Мания величия малых форм

Мальчика с гитарой в Затобольске посадили на скамейку

Ольга ЛИХОГРАЙ

Городских и районных чиновников захлестнула мода на скульптуры

Изваяния появляются на самых видных местах областного центра и поселков - рядом с историческими зданиями и госучреждениями. Качество их исполнения и уместность расположения вызывают недоумение жителей. Профессиональные архитекторы и художники выражаются резче: в этих малых формах нет единой композиции и логики.

От «Бабая» до Чаплина

Скульптуры на улице Байтурсынова и возле Казахско-французского центра в Костанае появились несколько лет назад. Тогда они вызывали массу лестных и нелестных откликов, но со временем вписались в местный ландшафт. Но с конца прошлого года фигурная мания начала проявляться по всей области.

В ноябре 2012 года на кольце при въезде в п. Затобольск и на перекрестках центральных улиц райцентра выросли фигуры орла с распахнутыми крыльями, мальчика с волком, бегущих архаров. На центральной площади перед ДК «Колос» на скамейку сел человек с гитарой. Как объяснили в акимате поселка, посадили скульптуру на лавочку специально, чтобы желающим было удобнее фотографироваться. На гитаристе уже успели нацарапать неприличные надписи, нога монумента местного масштаба, на которую, видимо, все привыкли вставать, вот-вот отвалится.

- Скульптуры сделали и установили за счет средств местного бюджета, - сообщил «НГ» специалист акимата п. Затобольск Нурлан СУЛЕЙМЕНОВ. - На них потратили 6,5 млн тенге. Название скульптуры мальчика с волком на казахском языке звучит как «Көксерек». Еще одна фигура, которая стоит на центральной площади, называется «Под надежным крылом».

Возможно, название последней фигуры произошло от ее месторасположения - между зданием налогового отдела и зданием ГОВД - надежнее «крыльев» не найти. Но местные жители окрестили это изделие затобольских архитекторов по-другому - «Бабай-сутенер». Его фотографию в конце сентября прислал в «НГ» житель Затобольска Петр МАТАНЦЕВ.

- С некоторых пор власти области и районов ударились в искусство ваяния, - написал он. - И «заваяли» безвкусицей за наши денежки перекрестки и площади городов и сел.

Фигуру на площади Затобольска местные жители назвали «Бабаем-сутенером»

На скульптуре, которая распахнула не то крыло, не то полу верхней одежды, красной краской выведены очертания фигуры с параметрами 90-60-90. Качество материала и само исполнение тянет на стандартное «дешево и сердито». Как воспринимать это бетонное изваяние, с точки зрения архитектурной ценности и выбранного для него места, не понятно.

Загадкой остается и самая неузнаваемая скульптура на Набережной Костаная. «Фигура Чарли Чаплина - фигура, вызывающая улыбку, способствующая отдыху», - пояснили нам в акимате областного центра. Но пока что улыбку вызывает только качество истукана, в котором только человек с очень богатым воображением может опознать великого актера. Да и зачем в одном городе сразу два Чарли (первый был установлен возле Казахско-французского центра и опознается с первого взгляда)?

Впрочем, один конкретный ответ по поводу второго Чаплина и остальных «новоделок» Костаная «НГ» все же получила.

- Работы на Набережной получили названия «Дельфины», «Рыбак», «Скакун», «Степь Костанайская», «Беркутчи». Все скульптуры выполнены из бетона, на изготовление фигур были затрачены внебюджетные средства, - сообщил в ответ на официальный запрос «НГ» заместитель акима Костаная Максут КАЛИЕВ.

Видимо, к дареным скульптурам нужно относиться так же, как и к дареному коню.

Калиев пояснил, что возле Шахматного клуба установлены скульптура «Шахматы», а изваяние возле художественной школы называется «Художник». Однако горожане все равно недоумевают - названию мало соответствуют.

- Возникновение этой фигуры возле нашего здания для меня было сюрпризом, - говорит директор художественной школы Татьяна КУЗЬМЕНКОВА. - В одно прекрасное утро я выглянула в окно и сначала испугалась. Откуда взялась эта фигура, кто ее установил - меня никто в известность не ставил. Ну, может, и не должны... Когда пригляделась, оказалось, что наш «Художник» еще хорошо смотрится на фоне остальных малых форм.

По мнению Кузьменковой, скульпторы и художники в Костанае - талантливые, если им нормально объяснить, что нужно сделать.

- Как-то даже обидно становится, что костанайцев считают какими-то примитивными людьми, - отмечает она. - В нашем городе много знающих и интеллигентных людей, которые разбираются в искусстве. Разве они заслужили такое отношение?

Не слишком радужно отзываются и о фигурах в п. Федоровка, которые сразу стали предметом обсуждения в социальных сетях.

- Фигуры парня, девушки, доярки, механизатора, матери с ребенком, Козы-Корпеша и Баян Сулу появились на нашей площади Независимости в августе, - рассказал «НГ» заместитель акима Федоровского района Нуржан УТЕГЕНОВ. - Всего 9 фигур, которые были сделаны за счет привлеченных средств. Стоимость одной фигуры - 350 000 тенге. Реконструкция площади была сделана за счет районного бюджета за 83 млн тенге. Я считаю, что в целом фигуры внесли новизну в жизнь поселка, людям нравится.

Дешевый «армейский» вариант

Пшеницу в Федоровке ваяли из армированного бетона

Скульптуры на площади Федоровки тоже сделаны из бетона. Как говорит их автор, художник-скульптур Мухамедкали РАХАЛИЕВ, он видел единую композицию в фигурах матери с ребенком, молодежи, олицетворяющих будущее, делал акцент на рабочие специальности доярки и механизатора.

- Я также автор фигур Кос и Тана, которые стоят на въезде в Костанай со стороны Рудного, - сообщил он. - Мне поступило предложение от акимата Федоровского района. Долго советовались, как показать и сельский труд, и что-то особенное - вот и возникли эти фигуры. Цемент - самый дешевый материал, но на гранит, мрамор или бронзу средств нет. Конечно, нашим скульпторам не хватает опыта для таких работ, часто не совпадают пропорции людей, животных. Работать лучше по вдохновению, а не на заказ, когда часто торопят со сроками.

Скульптор Баян БАТАЛОВА причину низкого качества малых форм видит в развале художественных фондов.

- Костанай - единственный город, где развалили все фонды, где больше нет художественного совета, - говорит она.

Баталова считает, что художникам нужно объединяться и возрождать фонды при акиматах, настаивать на своем мнении при изменении облика города.

По словам председателя правления областной организации Союза художников РК Вадима БЫКОВА, ни один чиновник не обращался в союз, чтобы посоветоваться по поводу создания скульптур. Подобное отношение он называет дешевым способом и «армейским» вариантом.

- Создавать скульптуры, не советуясь с людьми искусства, - это веяние последних лет, причем не только в Костанае, - говорит художник. - Я был в Шымкенте, где фигуры делают из достаточно дорогого материала - бронзы, есть исключительные произведения. Но некоторым чиновникам не нравится, что бронза со временем начинает чернеть, и они заставляют красить ее серой краской - под бетон. У нас наоборот - делают из дешевого бетона, а потом красят желтой краской под бронзу. Посмотрите, что сделали с фигурами в парке Победы.

Быков считает, что в нелепых образах, которые лепят по принципу «в городе что-то должно стоять», нельзя винить местных скульпторов:

- Ответственность за отсутствие концепции в создании фигур несет акимат. Бетон берут за основной материал, потому что такая же фигура в бронзе будет стоить около 3,5 млн тенге. Таких денег нет, а делать пытаются много.

Но переход из количества в качество не получился - скульптуры не воспитывают вкус и не радуют глаз.

Из «Справочника строителя»

«Малые архитектурные формы могут подчеркивать существующий пейзаж, являться памятниками архитектуры, произведениями садово-паркового искусства, ландшафтной архитектуры и внешнего благоустройства. Состав малых архитектурных форм должен соответствовать единому замыслу, только тогда они смогут с полной силой отразить своеобразие исторического колорита, природные условия, местные национальные традиции и полностью отвечать своему назначению».

 

Скульптуры на костанайской Набережной.

Скульптуры Затобольска:

Фото Николая СОЛОВЬЕВА