«Черная полоса» дорожного движения

Переходить дорогу в неположенных местах прочно вошло в привычку костанайских пешеходов

Надежда КОВАЛЬСКАЯ, kovalskaya@ng.kz
Юлия АНДРУСЕНКО, andrusenko@ng.kz

Передвигаться по дорогам Костанайской области становится все опаснее

Сводки дорожной полиции области все больше напоминают кровавый триллер. Костанайские дороги практически ежедневно забирают жизни пешеходов и водителей. Полицейские называют такой всплеск ДТП «аномальным». За последние две недели в результате страшных аварий погибло 17 человек. Cитуацией озаботились и сотрудники УДП, они перешли на усиленный вариант несения службы.

Эх, дороги, унести бы ноги...

- На трассы мы выставили мобильные группы - по нескольку патрульных машин, - сообщил старший инспектор УДП ДВД Костанайской области Юрий ПАНАСЕНКО. - Только в первый день оперативно-профилактического мероприятия «Сельская дорога» мы задержали 16 водителей в нетрезвом состоянии.

Экстренные меры полицейские предприняли в начале прошлой недели после резкого скачка дорожных трагедий. Однако обилие патрульных машин на трассах не стало преградой для нарушителей...

...53-летняя Гульзада Хамитова приехала в город всего на пару дней в гости к детям. 19 октября в 10 часов утра женщина переходила улицу Карбышева в положенном месте - по пешеходному переходу. Трагедия произошла за считанные секунды. Чтобы достать искореженное тело мертвой женщины, пришлось вызывать на место гибели кран и поднимать тяжелую машину. Это был груженный зерном «КамАЗ», за рулем которого находился Валихан Ерденов. Экспертиза показала: молодой человек был в состоянии алкогольного опьянения. На виновника ДТП надели наручники на месте аварии. Однако, как сообщили «НГ» в пресс-службе городской прокуратуры, Ерденов отрицает, что был пьян на момент аварии.

...22-летний житель Рудного в этом году был лишен водительских прав на 2 года. Это не помешало ему 21 октября сесть за руль своего автомобиля «Toyota Avensis» и вместе с подругой выехать на трассу Костанай-Рудный. 55-летний житель Костаная переходил дорогу недалеко от дачного общества «Элеваторщик». В этом месте не было пешеходного перехода. От сильного удара мужчину буквально разорвало на части. Водитель иномарки совсем не пострадал, пассажирка получила незначительные травмы.

...21 октября около 7 вечера три пешехода пересекали регулируемый перекресток улиц Каирбекова и Тарана. В этот момент водитель автомобиля «КИА», ехавший по Тарана, не уступил дорогу водителю «Субару», двигавшемуся со стороны КЖБИ. Машины столкнулись. «КИА» отбросило на обочину, прямо на трех пешеходов. Двое мужчин с травмами были доставлены в больницу, женщина получила легкие ушибы.

...24 октября 53-летний житель Узунколя шел по обочине трассы, шел в поселок. В ту же сторону двигался «Mitsubishi Lancer», за рулем которого находился 19-летний парень. Как стало известно впоследствии, водителя ослепил светом фар двигающийся навстречу «КамАЗ». Молодой человек не заметил пешехода и сбил его. Мужчина скончался на месте. Экспертиза установила, что пешеход находился в состоянии алкогольного опьянения.

...25 октября на перекрестке улиц Воинов-Интернационалистов и Карбышева около 21 часа 40 минут рейсовый автобус Лисаковск-Челябинск под управлением 51-летнего водителя сбил 32-летнего пешехода, который переходил дорогу в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Позже экспертиза показала, что пешеход был пьян. С места ДТП пострадавшего доставили в больницу, где он умер во время операции.

Дорожные «рыцари» без страха и упрека

Казалось бы, такие страшные аварии, обнародованные во всех СМИ, должны чему-то научить водителей. Однако, как показала практика, костанайские водители по-прежнему лихачат.

Корреспонденты «НГ» провели собственный рейд по улицам Костаная. Вечером в пятницу, 21 октября, вместе с фотокором мы проехали по излюбленным местам костанайских «стритрейсеров».

Парковка напротив казахско-французского центра была хаотично заставлена недешевыми джипами и тюнингованными седанами. Их владельцы не сильно заморачивались соблюдением ПДД. Водитель «Chrysler 300 С» бесстрашно припарковал свой автомобиль прямо на пешеходном переходе. При этом в «нос» ему уперлась «BMW X5», которая стояла на проезжей части со встречным движением. Примечательно, что совсем рядом, на улице Баймагамбетова, стояли три патрульные машины.

Едем по Аль-Фараби. В зеркале заднего вида заметили две несущиеся «легковушки». Как законопослушные граждане, мы ехали со скоростью 50 км/ч. В мгновение ока машины оказались впереди нас. Это были тюнингованные белые «Жигули» 13-й модели с номером «013» и черные «Жигули» 14-й модели с номером «014». Очевидно, что парни «байговали». Пытаясь взять верх над соперником, водитель черного авто вылетел на «встречку» и проехал по ней метров 700, не сбавляя скорости. К счастью, движение по встречной полосе не было интенсивным. Гонщики пронеслись до железнодорожного вокзала, с визгом тормозов развернулись на пешеходном переходе и направились в сторону аэропорта. Тут мы их упустили из виду.

Сразу скажем: не менее беспардонно на дорогах ведут себя пешеходы. Переходить улицу где попало - укоренившаяся привычка костанайцев. Мало того, кто-то умудряется вальяжно переходить дорогу на «красный» свет. На наших глазах это произошло дважды. На перекрестке улиц Чехова-Аль-Фараби молодой человек в самый пик движения неспешно переходил Чехова под дружный аккомпанемент клаксонов столпившихся перед ним автомобилей.

На перекрестке Бородина-Победы мужчина средних лет начал переходить дорогу на запрещающий сигнал светофора. В этот момент по Победы с приличной скоростью ехала иномарка, водитель которой, увидев пешехода, начал ему сигналить. Мужчине пришлось бежать со всех ног, чтобы не угодить под колеса. Увернуться ему удалось в последнюю секунду.

На полицию надейся, а сам не плошай

Пешеходы и водители всю вину за происшествия на дорогах традиционно «валят» друг на друга. Но в ситуации, когда один из них мертв, искать виноватых поздно.

- В последнее время практически ежедневно происходят аварии со смертельным исходом, - говорит пресс-секретарь начальника ДВД Костанайской области подполковник полиции Елена КАШАРИНА. - Сколько бы мы ни проводили профилактику, сколько бы дорожные полицейские ни принимали мер, ДТП продолжаются. Все зависит от степени правового сознания водителей и пешеходов. Пешеходы должны понимать: прежде чем переходить дорогу по пешеходному переходу, нужно убедиться, что в непосредственной близости нет автомобиля. Водитель не может затормозить в последнюю секунду. Автомобилисты в свою очередь обязаны притормозить возле пешеходного перехода. Также одна из причин повышенной аварийности на дорогах - это качество подготовки водителей в автошколах. В скором времени мы намерены провести мониторинг в таких организациях. Я не скажу, что все школы продают права, но такие есть.

Автошколы своей вины в происходящем не видят. По их мнению, главную роль играет человеческий фактор.

- Как показывает практика, в основном большинство аварий совершает молодежь, - сообщил заместитель директора костанайского филиала Союза водителей транспортных средств РК Сабит МУРЗАХМЕТОВ. - В автошколах мы учим, как правильно ездить, как правильно реагировать на различные ситуации на дорогах, но молодые люди сейчас любят погонять. Опыта особого нет, поэтому они не всегда успевают сманеврировать, в результате чего и происходят ДТП. К тому же молодежь очень самоуверенна. Каждый ведь думает, что именно с ним ничего не случится.

Но есть и другая причина.

- На дорогах области нет дисциплины, а водители не уважают друг друга, не то что пешеходов, - говорит почетный член Союза автомобилистов Казахстана Валерий НОВИКОВ. - А коррумпированность сотрудников дорожной полиции усугубляет положение.

Ни для кого не секрет, что водителю, нарушившему ПДД, не всегда приходится платить в казну государства установленные кодексом штрафы. Быстрее и дешевле «развести» ситуацию на месте. А можно и вообще бесплатно. Один «звонок другу», и нарушай дальше. Водитель, у которого не возникает сложностей с полицейскими, ощущает безнаказанность и создает аварийные ситуации на дорогах.

Пешеходы в свою очередь нарушают, потому что их вообще штрафуют крайне редко.

- Вину в ДТП можно найти у каждого участника, но большая ее часть лежит на пешеходах, - рассуждает бывший начальник отделения дорожной полиции Южного ОВД Виктор ШЕНГОФ. - Они ведут себя на проезжей части неправильно. Каждому ясно, что остановить тот же «КамАЗ», который весит 40 тонн, сложнее, чем пешеходу остановиться и подождать, пока он проедет. В городе очень много регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов. Они расположены почти на каждом шагу. Пешеходы выходят на зебру и не смотрят ни направо, ни налево. Они не чувствуют ответственности. Их практически никогда не наказывают за нарушение Правил дорожного движения.

А если авария уже произошла? И кто-то погиб? Благодаря нашему законодательству избежать ответственности можно все равно.

- Даже если ДТП повлекло за собой смерть нескольких людей, возможно примирение сторон, поскольку нарушения ПДД относятся к преступлениям средней тяжести, - поясняет адвокат Олег МАЛЬКОВ. - Максимальное же наказание, предусмотренное статьей 296 УК РК - 10 лет лишения свободы в колонии-поселении. Это в том случае, если ДТП повлекло за собой смерть двух и более лиц и стороны не примирились. Причинение вреда здоровью средней тяжести в результате ДТП перешло в Административный кодекс в связи с гуманизацией законодательства. У нас в последнее время сложилась такая тенденция: в борьбе за права каждый хочет стать миллионером - отсуживают большие деньги за любую царапину.

Несовершенство законов мы не исправим. Продажность дорожной полиции не искореним. Зато можем изменить себя. Не нужно доказывать свою правоту на дороге, рискуя своей и чужой жизнями. Безопасность во время движения можем гарантировать себе только мы сами.

Почему в Казахстане не действует принцип неотвратимости наказания за совершенное ДТП?

Игорь ВАСИЛЕНКО, врач-нарколог:

- Согласно закону, никто не может избежать ответственности. Если человек совершил правонарушение и при этом не понес ответственности, то это, вероятно, произошло с чьего-либо негласного решения. Причина безнаказанности, вероятнее всего, заключается в человеческом факторе и отсутствии контроля. Если люди знают, что их не контролируют, то ведут себя более свободно.

Владимир ЛОБКОВ, кандидат медицинских наук:

- За серьезную провинность ответственность понесет каждый. Другой вопрос в том, о каком наказании идет речь. Порой оно недостаточно строгое. Как мне кажется, поголовного взяточничества за правонарушения на дорогах уже нет. Это отходит в прошлое. Но вот авторитетность нарушителя по-прежнему играет роль для органов, контролирующих безопасность дорожного движения. Или тот факт, насколько влиятельные знакомые у него есть. Я думаю, что в том числе из-за этого ситуация на дорогах складывается таким образом.

Ольга КИКОЛЕНКО, депутат мажилиса:

- Я считаю, что это связано с низким уровнем культуры населения. Закон для того пишется, чтобы он исполнялся. Люди наверняка не знают, как они будут наказаны. Я считаю, что если бы люди, которые совершают грубые правонарушения, знали о том, какое возмездие их ожидает, они были бы осторожны на дорогах. А значит число ДТП сократилось бы. А наказание, которое понесет человек, виновный в ДТП со смертельным случаем, очень суровое. Прежде всего виновато общее бескультурье. А в нем уже заключено незнание законов.

Роман САРКИСОВ, мастер спорта по мотокроссу:

- Однозначно из-за коррупции и человеческого менталитета в наше очень беспорядочное время. В первую очередь в том, что на дорогах много аварий, виноваты те, кто подготавливает автомобилистов. В самих школах работают непрофессионалы или неопытные водители.

Вадим СОБОЛЕВ, юрист:

- Уголовный кодекс предусматривает 2 статьи, которые применяются к участникам ДТП. И по этим статьям наказание все-таки недостаточно суровое. Но на практике зачастую дело не то что до суда, но даже и до дознавателей и следователей не доходит. Все решается прямо на месте правонарушения. Когда за рулем находится должностное лицо или человек, который считает, что может поставить себя над законом в силу материального или социального положения, дело ограничивается или выплатой денег, или авторитетным давлением.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА