Дефектные уклоны дорожного сезона

Ямы по ул. Герцена, которую собираются переделывать в этом году, пока засыпают золой

Ольга ЛИХОГРАЙ

«НГ» обследует городские дороги и констатирует весеннее ямочное обострение

Разрушенный асфальт можно обнаружить даже на тех отрезках, которые регулярно попадают под капитальный, средний или ямочный ремонты. Но, как показывает практика, от вида ремонта ситуация с качеством костанайских дорог не меняется. В этом году еще до обнажения всех дыр на асфальтовом полотне областного центра, о состоянии улиц успели нелестно высказаться глава региона Нуралы Садуакасов и городской глава Гауез Нурмухамбетов. И оба дали реальные поручения о кардинальной переделке некоторых трасс. Изменит ли это реальное качество наших улиц?

По самый бордюр и выше

От затоплений по самый бордюр и выше проспекты, проулки и перекрестки областного центра не спасает даже то, что в этом году резкого таяния снега пока не было. Но по некоторым участкам таких улиц, как Карбышева, Л. Беды, Спортивная, Герцена и даже Баймагамбетова и Абая, уже невозможно проехать. 

Участок ул. Карбышева от Воинов-Интернационалистов до автовокзала утопает в воде. Вместе с ним в глубокой луже тонет и тротуар, поэтому пешеходам нужно делать большой круг в сторону, а еще увиливать от грязных брызг с проезжей части. Такая же ситуация по ул. Л. Беды в районе Наримановского рынка.

По Спортивной наш водитель ехать просто отказался. На ней не просто лужи и ямы, а настоящие грязные озера, под которыми неизвестно на что можно наскочить. С жалобами на эту улицу нам за неделю позвонили несколько раз. 

- Я живу в двухэтажке по ул. Спортивной, 27, - рассказал нам Алексей МЕШКОВ. - Каждую весну и осень мы никуда не можем выйти из-за того, что наша улица уходит под воду. Нет ни тротуара, ни нормальной проезжей части. Я писал в акимат, и заместитель акима города Полешко мне ответил, что благоустройство этой улицы запланировано на 2014 год. А как жить до тех пор?

Этим вопросом задается большинство горожан, столкнувшихся с ямами на наших улицах. Ведь, строго говоря, в Костанае нет ни одной дороги, достойной подражания. Еще ни одна полностью не выдержала гарантийных сроков ремонта.

Даже центральные и не обделенные вниманием чиновников ул. Баймагамбетова и пр. Абая во многих местах уже стерлись до дыр. Баймагамбетова, кстати, прямо на пересечении с ул. Павлова возле светофора «радует» пешеходов и водителей огромной ямой, из которой выбило брусчатку.

- На ул. Баймагамбетова было полно «косяков» с тех пор, как ее капитально сделали года три назад, - говорит водитель Павел СУХАРОВ. - Помните, когда они колодцы расположили ниже основного уровня трассы, и все попадали в эти углубления, как в ямы? Потом они вроде колодцы подняли, но к тому времени улица уже начала сыпаться. И вот, пожалуйста, теперь по ней невозможно ездить.

Гарантия вышла

28 марта Нуралы Садуакасов заявил, что «улицы Каирбекова, Герцена и Майлина находятся в недопустимом состоянии». А по ремонту отрезка пр. Абая от ул. Тарана до Гоголя и вовсе поручил привлечь подрядчиков, которые должны переделать его за свой счет.

- Нужно четко следить за гарантийным сроком, который дается на дороги, - отметил Садуакасов. - И заставлять подрядчиков переделывать за свой счет. В этом году будет ремонт ул. Герцена, нужно предусмотреть на ней все ливневки.

От напоминающей трассу военных лет Герцена скоро не останется и кусочка асфальта. Вся она превратится в сплошные рытвины и ухабы. На этой неделе мы наблюдали, как сотрудники ТОО «Вескор» засыпали ямы на Герцена практически золой. Как пояснили нам работяги, улицу все равно будут капитально переделывать уже в этом году, поэтому засыпка ям - временная мера, для смягчения ударов автомобилистов.

Ямы по ул. Герцена, которую собираются переделывать в этом году, пока засыпают золой

Что касается участка пр. Абая, которым остался недоволен областной глава, то «НГ» выяснила, что переделать его за счет подрядчика не выйдет.

- Гарантия на этот участок уже вышла, - пояснил представитель подрядчика, и. о. директора ТОО «АБЗ+» Николай ЛОБАНОВ. - Мы на нем делали средний ремонт три года назад. Гарантийный срок обслуживания после среднего ремонта, когда снимается 5 см трассы и укладывается новый, 2 года. Сейчас этот участок обслуживает ТОО «Таза Жол».

Так что тут ремонт возможен лишь за бюджетные средства после проведения нового тендера.

В этом году на ул. Герцена должен появиться новый асфальт

От Интернационалистов до автовокзала

1 апреля на городском аппаратном совещании аким Костаная заявил:

- Чтобы сохранить наши дороги, в каждом новом проекте по капитальному ремонту должна быть предусмотрена ливневая канализация. Надо по улице Карбышева в районе от улицы Воинов-Интернационалистов до автовокзала предусмотреть раскопку и вложение трубы, чтобы вода стекала. Такая же ситуация по улице Л. Беды. Если мы сегодня этого не сделаем, через 1-2 года этих дорог уже не будет. И я бы хотел, чтобы еще раз проверили на наличие ливневой канализации те проекты, которые сегодня уже прошли госэкспертизу и согласно которым уже запланированы ремонты. Чтобы знать все о дорогах, надо сделать их полную паспортизацию.

Распоряжение акима, при всей его долгожданности, выполнить будет затруднительно. Участок Карбышева от Воинов-Интернационалистов до автовокзала обслуживает то же ТОО «АБЗ+», но капитального ремонта этот отрезок не видел несколько лет.
- Даже ямочного ремонта на этом отрезке Карбышева давно не было, - объяснил нам Николай Лобанов. - Раскопать дорогу и вложить туда трубы - это большие средства. Если акимат найдет деньги, проведет тендер, то исправить участок можно.

О технологии и подрядчиках

Лобанов признает, что конструкция наших дорог давно устарела. Слои дорожного покрытия нужно менять.

- Все асфальтоукладчики у нас немецкие, причем есть 2011 года выпуска, - отмечает Лобанов. - Наши техники ездили обучаться в Германию. Но там совершенно другая система. Помимо песка, щебня, асфальта, битума немцы используют материалы, которые мы вообще не применяем. Это бетон, сетка, шумоизоляция, которая выглядит как ватин и не пропускает влагу. Сетку мы кладем только на остановках, в Германии она на протяжении всей дороги.

Но такая система в разы увеличит стоимость укладки 1 км дорог. А в остальном, считает подрядчик, технология у нас выдерживается на уровне.

Присутствующий на активе 1 апреля Владимир КОЧИН, который в течение 10 лет возглавлял областной департамент строительства, а сейчас является экспертом технического надзора, считает иначе. Он говорит, что дело не в деньгах, а в специалистах.

- Плохие дороги у нас потому, что нет грамотных специалистов. Есть хорошая техника, но люди технологического процесса не знают и не соблюдают его. В свое время я присутствовал при капитальном ремонте ул. Каирбекова от ул. Тарана до ул. Гагарина. Когда привезли асфальт, я спросил, почему он такого цвета? Оказалось, в него добавили солярку, чего категорически делать нельзя. В битумную мастику, которую использовали на ул. Ворошилова, добавили мазут, что тоже запрещено. Вот на каком уровне у нас идет разгильдяйство!

По мнению других экспертов, есть вопросы к фракциям щебня, который используют костанайские дорожники. Слишком крупный щебень никогда не утрамбуется. Хороший щебень у нас есть в Надеждинском карьере Карабалыкского района. Но его применяют крайне редко, потому что щебень АО «ССГПО» дешевле, хотя в нем много известняка, который портит дорожное полотно.

Секрет хороших дорог не так сложен и укладывается в два простых понятия «учет» и «контроль». Весь состав дорожного пирога должен быть расписан в проекте. И проектировщики обязаны строго спрашивать соблюдение этих технологий с подрядчиков. Но у нас спрашивают плохо, кладут асфальт еще хуже. Зато отчитываются о ремонтах быстро и громко. При этом из года в год дороги ремонтируют одни и те же подрядчики, меняя только трассы. И у этих подрядчиков всплывают одни и те же огрехи.

Изменится ли что-то? Хотелось бы надеяться. Кстати, аким Костаная поручил до 10 апреля произвести дефектовку всех улиц и выяснить, где «уже образовались ямы», и «где необходим ремонт». Простым гражданам, которые уже провели дефектовку собственными глазами и колесами, это вполне очевидно. Глядишь, и специалисты справятся.

Эту яму на перекрестке ул. Чехова - Аль-Фараби латали в прошлом году

 

На конечной КСК автобусам приходится стоять в грязных лужах

Заезд к дому по ул. Каирбекова, 387 можно преодолеть либо на ЗИЛе, либо на танке

Участок рядом с «красной стеной» как после бомбежки