Что важно знать пациенту «скорой»?

Ирина Штейгервальд: Новые стандарты вызвали много жалоб у пациентов

Ольга ЛИХОГРАЙ

Много претензий к работе службы «скорой помощи» стало поступать после декабря 2011 года — момента принятия новых правил оказания скорой медицинской помощи. Постановление значительно изменило стандарты оказания медпомощи. Это и вызвало волну непонимания со стороны пациентов. Главный врач ГККП «Костанайская городская станция скорой неотложной медицинской помощи» Ирина Штейгервальд - о новых стандартах, ошибках и неотложных вызовах.

- Ирина Анатольевна, в чем принципиально стала отличаться ваша работа после принятия новых правил?

- Мы, наконец-то, выполняем только те функции, которые всегда были нашей обязанностью – оказываем помощь в ситуациях, когда ее неоказание может привести к смерти больного. Обозначилась масса хронических заболеваний, при которых раньше мы пациентов госпитализировали, а при новых стандартах делать это не будем. И тут у больных много жалоб. С хроническими заболеваниями мы госпитализируем только при жизнеугрожающем состоянии. Сам факт наличия хронического заболевания — не повод для экстренной госпитализации. А плановая госпитализация делается только через участкового врача. Раньше бабушку клали в больницу, она лежала, сдавала анализы. Сейчас бабушка сдает анализы в поликлинике, а если нужна госпитализация, ее ставят в очередь на портал госпитализации.

- В каких случаях пациента обязаны госпитализировать врачи «скорой помощи»?

- Если лечение пациента дома влечет за собой реальную угрозу его жизни. Четко прописанных правил в нашей работе нет. Все зависит от состояния пациента. Можно годами вызывать скорую помощь по поводу повышения артериального давления. Мы эффективно оказываем помощь на дому и направляем пациента для дальнейшего лечения в поликлинику, но при этом заболевании, особенно если больной неаккуратен в выполнении рекомендаций врача, в любой момент может наступить состояние (осложненный гипертонический криз, инсульт, острая коронарная патология и т. д.), когда мы обязательно будем госпитализировать пациента.

Если у больного стабильная стенокардия, мы его в стационар не повезем. Если у него случится инфаркт или стабильная стенокардия перейдет в нестабильную, его увезут по экстренным показаниям.

- Тогда почему в случае с пациентом Беликовым ваши фельдшеры отказались его госпитализировать?

- Еще раз, повторюсь. Непроходимость возникла после операции и было клинически сложно поставить диагноз. В стационаре, если у врачей возникают сомнения, больного могут хорошенько обследовать. Мы такой возможности лишены.

- Получается, сложнее всего приходится хроническим больным.

- Если участковый врач назначил лечение, его задача — организовать его. А нам часто звонят и говорят: участковый назначил кардиограмму, приезжайте и снимите. Мы этого не делаем и не должны. Больные не должны знать в лицо врачей «скорой помощи», они должны знать своих участковых врачей. У нас все наоборот.

Самая большая проблема — больные, которые лежат дома с переломами. Они звонят и говорят — приезжайте и отвезите нас на рентген. Думать, как больной может пройти назначенное обследование должен врач, который его назначает. Это совсем не наша задача. Хотя когда-то это было задачей «скорой».

По новым правилам «скорая» имеет право не принять вызов к больным с неотложными состояниями в часы работы поликлиник. Когда вы нам в 12 часов дня звоните с температурой за 40, к вам не «скорая» должна ехать, а участковый врач. В часы работы поликлиник мы имеем право не принять такой вызов. Когда у вас ночью не только температура, но еще и судороги и вы сознание теряете - это наша работа.

К этому нужно привыкать. У нас, например, установка. К ребенку до 3 лет выезжаем почти в любом случае. Хотя формально не обязаны в случаях неотложных не угрожающих жизни состояний.

- Как обстоят дела с инсультными больными?

- При инсульте все больные подлежат госпитализации. Даже в советское время для таких больных были ограничения по возрасту, прогнозу. «Скорая» быстрее ехала к 32-летней женщине, чем к 85-летней бабушке. Но тут важно понимать. Если пациент перенес инсульт, и позже у нее подскочило давление, мы приедем и снизим давление. Но если второго инсульта нет, госпитализации больной не подлежит. Ему назавтра нужно к своему лечащему врачу. Если помимо давления есть признаки инсульта (судороги конечностей, бессвязная речь) — мы пациента увезем.

- Какие возможности в плане диагностики есть у современной костанайской «скорой помощи»?

- Наша область одной из первых внедрила определение тропонинов. Мы можем взять анализ крови и посмотреть, есть у пациента признаки острого инфаркта или нет. Сахар в крови определяем, давление измеряем, кардиограммы снимаем.
 
- Как вы относитесь к введению платы за вызов «скорой»? Ведь в тех же случаях, когда нужно доставить лежачего больного или выехать к пациенту, который не «между жизнью и смертью», это был бы удобный для всех выход.

- Я положительно отношусь к идее открытия платного отделения «скорой помощи», но при условии, что у пациентов останется 100% возможность выбора между платным и бесплатным отделениями. В Караганде есть платная «скорая помощь» при частной клинике. Вызов обходится 3000-4000 тенге, фельдшеры там отдыхают. В Костанае в качестве эксперимента брали за вызов «скорой» 20 тенге, так количество вызовов сократилось на 32%. Менталитет такой — люди готовы платить в больнице, поликлинике, но «скорая» обязательно должна быть бесплатной. Пусть так, но хотя бы в части наших обязанностей людям нужно менять свое отношение.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА