А мы по ямам, опять по ямам...

По ул. Строительной идут три автобусных маршрута, а ремонта на ней не было несколько лет

Ольга ЛИХОГРАЙ

Ранней весной Костанай привычно «радует» запасами снега, грязными потоками воды и ямами на дорогах, которые становятся все шире и глубже. В этом году ситуация усугубилась большим, чем обычно, количеством снега. По отчетам костанайских чиновников снежные кубометры в областном центре тают на глазах. Еще в конце февраля сообщалось о вывозе 500 куб. м снега, а уже в 20-х числах марта этот показатель превысил 700 куб. м. Однако жителей это от потопов и разрушений улиц не спасает.

С тендерами не торопятся

Как оказалось, не только костанайские улицы в марте расплываются на глазах, но и планы чиновников по приведению их в порядок пока весьма расплывчаты. Информацию нам предоставили только о продолжении реконструкций и капремонтов на тех отрезках, где начался ремонт в прошлом году.

- На ямочный ремонт дорог на 2014 год заложено 50 млн тенге, столько же - на средний ремонт, - докладывал в декабре 2013 года начальник отдела экономики и бюджетного планирования акимата Костаная Николай ДОРОШОК, - 209 млн тенге - на окончание ремонта ул. Железнодорожной, на продолжение ремонта улиц Баймагамбетова - 44,2 млн тенге, улицы Чехова - 420 млн тенге и на продолжение реконструкции ул. Герцена - 668 млн тенге.

Ремонт отложили

Первые жалобы, как обычно, посыпались на улицу Герцена, которую отремонтировали от Орджоникидзе до Киевской с заменой кольцевой развязки на перекресток. Этот участок, как убедились 24 марта корреспонденты «НГ», перезимовал хорошо. Но талая вода стоит поверх асфальта, мешая проезду и повреждая покрытие.

 

По мнению водителей, на улице Герцена застрянет даже танк

А вот отрезок от Киевской до Курганской не тянет и на проселочную дорогу. Колея из грязи и льда, сплошные ямы заставляют тормозить даже внедорожники, не говоря уже о пассажирских автобусах и легковых машинах.

- Да на такой дороге даже танк застрянет! - возмущается водитель такси Адиль АБДИРОВ. - Это же средневековье! Ощущение, что не по областному центру едешь, а по забытому всеми аулу. Днем еще как-то можно лавировать в этих ямах, а по ночам уже многие водители отказываются сюда ехать.

Новый асфальт заканчивается на пересечении Герцена с Киевской

Центральная улица Чехова, которую от ул. Тарана до пр. Аль-Фараби реконструировали в прошлом году, в неотремонтированной своей части тоже попала в черный список таксистов. Не совсем понятно, как через эту улицу в районе СШ № 1 переходят школьники, если в ее ямах застревают машины.
 
- Водители называют эту улицу минным полем, - делится впечатлениями водитель «Тойоты» Денис КРАВЧЕНКО. - Я уже одну подвеску здесь оставил, а прошлой ночью в темноте фару разбил, потому что резко попал в яму. Вот теперь маневрирую.
 
 

Так выглядит в марте центральная ул. Чехова в границах Аль-Фараби - Гоголя

Маневрировать между глубокими и мелкими ямами, огромными лужами и ледяными накатами задача не из легких. Тем более что изуродованный участок тянется на несколько метров. Но самое страшное, что в этом году на нем так и не появится новый асфальт.

- В этом году мы заключили договор только на полную замену коммуникаций под участком от Аль-Фараби до Дощанова, - сообщил «НГ» директор подрядного ТОО «АБЗ+» Мендыбай ОМАРОВ. - Замену асфальта из-за нехватки средств отложили на 2015 год. Но, возможно, найдут деньги в этом году.

Грязь засыпают... грязью

Со снегом и грязью жители домов по ул. Чехова справляются сами

Что делать костанайцам с пресловутой нехваткой средств, из-за которой им еще год придется ждать переделок, чиновники не объясняют. Сейчас жители частных домов по Чехова пытаются справиться с прорывающейся в их дворы талой водой вручную. В ход идут земля, песок, которыми жители посыпают обочину, чтобы хоть как-то снизить весенний поток.

 

Школьницам, чтобы перейти через ул. Чехова нужны либо сапоги, либо калоши

- Улица в последние годы была в очень плачевном состоянии, - рассказывает жительница Чехова Татьяна ПРАНЦ. - Но в этом году она превратилась в кошмар. Весь прошлый год копали, наваливали кучи земли, потом все это замерзло, а сейчас побежало.

За лопаты впору взяться и жителям ул. Строительный, идущей вдоль СШ № 17. На этом участке почти ежедневно бьются машины, утопают в лужах и ямах люди, которые не могут понять, когда их улица попадет в список ремонтируемых.

 

Бордюры на Строительной составляют грязный лед и снег

- Я уже 8 лет живу во дворе по ул. Строительной, 10 и ни разу за это время не то, чтобы ремонт сделали, даже щебнем не засыпали или брусчаткой не забили ямы, - возмущается Марина МЕТЕЛЬСКАЯ. - Мы просто в ужасе, это не улица, а болото, а ведь рядом школа, детский сад. Летом нашу улицу ни разу даже щебнем не посыпали, засыпают какой-то землей. А что будет, если грязь на грязь положить?

Остановка в окружении воды по Строительной

Автобусные остановки на Строительной (от кольца на Карбышева до Чернышевского) окружены лужами, давно нет ни одного бордюра. Люди удивляются, как еще водители автобусов не отказываются здесь плыть.

- Раньше плавали в воде, а теперь в грязи, - уточняет Виктор МУЩИНСКИЙ, директор ТОО «Жарык Жол-1» (маршруты №№ 24, 27). - Этот отрезок Строительной давно не годится для автобусного транспорта, а по ней пустили три маршрута. Конечно, водители возмущаются, и, возможно, придется переносить движение на другую улицу. Но нам обещали, что в этом году там пройдет средний ремонт.

Водители ТОО «TTS-Reisen» уже несколько лет подряд весной отказываются обслуживать часть маршрута по ул. 40 лет Октября в п. Затобольск. Пассажиры возмущаются, но на чиновников это должного эффекта не возымело до сих пор.

Не дала ожидаемого результата и современная технология, которую в качестве эксперимента применили на отрезке ул. Мауленова. Там ямы забивали уже на прошлой неделе. Как уверяют сторонники терракритового покрытия, дело не в полимере, а в отсутствии квалифицированных подрядчиков.

Идти по ул. Садовой можно только по сугробам

Вывозить снег и...

Как считает архитектор Наталья МЕЛЬНИК, единственным способом бороться с весенними потопами и, как следствие, разрушенными дорогами в Костанае можно лишь своевременно вывозя снег с улиц.

- Даже если построить ливневку, от талых вод она не спасет. Задача ливневой канализации - собирать и пропускать дождевую воду, - отмечает Наталья Мельник. - И в нашу бытовую канализацию мы направляем потоки талых вод от безысходности. Костанай был построен с учетом естественного стока воды, но во время постоянных реконструкций и ремонтов улиц за счет наращивания слоя асфальта этот сток уменьшался, а сейчас кое-где и вовсе сошел на нет.

К примеру, когда проектировали перекресток Тарана - Чехова, предусмотрели арычную систему, но сейчас она постоянно забита, и вода не может найти выход. Похожий арык расположен в районе Наримановского рынка, и когда идет поток по ул. Л. Беды, он хорошо собирает воду. Однако чистят его не городские службы, а сами торгующие и жители ближайших домов.

Глубокую ливневку заложили при проектировании улиц Бородина - Дружбы. Вода здесь идет мимо кондитерской фабрики и через арычную систему должна сбрасываться в лог. Справится ли она с мощными потоками талой воды, пока непонятно. Ведь, к примеру, на перекрестке Мауленова - Фролова замерзшую ливневку ранней весной приходится проливать горячей водой, чтобы вода смогла вдоль ул. Ю. Журавлевой уходить в лог. Состояние Мауленова показывает, что это не самый удачный способ отвести талые воды и спасти улицу от разрушений.

не экономить на материалах

Системы для оттока воды на некоторых костанайских улицах и предусмотреть уже невозможно. К примеру, закладывая ливневку под улицей Тарана в районе «1000 мелочей», прокладчики столкнулись с четырьмя нитями электрического кабеля, теплосетью, водопроводом. Вклинить между ними еще и ливневку было сложно.

На обновленной пару лет назад ул. Амангельды специально делали уклон для спуска воды, которая должна была стекать к ул. Набережной и естественным спуском уходить в Тобол. Но в этом месте неожиданно вырос коттедж одного из чиновников. Пришлось строить специальный колодец для обхода воды, но при сильном таянии он все равно не справляется.

С тем, что хороших ливневок в Костанае никогда не было и уже не будет, согласен и заместитель руководителя филиала РГП «Госэкспертиза» по Костанайской области Вячеслав КОЗАК. Правда, он считает, что вывезти весь снег невозможно.

- У нас естественную миграцию воды давно безграмотно перегородили домами, объектами, поэтому она скапливается на улицах и при первом замерзании превращает трещины на асфальте в ямы, - говорит Козак. - Но вывезти весь снег невозможно. Нужно искать новые эластичные материалы для ремонта дорог, класть специальные сетки из волокнистого пластика, которые будут уменьшать ширину раскрытия трещины. Но это ведет к удорожанию ремонта, а денег у нас нет. Хотя я считаю, что лучше один раз вложиться, чем каждый год ремонтировать.

 

Вода рекой стекает на Садовую

Фото Ольги ЛИХОГРАЙ