Почему акимы предпочитают машины иностранного производства?

Во время любого официального мероприятия автомобили импортного производства костанайских чиновников смотрятся как на витрине

Ольга ГОРАЙ, gorai@ng.kz
Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz

В начале апреля аким Камыстинского района Жанабай Бисимбаев планировал приобрести автомобиль Toyota Land Cruiser Prado за 13 млн тенге. Эта новость вызвала такой общественный резонанс, что в итоге он отказался от столь дорогостоящей покупки.

Об этом 28 апреля на аппаратном совещании заявил аким области Нуралы САДУАКАСОВ, который, впрочем, подчеркнул, что это было сделано «не из-за публикаций СМИ». Хотя другую причину не озвучил ни сам глава региона, ни чиновники из Камыстинского района.

Интересно, что за несколько дней до этого председатель Агентства по делам госслужбы Алихан БАЙМЕНОВ заявил, что на служебном автотранспорте необходимо экономить. По его мнению, крупнолитражные машины обходятся в содержании дороже, чем сотрудник среднего звена. Он отметил, что минфин будет анализировать автопарк в государственном секторе. Корреспонденты «НГ» сделали свой срез и выяснили, что чиновники Костанайской области предпочитают иномарки. Причем, как правило, бренд «Тойота».

Обновили в 2014 году

Аким Камыстинского района Жанабай Бисимбаев оказался не единственным, кто на этот год заложил бюджетные средства на покупку нового автомобиля. Только в отличие от Бисимбаева, его коллеги из Жангельдинского, Мендыкаринского и Карабалыкского районов остановили свой выбор на автотранспорте отечественной сборки. Аким Жангельдинского района Аскарбек Кенжегарин в 2014 году приобрел машину марки Kia Mohave за 8 310 000 тенге.

- Жангельдинский район самый отдаленный, - отметил руководитель аппарата акима Жангельдинского района Талгат АМИРОВ. - До областного центра - 600 км. Большинство населенных пунктов находятся за 100 км от райцентра. Дороги очень плохие, и, чтобы по ним ездить, необходим хороший внедорожник, особенно зимой..

Kia Mohave - отечественной сборки, как неоднократно чиновникам рекомендовано. Но в тоже время на 2014 год в бюджете района по статье расходов «Обеспечение функционирования автомобильных дорог в городах районного значения, поселках, селах, сельских округах» заложено всего 5 млн тенге - на 3 млн меньше, чем стоит автомобиль акима. Видимо, новый джип приобрести проще, чем вкладывать средства в содержание и ремонт дорог.

Аким Мендыкаринского района Серикжан ЖАКАЕВ с апреля тоже пересел на Kia Mohave.

- До этого в моем пользовании находился внедорожник Dodge Durando 2004 года выпуска, - пояснил Жакаев. - Сейчас этот автомобиль выставлен на торги. В апреле у отечественного поставщика АО «Азия Авто» приобретена машина марки Kia Mohave.

Аким был назначен на должность только в 2013 году и большую лепту в развитие района внести не успел. Новый автомобиль 2013 года выпуска и стоит 7 811 000 тенге.

С апреля Kia Mohave 2013 года выпуска и в распоряжении акима Карабалыкского района Алмата Исмагулова. Из бюджета на ее покупку было выделено 7 841 000 тенге.

Машина марки Kia Mohave пользуется популярностью среди акимов. В 2013 году Kia Mohave за 7 600 000 тенге купил аким Рудного Бахытжан ГАЯЗОВ. И в ответе на запрос «НГ» сделал акцент на поддержку отечественного производителя.

- Все служебные автомобили аппарата акима Рудного казахстанского производства, - ответил Гаязов.

Однако акима Рудного часто можно видеть на служебной машине марки Toyota Land Cruiser.

В моде Toyota

Еще в июле прошлого года аким Костанайского района Ахмедбек Ахметжанов ездил на «Тойоте Камри»

А уже в конце 2013 года Ахметжанов пересел на новенький «Ленд Крузер»

И как бы на всех уровнях ни говорили о поддержке отечественного производителя, автомобили представительского класса марки Toyota остаются самыми популярными среди акимов. Срез «НГ» показал, что 8 из 17 акимов, которые ответили на запрос «НГ», ездят на Toyota. Например, аким Костанайского района Ахмедбек Ахметжанов обновил свой служебный транспорт в 2013 году. И купил на бюджетные средства не что иное, как Toyota LC 150 стоимостью 9 455 600 тенге. Не помешало этому даже постановление правительства о поддержке казахстанских производителей, которое имело полную законную силу в прошлом году. Отвечая на запрос «НГ», в аппарате акима подчеркнули, что все остальные автомобили приобретались только отечественной сборки.

- За прошедшие годы были куплены SsangYong Kyron стоимостью 3 298 450 тенге, Chevrolet Lacetti - 2 400 000 тенге, Chevrolet Aveo - 2 300 000 тенге, Lada 21214 - 1 620 000 тенге, - ответила руководитель аппарата акима Костанайского района Нургуль КОЙШИБАЕВА. - Автопарк государственных учреждений укомплектован на 95%, и приобретение легковых автомобилей в ближайшее время не планируется.

В результате интересная картина получается: на покупку импортного внедорожника из бюджета выделили практически такую же сумму, которую потратили на приобретение 4 машин отечественной сборки.

Аким Денисовского района Ерлан Жаманов ездит на Toyota Land Cruiser 120 Prado 2005 года. Но, как отметили в аппарате акима, машина полностью изношена и планируется покупка нового внедорожника отечественной сборки. На служебном транспорте марки Toyota Land Cruiser ездит аким Карасуского района Алмабек Шамшиев. Такой же автомобиль у акима Аркалыка Газиза Бекмухамедова. В 2007 году он был куплен для первого заместителя акима области, а в 2009 году передан акиму Аркалыка. Toyota Camri 2007 года у акима Житикаринского района Мейрама Утешова. На автомобиле Toyota LC Prado 2010 года передвигается аким Лисаковска Марат Жундубаев. И у акима Тарановского района Бакбергена Утеулина тоже Toyota.

Видимо, машины местной сборки не дотягивают до престижа районных акимов. Настолько, что некоторые готовы приобретать не новые, по остаточной стоимости, но иномарки. Так в 2010 году аппарат акима Наурзумского района купил Toyota Land Cruiser GX по остаточной стоимости 3 980 000 тенге. Аким Талгатбек Даиров ездит именно на нем, хотя в 2013 году бюджет потратил 4 075 490 тенге на SsangYong Kyron. Машина отечественной сборки находится в распоряжении заместителя акима. В 2013 году областной акимат передал в Узункольский район Lexus Lx. Остаточная стоимость машины - 3 903 985 тенге.

Глазами акима и производителей

На автомобилях марки SsangYong Chairman костанайской сборки ездят лишь два акима - Батырбек Ахметов (Алтынсаринский район) и Кайрат Ахметов (Федоровский район).

Между тем на том же аппаратном совещании Нуралы Садуакасов еще раз напомнил, что нужно обращать внимание на автомобили местного производства. Но при этом не слишком критиковал поступок акима Камыстинского района.

- Кстати, этот автомобиль в Камыстинском районе не приобретен, - заявил глава региона. - Я думаю, что здесь регионально мы можем определять, в каких районах на каких машинах можно ездить в зависимости от природно-климатических условий и отдаленности района. Я думаю, в этом смысле ничего страшного не происходит... А машину мы обязательно приобретем.

И опять не уточнил, чьей сборки и за какую цену. У самих костанайских производителей покупка районным акимом импортного автомобиля вызвала бурю эмоций. Председатель правления АО «Агромашхолдинг» Алексей СИДОРЕНКО считает, что, приобретая зарубежные машины, госслужащие ведут себя непатриотично.

- Я считаю, что наши автомобили конкурентоспособны, - отметил Сидоренко. - У нас представлена широкая линейка на любой вкус. Мы были бы очень рады, если бы акимы городов и районов Костанайской области поддерживали местное производство и приобретали костанайские автомобили. Не стоит забывать о таком понятии, как патриотизм, и поддерживать местный автопром, подавая пример другим гражданам. Нам известно, что аким нашей области призывал чиновников поддерживать казахстанское автомобилестроение. Говорил об этом и глава государства. Но почему-то местные госслужащие все равно покупают импортные машины.

На чем ездят акимы

Аким

Марка служебного автомобиля

(иллюстративное фото)

Год приобретения

Цена

Бахытжан ГАЯЗОВ

Рудный

Kia Mohave

2013 год

7 600 000 тенге

Газиз БЕКМУХАМЕДОВ

Аркалык

 

Toyota Land Cruiser GX 100 (год выпуска 2007 года, светло-серый металлик)

В 2007 году приобретена для первого заместителя акима области, в 2009 году передана акиму Аркалыка

5 970 000 тенге

Марат ЖУНДУБАЕВ

Лисаковск

Toyota LC PRADO, 150 (год выпуска 2010, цвет - черный)

2010 год

13 500 000 тенге

Талгатбек ДАИРОВ

Наурзумский район

Toyota Land Cruiser GX 100 (2007 год выпуска)

2010 год

3 980 000 тенге

Тулеген ТАШМАГАМБЕТОВ

Узункольский район

Lexus Lx 470 (год выпуска 2006, цвет - черный)

В 2013 году передан с баланса областного акимата

Остаточная стоимость 3 903 985 тенге

Мейрам УТЕШОВ

Житикаринский район

Toyota Camri 2.4 5 АТ R4 (год выпуска 2007, цвет - черный)

2007 год

4 690 000 тенге

Батырбек АХМЕТОВ

Алтынсаринский район

Ssang Yong CHAIRMAN (год выпуска 2012, цвет - черный)

2012 год

9 000 000 тенге

Бакберген УТЕУЛИН

Тарановский район

Toyota Camri 2,45 At (год выпуска 2007, цвет - черный)

2007 год

4 250 000 тенге

Эльдар КУЗЕНБАЕВ

Сарыкольский район

Misubishi Pajero IV (2008 год выпуска)

2008 год

4 995 870 тенге

Ахмедбек АХМЕТЖАНОВ

Костанайский район

Toyota LC 150

2013 год

9 455 600 тенге

Аскарбек КЕНЖЕГАРИН

Жангельдинский район

Kia Mohave (2014 год выпуска)

2014 год

8 310 000 тенге

Серикжан ЖАКАЕВ

Мендыкаринский район

Kia Mohave (2013 год выпуска)

2014 год

7 811 000 тенге

Алмабек ШАМШИЕВ

Карасуский район

Toyota Land Cruiser 200 (цвет - черный, 2008 год выпуска)

2008 год

7 663 500 тенге

Жанабай БИСИМБАЕВ

Камыстинский район

На днях отказался от покупки Toyota Land Cruiser Prado

 

2014 год

13 000 000 тенге

 

Кайрат 
АХМЕТОВ

Федоровский район

Ssang Yong CHAIRMAN (год выпуска 2012, цвет - черный)

2012 год

10 417 490 тенге

Амантай 
БАЛГАРИН

Аулиекольский район

 

Toyota Land Cruiser 200

 2008 год

 10 164 000 тенге

Жансултан ТАУКЕНОВ

Амангельдинский район

 

Toyota Land Cruiser 200

 2011 год

 11 866 000

Алмат 
ИСМАГУЛОВ

Карабалыкский район

 

Kia Mohave (2013 года выпуска)

 2014 год

 7 841 000 тенге

Ерлан 
ЖАМАНОВ

Денисовский район

 

Toyota Land Cruiser 120 Prado

 2005 год

 6 976 000 тенге

Факты и цифры

В АО «Агромашхолдинг» считают, что, пока чиновники не покажут пример покупки автомобилей местной сборки, невозможно будет добиться признания казахстанской продукции на местном уровне. А уж тем более говорить о ее дальнейшей конкурентоспособности с иностранными производителями. На заводе, отмечают костанайские производители, есть автомобили, гарантирующие не меньшую безопасность и комфорт, чем любимый нашими чиновниками бренд Toyota.

- Модель Toyota, которую собрались купить для акима Камыстинского района, не поставляется для реализации на рынок РК, - замечает Сидоренко. - Автомобиль не соответствует правилам техрегламента, поскольку уровень его локализации составляет менее 30%. Приравнивать его к автомобилю, произведенному на территории Таможенного союза, неправильно. К тому же SsangYong Rexton, произведенный на нашем заводе, ничем не уступает Toyota Land Cruiser, а приобрести его можно дешевле.

Слова председатель правления АО «Агромашхолдинг» подкрепляет реальными расчетами. Основные характеристики автомобилей (коробка передач, число цилиндров, минимальный дорожный просвет) практически совпадают. А объем двигателя у SsangYong Rexton даже на 0,8 л меньше, чем у Prado. При этом стоимость Prado - почти 13 млн тенге, а SsangYong Rexton - 7,6 млн тенге. Казалось бы, покупай более дешевый костанайский автомобиль, а заодно экономь на расходе топлива. Но, похоже, понты дороже денег.

- Для ухабистых дорог как раз отлично подходит Rexton, поскольку его клиренс (дорожный просвет) больше, чем у Land Cruiser, соответственно, риск повреждения автомобиля меньше, - подчеркивает Сидоренко. - Мощность двигателя немного уступает, но показатель максимально крутящегося момента в ньютон-метрах намного выше. Это значит, что двигатель Rexton будет быстрее набирать обороты и собирать мощь всех имеющихся лошадиных сил.

Крайне негативно относится к покупкам иностранных авто и первый заместитель председателя Национальной палаты предпринимателей Рахим ОШАКБАЕВ.

- Возможно, лет 5-6 назад в Казахстане сложно было подобрать автомобиль, соответствующий уровню импортного авто, - отмечает Ошакбаев. - Но сейчас в Казахстане есть как минимум три центра, где производят автомобили - Костанай, Алматы, Усть-Каменогорск. Многие машины способны хорошо ездить по бездорожью. Безусловно, нужно покупать автомобили отечественного производства.

Увы, на практике признания в любви к местным автомобилям остаются лишь словами. Ведь у чиновников есть законная возможность приобрести автомобиль не с учетом возможной экономии, а для собственного тщеславия. Изменения в законе о госзакупках, позволяющие с января покупать машины, собранные на территории Таможенного союза, по сути дела, перечеркивают постановление правительства о поддержке казахстанских производителей. Просто потому, что закон приоритетнее постановления.

 

16 авг 12 года: при посещении костанайского «АгромашХолдинга» президент РК Нурсултан Назарбаев в очередной раз рекомендовал выбирать отечественные автомобили

А как у них?

По законам Канады глава государства должен ездить на автомобилях, полностью или частично произведенных в Канаде. В Республике Беларусь президент Лукашенко запретил госкомпаниям приобретать авто дороже 25 000 евро. В Китае недавно запретили импортные автомобили для чиновников. В Италии в конце марта на электронные торги выставили 151 служебный автомобиль чиновников, чтобы вырученные средства направить на поддержку экономики страны. Во многих странах Европы не принято покупать дорогие служебные машины, если плохо развивается экономика.