Уплатить налоги? Умри спокойно!

Налоговая служба работает в системе электронного правительства, но «ручное» общение для многих налогоплательщиков надежнее

Евгений ШИБАРШИН

Государственная машина и компьютер ни в какую не желают стыковаться

15 августа закончился срок официального уведомления физических лиц, владеющих имуществом, земельными участками и транспортными средствами, о размерах исчисленных на них налогов. По информации налогового комитета Костаная, только жителям областного центра таких документов было отправлено 83 544. Но вот беда: многие сведения в них оказались устаревшими, что сразу же вызвало возмущение людей. После выяснения отношений в налоговом комитете некоторые из них обратились в редакцию «НГ» с просьбой разобраться: кто виноват в этом беспорядке?

«Тут был настоящий ад»

Прежде чем рассказать о результатах нашего журналистского расследования, мы решили дать возможность прочитать письмо, которое в редакцию «НГ» прислала пенсионерка Валентина СТАРОЖУКОВА. Это почти полный его текст.

«Уважаемый редактор! 5 августа 2011 года мне принесли 2 уведомления от налогового управления об устранении допущенных нарушений налогового законодательства. Дата на обоих уведомлениях - от 19 июня 2011 года на имя моего супруга Старожукова Владимира Федоровича, который умер 30 января 2011 года. Кроме того, поступили телефонные звонки. В одном уведомлении налог на транспортные средства в сумме 17 416 тенге, пеня 14 613 тенге, на другом 29 731 тенге, пеня 14 818 тенге. Итого - 66578 тенге.

5-6-7 августа не передать словами, как я пережила. Убеждала себя, что не может быть такого. Ко всем платежам мы относились со всей серьезностью и ответственностью. За все прожитые годы задержек с оплатой никогда не было. Автомобиля нет несколько лет. И вдруг такое!

8 августа я пошла с утра в налоговую. Там было такое столпотворение, в военное время за краюхой хлеба только такое было. Но тогда люди стояли спокойно, а тут был настоящий ад. До обеда моя очередь не дошла. Народ кинулся к другим окнам, все смешалось, пришлось снова занимать, и только к 4 часам дня я подошла к окну. И то - женщина, за которой я занимала, пропустила меня вперед, видя мое состояние. Передав документы в 16-е окно, стала ждать. Сотрудница долго бегала по компьютеру, затем сказала: «У вас задолженность 198 тенге за земельный налог».

Я уже плохо понимала и попросила написать на бумаге. Больше я не помню - потеряла сознание.

Спасибо людям, оказавшим мне помощь: брызгали на меня водой, дотащили до лавки, давали таблетки. Я стала слышать разговоры: кто-то просил вызвать «скорую», но персонал налоговой ко всем был глух и нем. Понемногу я приходила в себя. Две молодые женщины проводили меня к дому. Одной мне не дойти, спотыкалась, шатало из стороны в сторону. Ночь провела в кресле и до сих пор не могу прийти в нормальное состояние.

Как это назвать? Это ли не издевательство над народом? Никто из администрации не появился, не извинился. Как оказалось, с такими уведомлениями я была не одна. Что за беспредел творится, и кто за это ответит? Так оставлять это просто непозволительно».

Компьютерные «игры» со списком умерших

Начальник налогового управления по Костанаю Еркин БЕКСЕИТОВ обещал разобраться с этим случаем, и если кто-то из сотрудников виноват, он будет наказан. И продолжил:

- К сожалению, за предыдущие годы наша база данных устарела, сейчас мы пытаемся ее привести в порядок, поэтому и появляются такие случаи. Все усугубляется еще и тем, что налоги мы исчисляем на основании сведений, предоставленных уполномоченными органами, а они присылают их с нарушением установленных сроков. Например, ЦПН должен предоставлять информацию до 15 апреля, а мы ее получили только 23 июня. А ведь исчислить налоги мы должны не позже 1 августа.

Более подробно о проблемах во взаимоотношениях с другими государственными учреждениями рассказала заместитель начальника налогового управления Мадина МАХМУТОВА. Наш разговор начался с деликатной темы: как получилось, что уведомление было выписано человеку, которого не стало еще полгода назад? Может быть, это единичный случай, который произошел по вине нерадивого сотрудника налогового управления? Все оказалось гораздо сложнее.

- Сведения о регистрации умерших лиц мы сейчас имеем только за 2008 год, - ошарашила меня Махмутова. - Раньше департамент юстиции эти данные передавал в налоговое управление напрямую ежемесячно, сейчас их предоставляют только в Комитет регистрационной службы министерства юстиции. Так что их можно получить только на республиканском уровне, в Налоговом комитете министерства финансов. Если мы из других источников узнаем, что человек умер, то в свою компьютерную базу данных вносим изменения, но уведомления печатаются по сведениям, которые есть в республиканской компьютерной сети, поэтому наши изменения «выбиваются» и вносятся те сведения, которые занесены в республиканской сети.

Мне продемонстрировали безуспешность попыток убедить машину в необходимости зафиксировать факт гипотетической смерти произвольно выбранного налогоплательщика. То, что компьютер не хочет признавать кончину еще живого человека, обрадовало, но не объяснило, почему налоговики не могут поправить машину, если она печатает уведомление о налоговой задолженности, адресованное уже умершему человеку?

Заместитель начальника департамента юстиции Костанайской области Динара САРСЕБЕКОВА подтвердила, что информацию о регистрации умерших лиц они теперь в электронном виде отправляют в Комитет регистрационной службы Минюста РК.

- Это связано с переходом от бумажного документооборота к электронному, - пояснила Сарсебекова. - Когда в загс обращаются за получением свидетельства о смерти человека, этот документ выдается после внесения соответствующих данных в компьютерную сеть Комитета регистрационной службы. Так что эту информацию можно получать каждый день. Правда, доступ к ней только на республиканском уровне.

Почему этого не делают в Налоговом комитете министерства финансов, так и осталось загадкой. Во всяком случае в налоговом департаменте по Костанайской области мне подтвердили, что информацию о регистрации умерших лиц они получают из республиканского комитета, но объяснить причину задержки не могут.

Еще одна «болячка», которая нашла свое отражение в письме Валентины Старожуковой, - информация о транспортных средствах. Мадина Махмутова говорит, что сотрудники налоговой службы часто сталкиваются с фактами, когда данные, предоставленные управлением дорожной полиции (УДП), оказываются некорректными. То объем двигателя, указанный в техпаспорте, не соответствует информации дорожной полиции, то автомобиля у его бывшего владельца уже нет, а он еще стоит на учете.

- Все это приводит к неправильному исчислению налогов, что приводит к недовольству людей, - говорит Махмутова.

Заместитель начальника отдела технического надзора УДП ДВД Костанайской области Даулет БИСИНБАЕВ объясняет подобные факты тем, что было время, когда при регистрации транспортных средств данные об объеме двигателя записывались со слов их владельцев. Он считает, что поскольку люди заинтересованы занижать эти данные (чтобы меньше платить налоги), то давали недостоверные сведения. В последние годы эту работу упорядочили и теперь в налоговую службу поступают те данные, которые записаны в техническом паспорте автомобиля. Отсюда и расхождения.

Есть проблемы и в тех случаях, когда автомобиль эксплуатируется другим человеком по доверенности, но его юридический владелец удивляется, почему уведомление об уплате налога приходит именно к нему. Или, например, автомобиль не эксплуатируется по техническим причинам, но на учете продолжает стоять. Бисинбаев считает, что в подобных случаях владельцы транспортных средств сами должны побеспокоиться о наведении порядка с учетом их автомобиля.

Кто даст вразумительный ответ?

Кстати, о доступности для налогоплательщика информации о состоянии его налоговых дел. В какой-то мере уведомления, которые наконец-то начали рассылать, могли бы решить эту проблему, но пока они лишь усугубили трудности. Можно было бы согласиться с тем, что при наведении порядка всегда выгребается много мусора, поэтому нужно лишь немного потерпеть, а потом все пойдет гораздо легче. Однако опыт подсказывает, что «генеральные уборки» у нас делаются настолько часто, что уже и не знаешь, как должна выглядеть нормальная жизнь.

Есть ли надежда на создание какой-то системы, чтобы люди, исполняя свой долг перед государством, не трепали друг другу нервы? Почему, например, нельзя получить информацию о состоянии своих налоговых обязательств через Интернет, как это делают сейчас накопительные пенсионные фонды, Казахтелеком? Позволяют видеть состояние счетов клиенту и многие банки.

В налоговой службе заглянуть в собственную налоговую историю можно только, получив электронный ключ. Вы пишете заявление в налоговый орган о получении электронного ключа, через 3 дня получаете его, и если нет своего компьютера с выходом в Интернет, можете сесть за один из 20, которые установлены в здании налогового управления Костаная.

- Налогоплательщик может получить данные о состоянии лицевого счета, просмотреть регистрационные данные, получить уведомление, - говорит Махмутова. - Если вы не умеете пользоваться электронным ключом, вам поможет наш консультант.

Увы, наши наблюдения показали, что при общем накале страстей, которые захлестнули налоговое управление Костаная в эти дни, желающих воспользоваться возможностями компьютерных терминалов оказались единицы. Люди не знают об их существовании? Или при нашей всеобщей компьютерной полуграмотности это слишком сложно? Скорее всего, и то и другое. К тому же слишком много случаев, когда компьютер не может пояснить, почему уплату налогов требуют с давно умершего человека, да к тому же за автомобиль, который давно уже принадлежит другому.

Впрочем, судя по письму Старожуковой, иногда и люди в обличии государственного служащего ничем не отличаются от машины.

- Если к нам будут поступать жалобы на таких людей, мы будем их наказывать, вплоть до увольнения, - пообещал Еркин Бексеитов. - Но мы не сможем навести порядок без участия самих налогоплательщиков. Было бы обоюдно полезно, если б они регулярно делали у нас сверку своих данных. Необязательно стоять в очереди. Для этого у нас есть специальный консультант, да и компьютером овладеть несложно.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА

Динамика поступления от физических лиц по г. Костанаю за 2007 - 2011 гг. (7 месяцев)

Сроки уплаты основных налогов с физических лиц

ОПРОС

Почему в Казахстане уплата налогов физическими лицами создает так много неудобств?

Петр СВОИК, член президиума ОСДП «Азат»:

- Потому что все эти годы уплату налогов физическими лицами у нас не считали главным. Казахстан у Запада новшества брал выборочно. А ведь там налоги от граждан - главный инструмент в формировании бюджета. У них уже наработаны традиции в этой сфере, много юристов обслуживает налогоплательщиков. У нас только владельцы транспорта еще как-то участвовали в этом процессе, и то по причине того, что при техосмотре у них требуют квитанцию об уплате налога. Несколько раз брались за введение обязательной подачи деклараций для должностных лиц, но и это дело не смогли довести до конца. Что касается населения, то какой, дескать, толк, если за имущество, которым они владеют, нужно платить копейки. Сейчас появились проблемы с пополнением бюджета, поэтому вспомнили и о населении.

Сергей БОГАТЫРЕВ, председатель Союза налогоплательщиков Костанайской области:

- Вся причина в том, что в налоговой службе привыкли к такому положению, что если их сотрудники все знают о налоговом законодательстве, то и граждане это должны знать. Поэтому относятся к ним по принципу: «Незнание закона не освобождает от ответственности за его неисполнение». Но все сложнее. Есть специальные программы для обучения налогоплательщиков, в местной прессе постоянно появляются публикации, разъясняющие налоговое законодательство, но читают это только предприниматели. Для пожилых людей все это очень сложно, поэтому они нуждаются в особом отношении. Это как раз наиболее законопослушные люди, но с ними нужно больше работать по разъяснению налогового законодательства. Сильно мешает и необходимость представления налоговикам различных документов. Людей за ними посылают по госучреждениям, что тоже вызывает недовольство.

Римма БЕКТУРГАНОВА, председатель Костанайского городского филиала партии «Нур Отан», депутат областного маслихата:

- Налоговым службам нужно больше заниматься просвещением, особенно людей преклонного возраста. В самих налоговых управлениях работа зачастую плохо организована: постоянно очереди, непонятно, к какому окну нужно подходить, сотрудники бывают крайне нетерпеливыми, раздраженными, особенно это заметно у молодых. Нужно больше работать с персоналом. Он должен быть вышколенным. Сотрудникам нужно внушить, что они должны помогать людям, а не делать им одолжение.

Анатолий ДИРКСЕН, предприниматель:

- Я на личном опыте убеждался, что много проблем возникает из-за отсутствия единой базы данных. Приходилось сталкиваться с фактами, когда сведения об одном и том же имуществе в разных учреждениях были разными. «Стыковать» их никто не собирался, а я получал извещение о задолженности по налогам, которой фактически у меня не было. На мой взгляд, это проявление непрофессионализма. Самое главное - за эти «проколы» никто не отвечает и никто не извиняется. В тебе изначально видят злостного неплательщика.

Андрей КОВАЛЬ, директор центра экономических исследований Костанайского госуниверситета, кандидат экономических наук:

- Многое связано с безграмотностью населения. У людей появилось имущество, его продают, покупают новое, поэтому нужно учиться им управлять. В том числе и по вопросам уплаты налогов. Но есть проблемы и в самой системе налогообложения. Она не отлажена. Надеялись, что с введением электронного правительства станет лучше, а получилось наоборот. До тех пор, пока система не станет настолько прозрачной, что налоговая служба будет четко работать по исчислению налогов, а налогоплательщики хорошо знать, за что и сколько им платить государству, мы будет постоянно испытывать неудобства. И не нужно всех стричь под одну гребенку. Тех, кто постоянно уклоняется от уплаты налогов, нужно обязательно наказывать, а добросовестных плательщиков, однажды по какой-то причине не заплативших вовремя, - прощать.