Потребление как наука

Вадим СОБОЛЕВ

Через два месяца, 4 августа, в Казахстане вступает в силу новый Закон о защите прав потребителей. В затяжном парламентском обсуждении нового варианта закона принимали участие и костанайские юристы. Прежний закон был принят еще в советское время и во многом устарел, хотя некоторые эксперты считают, что старый вариант предоставлял потребителям больше прав, чем вновь принятый.

Первое общество защиты прав потребителей появилось в Костанайской области в первой половине 90-х. Создал его и руководил до самой смерти в 2005 году Федор Сергеевич Дычко. Сильное ОЗПП было когда-то и в Рудном. В Костанае центры по защите прав потребителей несколько раз организовывали студенты юридических факультетов. Сейчас у нас зарегистрированы три таких общественных объединения - это «Фемида+» при юрфаке КГУ, фонд «Доверие» и СЗППКО.

Во время приезда Петра Своика в Костанай при встрече с активом ОСДП «Азат» он отмечал важность создания ассоциаций предпринимателей и потребителей, так как в антимонопольных ведомствах для контроля над деятельностью субъектов естественных монополий желательно иметь «комиссаров» от таких организаций. На них должна быть  возложена задача проводить независимый профессиональный аудит. Регулирование цен и тарифов, а не обсчеты на рынках - вот компетенция таких ассоциаций. Самое главное, отметил Своик, добиться, чтобы наши «комиссары» могли в течение определенного времени работать на предприятиях-монополистах и иметь доступ ко всем документам ГКП. Отчет аудиторской комиссии должен публиковаться в СМИ заранее, перед проведением общественных слушаний.

В новой редакции закона не сохранили предусмотренное Гражданским кодексом право потребителя рассматривать судебные иски по своему желанию - по месту нахождения либо истца, либо ответчика, либо по месту причинения вреда. Но за потребителем по-прежнему законодательно закреплено право на надлежащее качество товаров, работ и услуг, на обмен товаров ненадлежащего качества, на получение достоверной информации о продукции. Потребителю не имеют права навязывать услугу. Условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правами, установленными законом, признаются недействительными. Как известно, при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о продукции или недобросовестной рекламой, необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках приобретаемой продукции.

Согласно новому закону, в вузах, колледжах и школах страны в обязательном порядке будут изучать права потребителей.

Должно появиться новое государственное ведомство по защите прав потребителей, вероятно, комитет или министерство. Сейчас вопросами защиты потребителей государство занимается на уровне управлений и департаментов, например, существует департамент защиты прав потребителей Агентства финансового контроля.

Среди участников движения потребителей, как существенной части гражданского общества, популярен лозунг: «Человеку, который научился выбирать колбасу, небезразлично,  кто будет следующим президентом».