На кармане предпринимателей

В магазине «Костанай» социально значимые товары пока продаются по ценам производителей

Ольга ГОРАЙ

Социальные магазины Костаная в скором времени могут закрыться

Судьба четырех костанайских магазинов, которые власти называют социальными, практически предрешена. Их существование, как показывает время, изначально убыточно. Чиновники 3 года назад предложили предпринимателям открыть магазины, в которых социально значимые продукты будут продаваться по цене производителей, а значит дешевле, чем в других магазинах. Определили 30 наименований, подписали меморандум с производителями, нашли предпринимателей, которые бы занялись этим бизнесом. В Костанае государству согласились пойти навстречу два предпринимателя - Александр Корчинский и Евгений Дудин. Оба не получают никаких дотаций от государства. В результате имеют нулевую прибыль и несут убытки. Прогноз предпринимателей неутешительный - социальные магазины скоро закроются.

Доход нулевой

Социальные магазины в Костанае работают по двум схемам. Директор ТОО «Ирина и К» Александр КОРЧИНСКИЙ предоставляет производителям площади в своих магазинах - в 5 мкр и по пр. Абая. За аренду торговой площади предприниматели платят по минимуму. В свою очередь производители торгуют продукцией по своим ценам, без надбавок. В результате в одной торговой точке аккумулируются товары первой необходимости по низким, ниже рыночных, ценам.

Так выглядела идея. Но Корчинский утверждает, что заключал меморандум с акиматом на предоставление площадей на 2 года, а магазины работают уже третий, при этом прибыли от них он не получает.

- Мы берем минимальную арендную плату - 600 тенге за кв. м в месяц, - пояснил Корчинский. - Мы ее ни разу не повысили. Но этих денег едва хватает, чтобы покрыть коммунальные расходы, охрану и уборку помещения. Прибыль мы не получаем. Срок меморандума истек, но мы продолжаем поддерживать государство. А сейчас коммунальные расходы подорожали. И у нас нет выхода, арендную плату необходимо поднимать. Мы уже разослали письма, что поднимем аренду на 200 тенге. Точки уже наработанные, поэтому производители согласны. Иначе просто придется работать в минус. За три года прибыль нулевая. Поэтому скорее всего я выставлю магазины на продажу.

Если предприниматель продаст магазины, то статусы социальных они сразу потеряют. Бизнес не может работать себе в убыток, цены за аренду торговых площадей немедленно вырастут до размеров, позволяющих получать доход.

Себе в убыток

Схема № 2. Государство предоставило в аренду предпринимателю Евгению ДУДИНУ торговые площади под два магазина. Но и за них Дудину приходится платить аренду 39 325 тенге за помещение по пр. Аль-Фараби, 95 и 8 144 тенге за помещение по адресу: ул. Карбышева, 21. В магазины оптовики и производители поставляют товары. 30 утвержденных наименований социальных товаров торговые точки реализуют по ценам, по которым их получают. В перечне удешевленных товаров - крупы, молочные изделия и сыр, вареные и полукопченые колбасы, яйца, окорочка, жиры, сахар, чай, овощи. Чтобы как-то покрыть расходы на аренду, оплату коммунальных затрат, зарплату, Дудин реализует дополнительные товары, которые не входят в перечень социальных. Старается брать недорогой товар, чтобы он раскупался. Но и на него наценка составляет от 5 до 15%, в то время когда средняя розничная наценка составляет 20%. В магазинах в основном расходится социальный товар.

- Социальные товары мы продаем по той же цене, по которой получаем, - говорит предприниматель Евгений Дудин. - В магазинах у нас вывешены прайс-листы с ценами на социально значимые товары. И цены меняются только в том случае, если их поднимают поставщики. Поначалу в акимате говорили, что будут коммуналку оплачивать. Но как выяснилось, деньги на это в бюджете не заложены. Мы сами поставили оборудование, платим зарплату продавцам и оплачиваем коммунальные расходы. Изначально я в товар вложил свои средства. Потом добавлял. Сейчас в одном магазине 1 200 000 тенге, в другом 800 000 тенге крутятся, прибыли я не вижу. Наоборот, за три года я понес убытков на 1 млн тенге. Я готов эти магазины передать в другие руки.

Ежемесячно, по подсчетам Дудина, он тратит на аренду и коммунальные расходы 115 000 тенге. Зарплата продавцов составляет 30 000 тенге. В каждом из магазинов работают по 3 продавца. К тому же социальный товар у оптовиков дорожает. Предприниматель вынужден либо сокращать объемы закупок, либо вкладывать еще средства, чтобы сохранить объем. Бывает так, что в магазинах нет некоторых наименований социальных товаров. Их уже раскупили. На увеличение объема потребуются дополнительные расходы.

Дудин посчитал, что, торгуя социальным товаром без накруток, он теряет в месяц в среднем 300 000 тенге.

Выходы есть

Оба предпринимателя не сомневаются сегодня, что социальные магазины - это н выгодное для бизнеса направление. В принципе, это естественно: социальные программы обычно поддерживаются государством. Иначе это - благотворительность, дело сугубо добровольное. Чиновники назвали магазины социальными, и люди думают, что государство их поддерживает и помогает бизнесу. Поэтому хотят видеть в них большой ассортимент по низким ценам. Но сегодня статус социальных у 4 магазинов в Костанае держится на кармане предпринимателей.

- Если это социальные магазины, то на их содержание должны выделяться бюджетные деньги, - считает Корчинский, - эти средства должны идти на оборудование, на охрану, на коммунальные расходы. Предприниматель, участвуя в этом проекте, должен получать хоть какую-то прибыль.

- Чтобы дело было прибыльное, рентабельность должна быть 37%, - считает и Дудин. - Мне нет никакого резона раскручивать и расширять социальные магазины. Помещения, в которых располагаются магазины, находятся у нас в аренде. Мы предлагали акимату отдать помещения нам в частную собственность, а мы в течение 5 лет обязались бы содержать и раскручивать социальные магазины. У меня был бы смысл улучшать точки, вкладывать деньги в оборудование, в товар, в объем. Можно было бы организовать собственную доставку, продлить рабочий день и взять дополнительно продавцов. Я бы знал, ради чего я работаю.

Предприниматели считают, что если это социальные магазины, то должны быть дотации от государства, например, в размере 20% торговой накрутки, которую они теряют.

Еще одно предложение предпринимателей заключается в том, что социальные товары по низким ценам должны быть только для определенных слоев населения, например, для пенсионеров. А в социальных магазинах закупаются все. В моменты повышения цен на какой-то вид продуктов мелкие предприниматели частенько затаривались тут в больших объемах. Пришлось ограничить объем продаваемых товаров в одни руки.

Сегодня вопрос помощи социальным магазинам на местном уровне не решается. И предприниматели считают, что необходимо выходить с предложениями на республиканский уровень. И если власти и бизнесу удастся договориться в этом важном для незащищенных слоев вопросе, то социальные магазины продолжат жить. Если нет - их гибель близка и неотвратима.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА