Не история, а идеология

«Отделить любой народ, населявший СССР, от общей истории страны нельзя»

Евгений ШИБАРШИН

В последнее время в некоторых странах СНГ активизировались теоретические изыскания в области истории становления титульных наций. После развала СССР начался процесс идентификации коренных этносов, населяющих новые республики, и обострение их интереса к собственной истории понятно и оправданно. Вся беда в том, что наряду со здоровым желанием понять место своего народа в общем историческом потоке человечества некоторых авторов больше волнует количество вреда, нанесенного при советской власти.

Казахстан в этом отношении не уникален. Недавно вышла в свет книга историка Мамбета КОЙГЕЛДИ «Сталинизм и репрессии в Казахстане 1920-1940-х годов». Вот как ее презентовал инициатор данного издания президент фонда «Зерде», лидер партии «Ак жол» Алихан БАЙМЕНОВ:

- До сих пор у нас не осмыслены последствия ужасного голода. Ведь массовый голод, частично созданный искусственно, не только привел к гибели 40% казахов, но и оказал сильнейшее влияние на психику выживших людей, существенно повлиял на ценностные ориентации.

Разумеется, все эти «осмысления», по словам Байменова, имеют целью «глубже понять процессы, происходящие сегодня». Правда, когда журналист спросил у автора названной книги, как он оценивает нашумевшие аресты некоторых известных людей, имевшие место в суверенном Казахстанt в 2009 году, историк ответил:

- Я не политолог, я историк. Поэтому этот вопрос не в мой адрес.

Г-н Байменов не стал прогнозировать возможное влияние этих арестов на психику остальных казахов и их «ценностные ориентации». Впрочем, всем известен его главный принцип: политика - искусство возможного. Тогда относительно кого он считает «возможным» использовать изыскания, которые провел Койгелди в пыльных архивах КНБ?

В Украине уже открыто говорят, что голодомор 20-30-х годов прошлого столетия у них был организован с целью уничтожения украинцев как нации. Уж не на то же самое намекает Байменов, смягчив лишь этот вывод до фразы «частично созданный искусственно»? Неужто публике все время намекают, что русские пытались заморить все национальные окраины? Тогда кто их самих морил в Поволжье?

Подобных вопросов можно задавать много, но некоторые исследователи репрессий не хотят искать на них ответы. Им проще обвинить тех, кто пытается объяснить советский период, с научной точки зрения, в ностальгии по тоталитаризму. Что равнозначно сегодня преданию анафеме.

А ведь отделить любой народ, населявший бывший СССР, от общей истории страны нельзя. Это ненаучно. А раз так, то и беды у всех были общие, и достижения. Нужно ли лишний раз перечислять, что сегодняшнему Казахстану осталось хорошего от общих достижений? Нет и необходимости взвешивать на весах, чего больше: потерь или находок. В историческом движении иначе не бывает. Такова реальность.

Если уж вы, господа, решили соорудить книжный механизм, предохраняющий от сползания в «проклятое» прошлое, на той идейной базе, которую выбрали, то имейте в виду: вы воссоздаете не столько реальную историю своего народа, сколько идеологию национальной правящей элиты, которая печется о сохранении своих руководящих кресел. А куда эта идеология может завести народ, о нуждах которого вы так печетесь, еще надо посмотреть.