Набережная в усеченном масштабе

Красивые эскизы будущего парка порой меняются по велению властей

Ольга ЛИХОГРАЙ

Из-за несогласованности в проектах реконструкции Большого моста и Набережной работы в этой части Костаная пойдут не по графику.

Набережная в Костанае, которая по всем планам должна была бы обрадовать горожан в этом году, появится пока в усеченном варианте. Готовый проект полномасштабной реконструкции притобольской зоны включает в себя территорию от Большого моста до Малого и от Малого до городского пляжа. Полгода назад главный архитектор Костаная Абай Юнусов заявлял, что новая Набережная появится без малейших отклонений от проекта.

А совсем недавно выяснилось: несмотря на то, что деньги на реконструкцию выделены в полном объеме, Набережную в этом году строить невозможно. Сначала нужно провести глобальную переделку Большого моста. А там пока и ПСД еще экспертизу не прошла. Во что в итоге выльется благоустройство зоны отдыха, пока не могут предположить даже архитекторы проекта.

В 50 метрах от моста сквер в этом году облагораживать не будут

На 50 метров короче

О реализации проекта с официальным названием «Устройство береговой зоны Северной части Притобольского парка» широко говорится последние года три. И неудивительно: готовый проект лежит с 2009 года. Полтора года назад было заявлено, что обустройство зон отдыха, пешеходных дорожек, смотровых и видовых площадок, родника в пойме Тобола будет завершено к концу 2013 года. Улучшить облик должна территория между Большим и Малым мостами.

- За центр этой зоны мы взяли существующий родник, - объясняет главный архитектор проекта Наталья МЕЛЬНИК. - Вокруг него спроектировали целую зону отдыха - через него проходила ось сквера, справа и слева от которого расположатся объекты для отдыха: лестница, пешеходные дорожки, скамья примирения, площадки и т. д. Но в результате из-за планируемого строительства моста часть территории, примыкающей к Большому мосту, в этом году облагорожена не будет.

В частности, не будет построена лестница, по которой костанайцы должны были спускаться к парковой зоне с ул. Тарана, и сократится часть пешеходных дорожек. Старая лестница аккурат рядом с Большим мостом есть и сейчас. В проекте 2009 года планировалась ее реконструкция. Но, когда в прошлом году подрядчики приступили к работам, выяснилось, что проще построить новый спуск. Он расположится на 20 м правее прежней лестницы. Выполнен будет из 50 ступенек (12 см высотой каждая) и обустроен шестью промежуточными площадками, чтобы люди могли передохнуть.

Однако в этом году лестницу строить не будут - она попадает в зону строительной площадки Большого моста. Когда начнется его строительство - пока не вполне ясно, но два этих проекта жили своими совершенно отдельными жизнями. И их «встреча» явно осложнила жизнь и проектировщикам, и костанайцам.

- Пока не развернется строительство моста, будут сделаны временные пешеходные дорожки из камня к существующей старой лестнице, чтобы пешеходы могли пройти к зоне отдыха, - говорит Мельник. - А когда начнется реконструкция моста, дорожки и старая лестница уйдут под стройплощадку. И на этой территории, шириной примерно 50 м, никто ходить не сможет.

Совершенно непонятно, что делать с трубой для отвода воды с улиц города в Тобол, которая сейчас как раз пролегает вдоль Большого моста. В связи с переносом всей конструкции водоотток также придется перенести и он окажется в зоне отдыха. Архитекторы надеются, что он будет хотя бы подземным. Всех этих нюансов, которые могут серьезно подпортить облик спроектированной зоны отдыха, можно было избежать, если бы строительство моста и Набережной шло одним проектом. Но об этом никто не подумал.

Расширят вправо

Проект моста по сей день проходит госэкспертизу, хотя еще в начале октября прошлого года было заявлено, что в 2013 году приступят к его реконструкции. На разработку проекта из республиканского бюджета было выделено 39 млн тенге.

- На мосту однозначно будет четыре полосы движения, как на улице Тарана и на трассе, ведущей на Затобольск, - пояснял «НГ» в октябре 2012 года директор областного департамента автомобильных дорог Андрей ГОРВАТ. - Опоры моста, в связи с изменением конструкции, будем уширять буронабивными сваями. Будут также предусмотрены пешеходные дорожки.

Однако уже тогда эксперты в области мостостроения говорили о том, что проще было бы построить рядом новый мост. А уширение простоявших более 50 лет без капремонта опор, которые находятся в воде, дело очень трудоемкое и дорогостоящее. Кстати, именно из-за этого уширения, которое пойдет в правую сторону, была дана команда пока не благоустраивать эту часть Притобольского сквера.

Переделка моста - дело масштабное, спешить с ним нельзя, поэтому займет оно минимум год. И все это время неблагоустроенный участок нового сквера будет мозолить людям глаза своим неприглядным видом. На этом месте сгрудят кучу строительных материалов, техники, поднимающей клубы пыли и грязь. Проход для жителей с ул. Тарана будет закрыт, но и те, которые будут попадать в парк через пр. Аль-Фараби вряд ли смогут насладиться в нем отдыхом, учитывая, что в нескольких шагах будет кипеть стройка.

- К 15 июня проект Большого моста должен пройти госэкспертизу, - сообщил «НГ» заместитель Костанайского областного департамента Комитета автомобильных дорог министерства транспорта и коммуникаций РК Нурлан МОЛДАТАЕВ. - Тендер на строительство будет проводить министерство. Сумма строительства определена - 1 млрд 100 млн тенге из республиканского бюджета. Мы, конечно, просим, чтобы деньги выделили пораньше, чтобы быстрее начать стройку, но, пока проведут тендер, пока определится подрядчик, пройдет время. Большой мост будет точной копией моста на КЖБИ, только чуть меньше.

Молдатаев отмечает, что реконструкцию, скорее всего, начнут поздней осенью или зимой этого года. К тому времени Притобольский парк не будет пользоваться у жителей такой популярностью, как летом, поэтому стройка причинит минимум неудобств. Строительную площадку, занявшую 50 метров парка, огородят 6-метровым забором, и люди не увидят никаких материалов и техники.

Опоры моста, как и планировалось, уширят, проезжую часть сделают четырехполосной. С двух сторон будет тротуар шириной около 2,2 м. С правой стороны тротуар продлится до кольца на Затобольск и займет почти 3 км в длину. На повороте на кафе «Магнит» поставят светофор. Еще один - на затобольском кольце.

Вместо панно «Костанай» на склоне под знаменитыми коттеджами планируют рассадить ивы

Проект проекту не помеха

Работы по возведению нового моста займут минимум год. И только после этого чиновники вновь проведут тендер по благоустройству оставшейся под строительным мусором 50-метровой зоны отдыха. Как ее в итоге впишут в уже существующую к тому времени год, а может, больше, сложно представить. Но симметричность и равновесие, предусмотренные проектом Набережной, в таких условиях сохранить будет трудно. Да и с учетом опыта строительства моста на КЖБИ наши подрядчики могут наворотить такого, что еще заденут часть благоустроенной зоны, а не то, что огороженную не повредят.

Кстати, если ориентироваться на генеральный план Костаная, то строительство моста на Затобольск в нем предусмотрено с ул. Гагарина. К этому мнению сейчас склоняются и местные архитекторы. Мол, дешевле и надежнее было бы «пробить» новый мост с ул. Гагарина, а Большой пока оставить в покое. Разбить, согласно проекту, в полном объеме Притобольский парк, а когда Гагаринский мост разгрузит движение автомобилей по Большому мосту, сделать его ремонт без глобальных переделок, уродующих часть Набережной.

Другой, хороший и несомненно более логичный вариант - сначала сделать мост, потом благоустраивать парк. Но логика никогда не была отличительной чертой нашей бюрократической системы. В которой, например, миллионные проекты лежат по нескольку лет, ожидая очереди на реализацию и морально устаревая.

Проект Набережной задумывался в 2009 году, когда областью рулил Сергей Кулагин с его любовью к эффектам помпезных масштабных строек. Такое рабочее сооружение, как мост, не сулило ни славы, ни блеска. В итоге при заказе и при утверждении проекта Притобольского парка 4 года назад никто не подумал о том, что Большой мост давно нуждается в реконструкции и работает практически в аварийном режиме. Проект реконструкции моста попал в работу в декабре, когда с Набережной и Притобольским парком все вопросы были уже учтены.

Сквер между Большим и Малым мостами обойдется налогоплательщикам в 141 млн тенге. Тот факт, что он будет построен в усеченном варианте, никого не смущает, деньги все равно нужно освоить до конца этого года. На Набережную, занявшую пойму реки Тобол от Малого моста до городского пляжа напротив ул. Красный Кузнец, потратят еще 233 млн тенге. Потратятся и на стелу, которая расположится на кольцевой развязке по пр. Аль-Фараби, как раз напротив входа в Притобольский парк. Уже известно, что она будет представлять собой металлические колосья, собранные в сноп. Тендер на ее возведение еще идет, но сумма уже известна - 44 399 000 тенге. Средства большие, но они не всегда гарантируют перемены к лучшему. И когда костанайцы, на налоги которых задумали весь притобольский комфорт, смогут насладиться им в полноценно отстроенной зоне - большой вопрос.

В готовом проекте отсекать часть сквера пришлось по команде, которая пришла несколько недель назад

Новая лестница, которая расположится в 20 метрах от старой, в этом году построена не будет из-за работ на Большом мосту

Фото Николая СОЛОВЬЕВА