Перегнули?

Евгений ШИБАРШИН

18 апреля, выступая на ХVII сессии Ассамблеи народа Казахстана, президент РК Нурсултан НАЗАРБАЕВ предложил этой организации следить за исполнением Зкона «О языках». Поводом для такого поручения послужили жалобы людей.

- Приходит, скажем, пенсионер, который не владеет казахским языком, а в его время не требовалось... в новую поликлинику, а там все вывески на кабинетах врачей на казахском языке, -  возмутился глава государства. - А больной ходит, как в лабиринте, не знает, как попасть к лор-врачу или кардиологу.

Такой подход к развитию государственного языка глава Казахстана назвал «перегибом», дескать, «перестарались чиновники от минздрава». Выходит, чиновники в своем здоровом устремлении быстрее развивать государственный язык всего лишь слегка переусердствовали, за что никого никогда не накажут, а лишь отечески пожурят.

А ведь тут дело куда серьезнее, чем это видится советникам Назарбаева, готовившим материалы для его доклада на форуме. Ведь «перегибы» - это прямое нарушение тех норм Конституции РК и Закона «О языках»,  на которых во многом и держится межэтнический мир в Казахстане. А потому требуют особого разбирательства мотивы, которые двигают людьми, идущими на откровенные правонарушения. Тут лучше разбираться не Ассамблее народа Казахстана, а прокуратуре. Материалов для проверок больше чем достаточно. Надписи на дверях некоторых госчиновников и деловые бумаги, идущие из министерств и ведомств, написанные только на казахском языке, - все это у многих людей чаще вызывает раздражение, чем желание овладеть казахским языком.

Еще в феврале 2007 года Конституционный совет РК своим постановлением разъяснил: в соответствии с Основным законом в государственных органах и органах местного самоуправления казахский и русский язык используются «в равной степени, одинаково, независимо от каких-либо обстоятельств». Что касается государственного статуса казахского языка, то за ним отдельными законами закреплена возможность исключительности или приоритетности применения в общественно-правовой практике. Если говорить о законах, регулирующих работу госорганизаций и органов местного самоуправления (включая и делопроизводство), то ст. 8 Закона «О языках» гласит, что их языком «является государственный язык, наравне с казахским официально употребляется русский язык». Да и госпрограмма функционирования и развития языков на 2001-2010 годы, принятая в 2001 году, гласит, что поэтапный переход к 2010 году делопроизводства, ведения учетно-статистической, финансовой и технической документации на государственный язык должен производиться «при соблюдении п. 2 ст. 7 Конституции». А там записано о необходимости наравне с казахским официально употреблять русский язык.

Как видим, согласно законодательству, в названных сферах работы госорганов применение казахского языка не является исключительным. А если ему отдается приоритет, то это не означает, что там не должен применяться русский язык. Тогда выходит, что те чиновники, которые игнорируют законодательство, либо его не знают, либо проявляют самодеятельность. В обоих случаях они создают серьезные политические проблемы, а потому их действия требуют более жесткой оценки.