Ледово-уличное побоище

Ольга ЛИХОГРАЙ

Почему Костанай вновь покрылся ледяной коркой после первых же снегопадов?

По заведенному порядку первый снег вновь стал полной неожиданностью для костанайских коммунальных служб. Улицы, снеговой покров на которых укатали колеса автомобилей, скованные льдом перекрестки, заснеженные тротуары. Уныло и довольно опасно выглядит областной центр после непродолжительного снегопада. Чиновники ЖКХ вновь заверяют, что снегоуборочные машины выходят на улицы ежедневно и в большом количестве, а средств на устранение наледи и накатов достаточно. Соответствие этих заявлений реальности костанайцы проверяют пятыми точками и своими автомобилями. Куда реалистичнее выглядит статистика ДТП. Уже в первые дни снегопада (13-14 ноября) дорожные полицейские констатировали, что количество ДТП возросло в два раза. А снегоуборочную технику заметно стало лишь в начале этой недели.

Пока не завалило

Вернее сказать, техника мелькала в самых заметных местах Костаная. По традиции преимущественно в центре. Еще в прошлые выходные тракторы и грейдеры облюбовали площадки перед областным судом, городским акиматом и филармонией. В начале этой недели на тех же местах, возле видных административных зданий Костаная уже орудовали люди в оранжевых жилетах. В девятом часу утра 20 ноября мы насчитали более 15 работников, растянувшихся вдоль улицы Тарана. Разбившись на группки, они усердно долбили ломиками проезжую часть напротив областного акимата, возле суда по административным делам и рядом со зданием Казахского драмтеатра.

- Вы только в центре убираете? - обращаюсь я к тучной женщине.

- Куда направляют - там и чистим, - продолжает работать лопатой «оранжевая». - Пока снега мало - в центре. Как завалит сильнее, начнут отправлять на окраины. Людей на все районы не хватает.

О том, что службы работают по принципу «пока не завалило», мы убедились, оглядев окраины родного города. На перекрестке улиц Гагарина - Железнодорожной шумит машина с крутящимся валиком, который лихо подметает подтаявший снег. «Оранжевые жилеты» сгребают его в кучи, которые потом попадают в тракторный ковш.

- Вы видите, какая ледяная корка остается на дороге после их подметания! - возмущается наш таксист Геннадий ЛИМ. - Они ведь накат нисколько не убирают, а только полируют лед своими щетками и делают дороги еще более скользкими.

Российский опыт

Геннадий Лим два года работал в Екатеринбурге. Говорит, в российском миллионике, который крупнее Костаная раз в 5, дороги намного чище. Техника выходит на улицу, как только сыпет первый снег, счищает все до асфальта, не допуская образования ледяного наката . Причем чистить начинают около 4 утра, чтобы не мешать движению.

- Выходит сразу столько техники, сколько я у нас ни разу не видел, - говорит Лим. - За час специальные машины буквально вылизывают улицы. Причем такие, как 8 Марта, Кольцова, Белинского, которые не считаются суперинтенсивными. У нас выходят в 9-10 вечера, когда час пик, отполируют ледяной накат, а потом только руль успевай выкручивать!

Выкручивать руль то вправо, то влево, чтобы машину не повело на самых скользких перекрестках, приходится не только Геннадию. Большинство автомобилистов сейчас демонстрируют такой стиль вождения. Очередного, резко затормозившего, замечаем на ул. Лермонтова, на которой из-за застывших ледовых кочек не видно ни бордюра, ни остановок. А ведь именно на Лермонтова между Баймагамбетова и Бородина наплыв машин можно наблюдать в любую погоду. Тут расположен РЭО, куда водители выстраиваются в очередь для оформления документов.

Невостребованные стоянки

Движемся в сторону КСК, чтобы в очередной раз убедиться - этот район застыл в ледниковом периоде. Пассажирские автобусы с трудом лавируют по ледяным гребням на Герцена, доезжают до пересечения с Курганской и вновь натыкаются на миниатюрные айсберги на дорогах. Ни одной единицы техники, ни яркого пятна мы не заметили даже на автобусных остановках «Арман», «Горвоенкомат» и других. Сворачиваем на ул. Каирбекова, где среди снежно-грязных заносов также не найдешь очищенной остановки.

- Хоть бы возле подъездов к школам трассы почистили! - возмущается жительница КСК Ирина ПРОТОКИНА. - Дети утром идут в темноте по ледяным дорогам. У меня сын уже не раз падал и с синяками домой приходил. На КСК ни у одной школы входы  не чищены.

Таким же темным и скользким оказался проулок возле СШ № 18 в районе ул. Алтынсарина. По этой улице плавно катимся в сторону Центрального рынка и упираемся в недавно реконструированную улицу Амангельды. Она поражает больше других. Срок сдачи этого объекта только 1 декабря, а на улице уже невозможно ни ездить, ни парковаться. На специально предусмотренную для автомобилей стоянку рядом с магазином «Амангельдинский», ради которой весной вырубили десяток деревьев и кустарников, еле встает несколько машин. Длинный и широкий парковочный карман, рассчитанный как минимум на десять автомобилей, пустует из-за сплошных ледяных наростов. Въехать на них не под силу даже габаритным внедорожникам. Так и прозябают невостребованные стоянки, в которые вбухали миллионы бюджетных тенге.

Малоэффективная схема

Немало средств выделили на очистку улиц от снега в этом году - 960 млн тенге. По односложным ответам начальника отдела ЖКХ, ПТ и АД акимата Костаная Даукена ЕСМАГУЛОВА, не похоже, чтобы эффективность использования этих денег кого-то волновала.

- Все задания по времени выхода снегоуборочной техники на улицы Костаная выдаются на ежедневных планерках в ГУ «Отдел ЖКХ, ПТ и АД», - ответил на письменный запрос «НГ» Есмагулов. - Стоимость очистки 1 км улицы зависит от видов работ, выполняемых при производстве очистки. Вся техника выходит на очистку улиц по окончании снегопада в течение двух часов.

На волнующий сегодня всех костанайцев вопрос, почему всю технику (а по данным подрядчиков, у каждого из них около 50 единиц суперсовременных машин) нельзя выпускать во время снегопада, Есмагулов просто не ответил.

При этом подрядчики не скрывают, что большая часть их новомодной техники простаивает, но они вынуждены работать по заданию ЖКХ. А чиновники из этого ведомства оплачивают очистку снежных заносов лишь в самых «видных» местах.

Момент уже упустили

С основной массой ледяных накатов наши специалисты привыкли справляться с помощью самого дешевого способа - посыпкой улиц обычной песко-соляной смесью. Причем, по словам подрядчиков, соль вредна, потому что при подметании оказывается на газонах и разъедает дорогостоящие посевы трав и цветов. В России вместо соли в сочетании с песком применяют селитру. У нас на нее денег не закладывают.

- В этом году серьезно упустили момент с очисткой снега, - признает главный инженер ТОО «Таза жол АТ» Лариса ЛАНГ - Мы убираем центральную часть города - от ул. Гагарина в сторону КСК. Наши улицы всегда были чистыми. Но в этом году один раз выпал снег - задания на его очистку из акимата не поступило, второй день - то же самое. В итоге он подтаял, потом подмерз и превратился в корку, которую уже ничем не возьмешь.

Другие подрядчики также признают, что по правилам специальные подметательные машины должны выходить при первом снеге. Спереди они оборудованы плугом, который счищает снежную массу, а в середине - щеткой, которая тут же все подметает. Но в этом году техника в первые дни снегопада простаивала. Горящие желанием подрядчики применить ее не могли, потому что акимат таких порывов не оплачивает. А работать себе в убыток специалисты не намерены.

В общем, схема по расчистке костанайских улиц не меняется из года в год. И основывается не на нехватке бюджетных средств, а на непонятном их распределении. Чиновники сразу не выпускают всю технику на дороги, пытаясь таким образом сэкономить, а расплачиваются потом за скользкие улицы и связанные с ними проблемы горожане. И утверждения, что город чистится своевременно, на фоне  застывших во льду улиц выглядят, мягко говоря, некорректно.