место занимают машины

Ольга ГОРАЙ, gorai@ng.kz
Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz

С каждым годом количество автомобилей в Костанае увеличивается. Дворы многоэтажек давно превратились в бесплатные автостоянки. Автовладельцы паркуются около подъездов, да и на ночь оставляют транспорт на детских площадках, тротуарах. При этом количество частных автостоянок не увеличивается, а уменьшается.

В существующей застройке землю у предпринимателей власти изымают под государственные нужды. А в новых микрорайонах планируются в лучшем случае парковочные места. Многоуровневые надземные и подземные автостоянки пока остаются лишь отдаленной перспективой. Вкладывать в них средства государство не планирует, остается надежда лишь на крупных частных инвесторов.

30 участков под стоянками

В Костанае зарегистрировано более 60 000 автомобилей. А автостоянок, где автовладельцы могут оставить свой транспорт под присмотром, осталось всего 30 с общей вместимостью около 5 000 машин. Только за последний год чиновники изъяли три земельных участка, на которых располагались частные автостоянки, в госсобственность.

- Процедуру изъятия земельных участков, на которых ранее были расположены автостоянки, мы проводили в отношении двух собственников и одного землепользователя, - сообщил руководитель отдела земельных отношений акимата Костаная Саят ЖУСИПБЕКОВ. - Изъята земля была в целях строительства многоэтажного дома и концертного зала с парковкой. В настоящее время акимат не планирует начинать новые процедуры изъятия у частников, владеющих стоянками. Новые участки под автостоянки в существующей застройке акимат выделять пока не будет.

Освобождая под строительство места, где были автостоянки, чиновники заостряют внимание на том, что частные стоянки все равно пустуют, не используются по целевому назначению.

Корреспонденты «НГ» провели свой рейд по Костанаю и выяснили, пользуются ли автостоянки спросом у горожан, хватает ли их, и где предпочитают костанайцы оставлять свой транспорт.

Четыре стоянки вокруг «Западного»

Вечером 16 июня мы посетили мкрн «Западный». Первую стоянку обнаружили по ул. Карбышева, напротив дома № 27. Насчитали 15 автомобилей - 5-я часть стоянки. Стоимость места - 150 тенге за ночь.

- Много автовладельцев оставляют у вас на ночь машины? - спрашиваем у сторожа.

- Всегда по-разному, но треть всегда свободна, - пояснил сторож. - Горожане привыкли ставить машины во дворах.

В мкр Западный машинами занят каждый свободный пятачок

Переходим дорогу - и весь местный автопарк обнаруживаем во дворе дома № 27. Тридцатью машинами заставлены все «карманчики», тротуары и свободные места. Буквально в 50 м, за домом № 25 обнаруживаем еще одну автостоянку. Она почти заполнена. Более 50 машин стояли в три ряда. При этом и во дворе 25-го дома машин тоже полно.

Автостоянка по ул. Карбышева около дома № 25 всегда заполнена машинами

Продвигаемся в самое сердце «Западного», где находятся еще две стоянки, - ул. Строительную и ул. Полевую. Последняя пользуется спросом - в 21.00 практически все места там были заняты, а автолюбители продолжали гнать свой транспорт на «ночевку». А на стоянке по Строительной красовалось лишь 6 машин. Зато дворы приспособлены исключительно под парковку.

Двор дома № 3 по Карбышева напоминает бесплатную автостоянку

- У нас во дворах и так места мало, а когда наступает вечер, то не остается ни одного свободного пятна - все заставлено машинами, - жалуется жилец дома по ул. Карбышева, 3 Наталья САЙБЕЛЬ. - Мы уже и ругались с автовладельцами, и приглашали полицию, но ситуация не изменилась. Людям удобно оставлять машины под окнами и не платить за стоянку. И все на это закрывают глаза.

Во дворе дома № 12 по улице Строительная в вечернее время можно насчитать до 50 автомобилей

Только во дворе дома № 12 по ул. Строительной мы насчитали 42 автомобиля. Во дворе по Карбышева, 3 - 67 машин.

А во дворе домов по Строительной, 10 и 10 «А» - 70. Они перекрыли въезд, заняли тротуары, свободной осталась лишь детская площадка, и то потому что она огорожена забором.

В спальных районах дефицит

Микрорайон «Наурыз» застроили быстро, но ни одной автостоянки в нем не предусмотрели. Ближайшие стоянки расположены в КЖБИ. В новом районе есть лишь парковочные места, но их недостаточно, и автовладельцы оставляют транспорт там, где им удобно. Во дворе дома № 1 мы насчитали 50 машин. А под детскую площадку выделен лишь маленький островок. И вечером автомобили окружают его кольцом.

В КЖБИ мы нашли три автостоянки, две из них были забиты, одна заполнена на треть. Но при этом и дворы, особенно те, которые точечно застроили, превратились в бесплатные автостоянки. Например, во дворе по Маяковского, 117 построили еще две пятиэтажки. В результате жильцы лишились большой детской площадки, а из-за машин не осталось места даже для пешеходов. Только вокруг одного нового дома мы насчитали 40 машин.

Во дворе дома № 117 по Маяковского после строительства нового дома, автомобилями стали заставлять все тротуары

- Вечером нам невозможно выйти во двор с коляской, - возмущается Татьяна ЕРЕСЬКО. - По тротуарам одна за другой едут машины, и паркуются они тоже на тротуарах. Когда не остается свободного места, автомобилисты заезжают на бордюры, оставляют машины под окнами. Если успеваешь выехать с коляской, то на обратном пути уже не проехать - все заставлено.

Ситуацию не меняет и платная автостоянка, которая расположена рядом с домом № 117. Она небольшая (всего на 30 машин) и практически никогда не пустует.

Двигаемся в сторону микрорайонов по улице Чкалова. Обнаруживаем стоянку около дома № 16 в 9-м мкрн. Вся территория внутри и вокруг нее забита автомобилями. В ста метрах - еще одна большая автостоянка, и тоже заполнена. А рядом, вокруг дома № 15 «А» по ул. Чкалова, мы насчитали 50 машин. Не покрывают потребность и две автостоянки в 8-м мкрн. Каждый двор в спальных районах забит машинами.

На КСК - автомобильная осада

Аналогичная ситуация и в районе КСК. В ТОО «Электромир», которое владеет стоянкой на улице Алтынсарина, уверяют, что ночами она забита полностью. Рассчитанная примерно на 100 автомобилей площадка в четвертом часу дня заполнена наполовину, причем не только легковыми, но и грузовыми автомобилями.

- За ночь берем 100 тенге с машины, - объяснил охранник Игорь. - Каждую ночь у нас под завязку. Когда зимой этого года почти 20 машин ограбили, владельцы снова стали оставлять их на стоянке.

Напротив стоянки «Электромира» расположено еще две частных. На одной за ночь берут 100 тенге, на другой - 60 тенге. Эти и ночью заполняются частично. Днем на обеих не набралось и десяти машин.

Две частные стоянки в районе КСК почти всегда полупустые

Житель дома по ул. Урожайной, 29 Кайрат МУРСИЕВ уже несколько лет оставляет машину на ближайшей стоянке за 100 тенге. Говорит, его это устраивает больше, чем бросать автомобиль во дворе.

- Я могу и пройтись утром до машины, мне нетрудно, но многих такая прогулка не устраивает, - объясняет Кайрат Мурсиев, - поэтому наш двор по Урожайной забит машинами даже днем. Ставят их на детских площадках, газонах, потом выехать невозможно. Я считаю, что стоянок в Костанае достаточно, но горожане ими просто не пользуются. А зачем, если можно бесплатно поставить автомобиль на газоне и тебя за это не оштрафуют?

Мурсиев считает, что во всех костанайских дворах давно пора поставить знак «Стоянка запрещена» после 23.00. Или хотя бы за незаконные стоянки на газонах и детских площадках должны следовать административные наказания со стороны универсальных полицейских. Тем более, штрафы за подобные нарушения такие, что выгоднее на месяц вперед стоянку оплатить.

Двор по ул. Урожайной, 29, в котором проживает Мурсиев, действительно забит машинами даже в 16.00. Машины стояли в два ряда, перегораживали не только выезд другим автомобилистам, но даже блокировали выход из подъездов пешеходам. Не говоря уже о жителях частных домов, расположенных напротив многоэтажного дома. Практически на всех воротах жильцов частного сектора - стандартная табличка «Машины напротив ворот не ставить».

Двор по ул. Урожайной, 23 забит машинами даже в обеденные часы

- И все равно ставят, - возмущается житель Урожайной, 23 Александр КАРЗАНОВ, - порой заехать в собственный двор невозможно, а выехать ночью и подавно нереально. Вам кажется, что сейчас двор забит, а ближе к вечеру вы бы к нему подойти не смогли из-за машин.

Пройти - это полбеды. А вот поиграть детям, побегать, а уж тем более прокатиться на велосипеде - целая проблема.

Изымают под застройки

Эту стоянку в районе КСК изъяли под строительство концертного зала

Складывается впечатление, что дворы созданы только для заполнения автомобилями еще в нескольких районах КСК. Особенно в тех, где прошла точечная застройка, не предусматривающая даже места для парковок. Между тем не так давно власти Костаная изъяли у частника большую стоянку недалеко от пересечения улиц Текстильщиков - Каирбекова. Как только ее закрыли на замок, автовладельцы ринулись к стоящей рядом автостоянке поменьше.

- Пока функционировала та стоянка, стоимость в ночь за машину была 100 тенге, сейчас мы подняли до 150 тенге, - говорит администратор частной стоянки по ул. Текстильщиков, 9 «В» Жанара ТУРЕАХМЕТОВА. - Но люди даже не спрашивают о стоимости, им главное - место для машины найти. Не знаю, на каком основании изъяли большую стоянку, если машины в районе КСК ставить негде. Говорят, и до нас скоро доберутся.

Как пояснили «НГ» в акимате Костаная, обе стоянки изымают под строительство концертного зала. Кстати, за последние годы в районе КСК уже изъято три крупных частных стоянки. Скоро к ним добавится четвертая - по ул. Текстильщиков, 9 «В».

Полицейские не работают

Ситуация в центральной части Костаная кардинально отличается от той, что сложилась на КСК. Большие и маленькие стоянки центра почти везде не заполняются автомобилями даже наполовину. Небольшую площадку на пересечение улиц Пушкина - Абая забивают автомобилями в основном постоянные клиенты частных фирм. Стоянка ИП Акимкулов рассчитана примерно на 50 машин, и в выходные, как рассказал нам контролер, - полупустая. Вместительная стоянка недалеко от здания ЦУМа. на 170 мест, практически пустует не только по выходным. Загнать машину на ночь здесь стоит 200 тенге. Днем можно ставить автомобиль бесплатно.

Стоянка возле ЦУМа, рассчитанная на 170 машин, максимально заполняется 45-50 автомобилями

- Полтора года здесь работаю, и больше 45-50 машина ночью почти не бывает, - объясняет контролер частной стоянки Валентина ЛЮБИМОВА. - Зато гляньте в ближайшие дворы - машин тьма. Для тех, кто вносит предоплату за 10 дней вперед, у нас скидка. Но таких всего человек 25 набирается.

Сотрудники другой частной стоянки по ул. Толстого, 32, принадлежащей ИП Уразаков, считают, что дисциплинировать автовладельцев могут только полицейские. На их стоянке, рассчитанной примерно на 170 машин, в сутки едва набирается 30.

- Еще 2-3 года назад на нашей стоянке протолкнуться было негде, - рассказали охранники ИП Уразаков. - Потом дворы оснастили камерами видеонаблюдения - стало меньше автомобильных краж, а еще люди привыкли, что за машины на газонах их никто не штрафует. Вот и перестали пользоваться платными стоянками. Вы зайдите во двор за магазином «Рахат» - машина на машине. Ни «скорая», ни «пожарная» проехать не смогут. А зимой, когда все заметено, там вообще завал. В таких случаях должны активно подключаться полицейские, которые не работают.

В планах только парковки

Как выяснилось, улучшать ситуацию с нехваткой стоянок не собираются и власти Костаная.

- В сложившейся застройке нет возможности изыскать свободные участки под автостоянки, - отметил главный архитектор Костаная Абай ЮНУСОВ. - Для увеличения количества мест на существующих мы будем предлагать владельцам расширяться, чтобы там, где это возможно, они строили многоуровневые паркинги. В новых районах, если это государственная застройка, проектом будут предусматриваться парковочные места. По новым нормам для жилья 3-го класса положено 1 парковочное место на одну квартиру. В новом районе «Аэропорт» парковки будут предусмотрены. Строительство автостоянок не планируется. В районах с государственной застройкой нет возможности строить паркинги. Если же застройка нового района частная и там крупный инвестор, такой как «БК-Строй», то они предусматривают многоуровневый паркинг. Первый (на 250 мест) будет построен в районе «Жана кала».

С такой неутешительной перспективой владельцам вскоре придется заставлять машинами не только детские площадки, газоны и тротуары, но и проезжую часть.  

По Чкалова, 15А около заполненной автостоянки каждый вечер выстраивается вереница машин

В 8-м мкр в вечернее время все дворы выглядят подобным образом

Еще весной на автостоянке возле Центрального рынка появилась надпись «Мы открылись», а через несколько дней она вновь закрылась

Подобные таблички не спасают дворы от незаконно припаркованных автомобилей

Проехать на велосипеде по забитому двору — дело рискованное

Фото Ольги ГОРАЙ и Николая СОЛОВЬЕВА