Идти или не идти? Вот в чем вопрос

Явка избирателей на предыдущих выборах в Казахстане была высокой. Так ли активно граждане пойдут к урнам голосования 15 января?

Евгений ШИБАРШИН

От кого и от чего зависит активность избирателей на внеочередных выборах

До выборов представительных органов Казахстана осталось полтора месяца. Территориальные избиркомы уже опубликовали в местной прессе границы избирательных округов и участков. В конце прошлой недели 6 партий провели съезды, на которых утвердили списки своих претендентов на места в мажилисе. Началось выдвижение кандидатов в депутаты городских, районных и областных маслихатов. С середины декабря избиратели получат возможность познакомиться с предвыборными программами претендентов на депутатские мандаты. Вопрос лишь в том, насколько активно граждане будут участвовать в голосовании.

Вопросов к власти много

Выборное законодательство Казахстана не предусматривает количественного предела проголосовавших, ниже которого выборы считаются несостоявшимися. Поэтому вопрос об активности избирателей можно было бы отнести к числу праздных. Например, несколько лет назад автор этой статьи в составе казахстанской делегации побывал в США. На встрече с мэром столицы штата Небраска казахстанцы спросили: какая была явка избирателей на выборах главы города? Он назвал настолько ничтожную для нас цифру (около 30%), что мы не удержались от громких возгласов удивления. Дескать, как это так: в стране процветающей демократии граждане так равнодушны к делам в своем городе? Вслух об этом мы, конечно, не сказали, но мэр, увидев недоумение на наших лицах, ситуацию с пассивностью избирателей объяснил просто: «У тех, кто не пришел на выборы, нет вопросов к мэру».

В Казахстане вопросов к власти еще очень много, поэтому и важно, как граждане воспользуются таким мощным инструментом воздействия, как выборы. А обстоятельства пока таковы, что явка на участки для голосования может оказаться очень низкой. Главная проблема в том, что избиратель получит три бюллетеня, в которых он должен будет выбирать одну из партий, предлагающих своих кандидатов в состав мажилиса, а также депутата маслихата своего района (города) и депутата областного маслихата. Чтобы сделать осознанный выбор, нужно внимательно изучить программы претендентов, а времени на это - меньше месяца. К тому же перед днем голосования сплошные праздники: и 20-летие независимости, и Новый год, и Рождество. Да и так называемый Старый Новый год для многих станет поводом для застолья. Хотя у нас любой праздник зачастую сопровождается разговорами на политические темы, но тут другой случай. Поскольку предстоит выбор, то хотелось бы вести разговоры поконкретнее. Например, чем одна партия отличается от другой, кто этот парень или женщина, так настойчиво рвущиеся в маслихат?

Маслихат

Сегодняшнему совету маслихатов осталось принять бюджет 2012 года, контролировать его исполнение будут другие.

Конституция предусматривает обязательное избрание в мажилис представителей не менее двух партий. В этой ситуации вполне реально, что даже сторонники «Нур Отана» захотят отдать свой голос той партии, которая станет удобным партнером для партии власти. Не говоря уж о протестном электорате, который тоже получил возможность реально продвинуть свою партию в Парламент. Да и в бюллетене с кандидатами в депутаты маслихатов тоже не все просто. Там будут, как минимум, две фамилии, для большинства избирателей незнакомые.

Когда человека различными способами принуждают идти на голосование, он в условиях дефицита информации может отдать свой голос просто наугад. Что касается выборов 15 января, то, на мой взгляд, власти не очень-то заинтересованы в том, чтобы искусственно подталкивать людей к голосованию. Ведь таким способом можно лишь усилить протестную часть электората. Поэтому акиматы скорее всего будут исполнять лишь функцию, отведенную им законодательством. В этих условиях какая-то часть избирателей, не успев разобраться с кандидатами, может не пойти голосовать.

Есть и другие факторы, способствующие снижению активности: разочарование в постоянно «самораспускающемся» Парламенте, слабость властных полномочий маслихатов, неверие в объективность подведения итогов голосования и прочие причины, мешающие становлению в Казахстане гражданского общества. Их устранение имеет разную степень сложности, а значит и время для этого нужно разное. Что можно сделать сегодня?

выборы

бюллетень

Выбор возможен

Председатель Костанайской областной территориальной избирательной комиссии Антонина МАРКОВА считает, что информацию о кандидатах в депутаты избиратели могут получить и в отведенное время.

- Начать нужно с того, что определить, в границах какого избирательного участка вы живете, - советует руководитель областного избиркома. - Информация об этом опубликована в местной прессе 22-23 ноября. После президентских выборов 2011 года они если и изменились, то несущественно. В этой же публикации найдите избирательные округа, по которым голосование пройдет на вашем избирательном участке. После окончания срока регистрации (с 21 декабря) будут опубликованы списки кандидатов в депутаты маслихатов по округам. Так вы определите, кто баллотируется по округам вашего избирательного участка. С этого же дня до 24 часов 13 января будет разрешена агитация.

В Костанайской области создано 36 округов по выборам депутатов областного маслихата, 62 городских и 203 районных. Кроме того, на всех участках будет один и тот же набор списков партий, зарегистрированных для участия в выборах в мажилис.

Законодательство предусмотрело выделение средств из республиканского бюджета, которые можно потратить на 15-минутное выступление кандидата на телевидении, 10-минутное - на радио, на 2 статьи в газетах, а также на выпуск печатной продукции, транспортные расходы и аренду помещений. Кандидаты могут также открыть временный счет в Народном банке, чтобы положить на него собственные средства (не более 100 минимальных зарплат) и добровольные взносы граждан Казахстана (не более 300 МЗП). Для тех, кто выдвинут общественными организациями, можно внести средства их организаций (до 200 МЗП). Все эти деньги можно тратить на агитационные средства, однако их поступление на счет и целевой расход находится под контролем окружных комиссий. Возможности вроде бы большие, однако воспользоваться ими может далеко не каждый кандидат в депутаты маслихата. Поэтому и дойти до каждого избирателя проблематично.

Есть еще одна причина, не способствующая активности избирателей: люди постоянно переезжают с одного места жительства на другое без соответствующей регистрации. Списки избирателей будут составлять ЦОНы, а у них данные далеко не полные.

- Если, например, человек по месту постоянного жительства зарегистрирован в селе, а живет в городе, то за 30 дней до голосования он может подать в городской акимат заявление об исключении его из списка избирателей по месту регистрации и включении в список, где он будет голосовать, - пояснила председатель облизбиркома. - Есть и другой вариант: в течение 15 дней, оставшихся до голосования, по заявлению в участковую комиссию получить там открепительный талон и с ним в день голосования можно прийти на любой участок. Но в этом случае проголосовать можно будет только по одному бюллетеню - за партийный список.

Возможно голосование и вне избирательного участка. Маркова сообщила, что переносные урны используются только в случаях, если человек не может прийти на участок голосования по причине болезни или ухода за больным. Такие избиратели должны не позже, чем в 12 часов, в день голосования сообщить об этом в участковую комиссию. Ее представители приезжают с урной и возьмут от избирателя соответствующее письменное заявление.

- Если количество заявлений не совпадает с количеством бюллетеней в этой переносной урне, то все они считаются недействительными, - добавила Маркова.

«От двери к двери»

Это, как говорится, теория, а на практике все куда сложнее. Еще не было случая, чтобы итоги предыдущих выборов в нашем обществе всеми были признаны безоговорочно. Главная причина - пресловутый административный ресурс. Доказать в суде его применение достаточно сложно, поэтому в условиях безнаказанности всегда есть основания подозревать в нечестности. Хотя законодательство дает целый набор инструментов, позволяющий обществу контролировать выборный процесс. Вопрос лишь в том, насколько реально им можно воспользоваться? И тут оказывается, что ресурсов у оппонентов власти недостаточно. В этих условиях можно надеяться только на гражданскую позицию избирателей.

- Меня удивляет, когда люди заявляют, что их принудили идти на голосование, - отмечает председатель областного филиала Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП) Сергей БОГАТЫРЕВ. - Но ведь в кабине на избирательном участке нет ни камер слежения, ни начальников, которые подглядывают, за кого ты проголосуешь. Так отдай свой голос за того, кто тебе подходит! Тебе предоставлена возможность выразить свою гражданскую позицию, так воспользуйся этим.

Вообще же, на его взгляд, выиграть кампанию поможет в основном изобретательность команды кандидата в депутаты, которая должна создать ему возможность дойти до каждого избирателя.

Так же считает и председатель областного филиала Коммунистической народной партии Дмитрий ЛЕГКИЙ:

- Нужно активнее использовать известный метод «от двери к двери».

Кому-то может показаться странным, но точно так думают и представители партии власти. Председатель областного филиала Народно-демократической партии «Нур Отан» Ирина АРОНОВА, отдавая должное широким возможностям, которые в выборной кампании дают финансовые ресурсы, считает, что победу приносят встречи с избирателями.

- Хотя в выборной конкуренции политических партий все определяет их работа в период между выборами, - добавила Аронова.

Стартовые возможности у всех участников предвыборной кампании далеко не равные. «Нур Отан», имея возможность влиять на формирование бюджета, какие-то проблемы населения мог решать и «между выборами». Но ведь за этой партией «числится» и масса нерешенных вопросов. Это уже поле деятельности для их оппонентов. Что они смогут предложить избирателями, если получат хотя бы кусочек власти? Давайте вместе думать. И выбирать.

 Партии, выдвинувшие кандидатов в депутаты мажилиса*

Название партии

Количество кандидатов в партийном списке

Кто включен от Костанайской области

Народно-демократическая партия “Нур Отан”

127

Мурат Абенов, Ирина Аронова, Ольга Киколенко, Сергей Кулагин, Темиржан Тулеубаев

Демократическая партия “Ак жол”

79

Умурбек Сатмухамбетов

Общенациональная социал-демократическая партия

57

 

Партия зеленых “Руханият”

36

 

Коммунистическая народная партия Казахстана

23

Дмитрий Легкий

Партия патриотов Казахстана

22

Геннадий Власов, Дмитрий Лобков

*информация на 30 ноября

Что необходимо для того, чтобы выборы 15 января были честными?


Бауыржан НУРСЕИТОВ, доцент Костанайского госуниверситета:

- Так сложилось, что у нас итоги выборов постоянно подвергаются сомнению. Поэтому у многих людей сложилось скептическое к ним отношение. Чтобы его преодолеть, нужно усиливать общественный контроль над их проведением. Большая роль, на мой взгляд, здесь принадлежит общественным организациям. Если они активизируются, то выборы будут более объективными. Тогда мы получим более реальную картину политических пристрастий людей, их истинного отношения к власти. Поможет и реальная состязательность всех участников борьбы за депутатские мандаты. Тогда они будут отслеживать действия своих соперников на предмет соблюдения выборного законодательства.

Владимир ЧЕРНЫШЕВ, депутат Верховного совета РК в 1990-1995 гг.:

- Нужно убрать причину нечестности выборов. Мы пока боремся со следствием.  Я считаю, что списки маслихатов и мажилиса определены задолго до выборов. Каждый аким выбирал своих депутатов, президент - своих. Народ к этому никакого отношения не имеет. И теперь - придет человек голосовать или нет - это никого не касается, выборы состоятся. В таких условиях говорить о честности выборов нет смысла.

Петр КОРЖИКОВ, региональный координатор Республиканской сети независимых наблюдателей:

- Нужно, чтобы все участники выборной кампании соблюдали законы. Многое зависит от действий органов исполнительной власти. Административный ресурс, на который постоянно ссылается оппозиция, используется во всех странах - где-то больше, где-то меньше. У нас должны понять, что укреплять вертикаль, конечно, нужно, но пришло время, когда органы представительной власти должны играть большую роль. Нужно, чтобы туда попадали люди, которые за все предложения исполнительной власти голосовали бы не слепо, а вдумчиво. Тогда власть будет лучше знать о потребностях населения, лучше их удовлетворять и от этого будет только крепче.

Валентина КОМКОВА, президент Конфедерации труда Костанайской области:

- Многое зависит от работы членов избирательных комиссий. К сожалению, там по-прежнему много работников бюджетных организаций, напрямую зависящих от органов исполнительной власти. Для избиркомов нужно законодательно установить более широкое представительство от разных слоев населения. То же самое необходимо сделать и для депутатов. Тогда интерес людей к выборам усилится, а значит, им не все равно будет, если кто-то попытается нарушить выборное законодательство.

Вадим СОБОЛЕВ, юрист:

- Все зависит от активности избирателей. Чем больше их будет участвовать в голосовании, тем меньше возможности будет у желающих фальсифицировать итоги. Более профессионально нужно работать наблюдателям от общественных объединений. Мой личный опыт говорит, что некоторые из них делают это формально, особенно в случаях, когда от их организации никто не баллотируется. Законодательство позволяет сделать достаточно эффективный общественный контроль - этому надо учиться. Многое зависит от избирательных комиссий. Если все ее участники будут чувствовать, что за допущенные нарушения их могут привлечь к уголовной ответственности, они не допустят нарушений законодательства.

Участок

Границы территорий избирательных округов уже определены.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА