Вторая жизнь покрышек

Фархад Аскаров показывает готовую продукцию - крошку 0,5-4 мм

Ольга ГОРАЙ

Переработанные автошины будут использовать при ремонте крыш и производстве плитки

В Рудном в тестовом режиме начал работать завод по переработке изношенных шин - «КазШинСервис». Предприятие производит сырье для производства резиновой плитки, шпал, материалы для ремонта кровли и производства асфальта. Открытие производства - первый реальный шаг в решении большой экологической проблемы. Ведь сейчас большая часть отработанных покрышек сжигается или выбрасывается на свалки.

Предусмотрены штрафы

В Костанайской области зарегистрировано 27 000 автомобилей. Ежегодно утилизации подлежит от 10 000 до 12 000 тонн изношенной резины. Свалки региона завалены испорченными шинами. Большая ее часть весной и осенью просто сжигается, загрязняя атмосферу. И это несмотря на то, что Экологический кодекс РК запрещает захоранивать шины на полигонах и несанкционированно сжигать их.

Недавно контроль ужесточили, с 1 июля 2013 года на территории РК ввели в действие новый государственный стандарт «Отходы. Шины автотранспортные. Требования безопасности при обращении». Согласно этому стандарту, физические и юридические лица все переработанные шины обязаны сдавать на переработку на специализированные предприятия, имеющие необходимое оборудование и соответствующую документацию.

За несоблюдение требований стандарта заплатить придется немало. В Кодексе административных правонарушений существует наказание за нарушения правил учета, утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления. Стандарты вступили в силу, а значит, теперь и за неправильную утилизацию шин будут штрафовать. Для физических лиц штраф составит 10 месячных расчетных показателей, для юридических - от 30 до 200 МРП. Размер зависит от нанесенного вреда окружающей среде.

Изношенные автошины на перерабатывающий завод уже поставляют 5 предприятий области

Первый в области

Стандарт уже действует почти 9 месяцев, а на территории Костанайской области только в марте в тестовом режиме начал работать первый завод по переработке автошин. Рудненские предприниматели Игорь Княгнитский и Талгат Маманов вложили собственные средства и закупили китайскую линию еще в конце 2012 года. Но быстро наладить переработку шин не получилось. В 2013 году развитием производства занялся Фархад Аскаров, который давно вынашивал эту идею.

- Идея открыть в Костанайской области завод по переработке шин у меня была еще в 2010 году, - рассказал директор ТОО «КазШинСервис» Фархад АСКАРОВ. - Я разработал бизнес-план, но инвесторов не нашлось. Это очень затратное производство. И чтобы люди начали вкладывать средства, необходимо понимание того, что уже пришло время обратить внимание на экологию. Сейчас такие люди есть. Учредители «КазШинСервис» решили открыть небольшое производство с одной линией и поэтому к помощи инвесторов и государству не прибегали. Удобнее было вложить собственные средства. Но когда мы все просчитали и практически запустили переработку, стало ясно, что мощности надо увеличивать, расширять производство, ставить хорошее европейское оборудование. А для этого требуются уже гораздо большие деньги. Мы написали технико-экономическое обоснование и направили его в СПК «Тобол», чтобы они рассмотрели наш проект как инвестиционный. Сейчас они его просчитывают. Есть еще заинтересованные иностранные инвесторы. В июне мы официально запустим завод, а на следующий год планируем расширение.

Оборудование, которое установлено и тестируется сейчас на заводе, обошлось предпринимателям в 30 млн тенге. Оно способно перерабатывать 50 тонн автошин в месяц. Окупаемость - от 3 до 5 лет. Но для костанайского региона это, конечно, очень маленькие объемы. Поэтому завод и планируют расширить - приобрести датскую линию, которая позволит перерабатывать 300 тонн резины в месяц. Обойдется она в 3 млн евро и будет окупаться 7-8 лет. Но даже и обе линии, ныне работающая и датская, которая только в планах, не будут покрывать потребности области. Однако, считает Аскаров, надо начинать с малого.

- Необходимо 2-3 года, чтобы народ привык не складировать и сжигать шины, а сдавать их, - говорит он.

Уйдет время на освоение технологии и у самого предприятия.

- Наша нынешняя линия сборная, - рассказывает Аскаров. - Мы соединили оборудование из Китая и из России. В шинах содержится резина, текстиль и металл. По технологии сначала отделяется верхний каркас от бокового. Из последнего вынимается металл. Затем шины проходят ленторез, чипсорез и истиратель. Получается фракция 6-10 мм. Ее пропускают через магнитный сепаратор, чтобы отделить металл. Затем фракция проходит через роторную дробилку и получается фракция от 0,5 до 4 мм. Последняя стадия - текстильный сепаратор, который отделяет текстиль от крошки. Перед тем как запускать производство, мы побывали на заводах в Астане, Челябинске, Новосибирске, Ульяновске. Если брать готовые китайские или российские линии, то они недолго прослужат. Там нет магнитного сепаратора, отделяющего металл. В итоге роторная дробилка быстро ломается. Магнитный и текстильный сепараторы значительно удорожают производство, но линия получается более надежной.

Фракция крошки 6-10 мм, которая еще не прошла через магнитный и текстильный сепараторы

Поставка и сбыт

Завод работает пока в тестовом режиме, но новые стандарты обеспечили им постоянных поставщиков покрышек. C пятью предприятиями у них уже заключен официальный договор.

- Мы планируем выйти на местные органы власти с письмом, чтобы они оказали нам содействие, - говорит Аскаров. - Оповестили шиномонтажки о стандартах и о том, что они обязаны иметь договор с перерабатывающим заводом. Брать плату с предприятий за переработку шин мы будем небольшую - 20 тенге за кг.

Со сбытом больших проблем не ожидается. Крошку любой фракции готово забирать предприятие из Астаны. Себестоимость крошки 47 тенге. Столичные покупатели готовы закупать всю произведенную по 70 тенге за кг. Но руководство предприятия считает выгодным и полезным, чтобы резиновая крошка как сырье использовалась в Костанайской области.

- Выгодно использовать крошку для производства резиновой плитки, - рассказал Аскаров. - У нее большой срок эксплуатации, и она будет пользоваться спросом. Мы уже вышли на предпринимателей из Лисаковска, которые готовы открыть производство резиновой плитки. Сырье мы будем им поставлять по 90 тенге за кг. Самую мелкую фракцию, предназначенную для перекрытия крыш, будем продавать по 110 тенге за кг. Также мы пытались выйти с предложением о сотрудничестве на асфальтовые заводы в Костанае, но на этот год договориться с ними не удалось.

Перед тем как получить из резины крошку, ее измельчают до чипсов

Кстати, о ремонте крыш. ТОО «КазШинСервис» считает, что производством сырья ограничиваться не стоит. Предприятие закупило спрей-машину для кровельных работ. Она позволяет, не снимая старый бикрост (покрытие на крышах старых многоэтажек), закатать крышу резиновым слоем толщиной в 15 мм. Сырье - резиновая крошка. Новое приобретение уже протестировали. И в планах приобрести порядка 10 подобных машин и наладить работу по ремонту крыш.

Также завод планирует оказывать услуги по восстановлению шин. Для этого уже закуплено необходимое оборудование.

Готовое сырье - фракция 0,5-4 мм

Сейчас на предприятии работает 15 человек. С расширением производства и появлением новой линии штат будет увеличен. На этот год основная задача завода - подписать официальные договоры с предприятиями на поставку изношенной резины, приучить людей не выбрасывать и не сжигать шины, наладить сбыт крошки в области и собственное производства резиновой кровли.

Для старта нынешней линии будет достаточно. А вот горизонта пока не видно. Но если смотреть в корень проблемы и учесть, сколько ежегодно выбрасывается изношенных шин, то даже выйдя на планируемую мощность - 3 600 т в год, «КазШинСервис» будет перерабатывать только треть резиновых отходов в области. А это значит, региону понадобятся еще такие же предприятия. Подобные производства в Казахстане долго еще будут в дефиците. И действующий завод в Астане тому подтверждение. Он работает с 2009 года и перерабатывает 16 500 тонн изношенных автомобильных шин в год.

Фархад Аскаров отмечает, что производство уже налажено и в июне будет запущенно официально

Даже после пуска двух линий предприятие сможет переработать лишь треть изношенных автошин, подлежащих утилизации в Костанайской области / Рис. Алексея МАЦАРИНА

Фото Николая СОЛОВЬЕВА