Гайцы невидимого фронта

Заезд за стоп-линию на красный свет светофора - не разовое нарушение. Этот инспектор нарушил правила еще летом

Ольга ЛИХОГРАЙ

Как соблюдают Правила дорожного движения те, кто должен следить за их соблюдением

25 июля 2008 года вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения». Штрафы для водителей увеличились в 3, а то и в 5 раз. Непристегнутый ремень, превышение скорости, выезд на встречную полосу, разговор по сотовому телефону за рулем - лишь часть самых ярких нарушений, за которые в среднем предусмотрено изъятие из вашего кошелька от 5 до 7 МРП. Спустя больше года со дня ужесточения дорожные полицейские Костанайской области констатируют снижение ДТП и смертей на дорогах. И проводят говорящую акцию «Начни с себя». Начинание благое - показать водителям, как нужно вести себя на дорогах. Акция, впрочем, давно закончилась. Как соблюдают дорожные полицейские ПДД сегодня?

Без ремней и «поворотников»
Проверяли мы это лично, отслеживая служебные машины дорожников. 13 ноября в оживленное послеобеденное время, сворачивая с ул. Беды на Каирбекова, замечаем автомобиль, цветовая гамма которого так хорошо знакома простым водителям. Машина следовала впереди нас, деловито покачивая бампером с госномером Р 755 КР. Вдруг покачивания стали слишком явными, и мы замечаем, что авто из левого ряда перестраивается в правый, не включив соответствующий «поворотник». Спустя пару минут таким же макаром, не включив сигнала теперь левого поворота, перестраивается в левый ряд. И так три раза подряд, пока не доехал до ул. Гоголя. Здесь полицейские спустились на ул. Набережную. Кстати, оба инспектора не были пристегнуты ремнями безопасности.
Ремни вообще общий момент. На перекрестке Павлова и Абая нам встретилась «восьмерка» с госномером Р 157 КР и двумя непристегнутыми полицейскими внутри. Навстречу им в «уазике» Р 639 КР по Абая двигался еще один непристегнутый инспектор, поприветствовавший зычным сигналом коллег.
Район КСК. У магазина «Мереке» навстречу едет патрулька с номером Р 174 КР. Моментально разворачиваемся и падаем ему на хвост, как в лучших детективах о погонях. Смело называем это погоней, потому что с ул. Каирбекова на ул. Киевскую полицейские ехали со скоростью не менее 65-70 км/час. Мы, учитывая принятые здесь ограничения по скоростному режиму до 50 км/час, то и дело теряли их из виду. Оба инспектора также были без ремней, а выехав на ул. Герцена, перестроились во второй ряд без включенного «поворотника» и тут же свернули на ул. Орджоникидзе. Может быть, блюстители порядка гнались за нарушителем или следовали на опасное боевое задание? Да нет, мы оставили их на АЗС, куда они заехали, чтобы заправиться.

За стоп-линию без запрета
Следующего гайца, как называют сегодня бывших гаишников, а ныне дорожных полицейских, поджидаем у их управления . Наш водитель не выключает зажигание, зная, что за дорожными полицейскими нужно ехать как можно быстрее, а то упустишь. Как в воду глядел. На пр. Абая выскакивает автомобиль с номером Р 810 КР. Пытаемся не отстать. Увеличиваем скорость до 65 км/час, но догнать инспектора все равно не получается. На пр. Абая он, не включая «поворотника», перестраивается в правый ряд и сворачивает на ул. Гоголя. На отрезке по Гоголя от пр. Абая до ул. Баймагамбетова мы за ним еле поспеваем, хотя тут ограничение по скорости - до 40 км/час. Об этом свидетельствует знак, который поставили недавно. На ул. Баймагамбетова полицейский останавливается недалеко от университета и, надо отдать должное, только потом начинает разговаривать по мобильному телефону.
Спустя десяток-другой минут из гаража дорожной полиции выезжает «десятка» с номером Р 175 КР. И тут же при повороте направо на пр. Абая заезжает за стоп-линию на красный свет светофора! Дальше наш водитель снова не поспевает за инспектором, несмотря на то, что максимальная скорость здесь - 50 км/час. Нас спасает скоростемер, расположенный напротив индустриального колледжа. Здесь инспектор плавно притормаживает и явно сбрасывает скорость, о чем свидетельствуют колеса, слегка завизжавшие по асфальту. Но уже на ул. В.-Интернационалистов он отрывается от нас окончательно: нарушать ПДД, чтобы угнаться за ним, мы не можем.
- Идет примерно 70 км/час, - констатирует наш водитель. - Я итак уже на превышение до 60 км/час пошел, а он все равно от нас на 400-500 м впереди!

Под покровом темноты
16 ноября выезжаем в одиннадцатом часу вечера. Движения явно меньше, дорожных патрулей тоже негусто. Примерно через час натыкаемся на ул. Гоголя недалеко от здания департамента КНБ на машину с госномером Р 154 КР. Полицейские оформляют таксиста-нарушителя. Наблюдаем за ними в течение получаса и замечаем, что у авто горит только левая передняя фара. В сгустившейся темноте контраст очевиден: яркая левая и абсолютно потухшая правая. Причем именно правой патрулька смотрит на ул. Гоголя и встречные автомобили. Спустя полчаса к патрульке со сломанной правой фарой подъезжает еще одна с госномером Р 636 КР. Как только она двигается по направлению к пр. Абая, срываемся за ней. Этот инспектор на пересечении ул. Гоголя - пр. Абая заезжает за стоп-линию на красный свет светофора.
А вот авто с госномером Р 638 КР на Абая мы не догнали, хотя, признаемся, наш водитель превысил скорость до 65 км/час при разрешенных 50-ти. И вдруг патрулька резко тормозит у правой части дороги. Полицейский выскакивает и, пересекая пр. Абая, чуть не оказывается у нас под колесами. При этом он грозит нам жезлом и идет на другую сторону к тормознувшему белому джипу со значительным номером «777».



Статистика дорожная и... денежная

- Каждый день в Костанае выезжают 8 служебных машин, в которых находятся 16 патрулей, - сообщил «НГ» начальник управления дорожной полиции Костаная Омарбек СУЛЕЙМЕНОВ. - Всего у нас 64 патрульных машины, нужно по нормам 68. Согласно ПДД, инспекторы на оперативных и служебных машинах в населенных пунктах могут быть непристегнутыми, за населенным пунктом обязаны пристегиваться. Но все наши полицейские пристегиваются в обязательном порядке.

Как рассказал Сулейменов, в связи с ужесточением штрафов аварии на дорогах снизились. За 10 месяцев этого года было совершено 587 ДТП, 71 погибший, 773 ранены. За тот же период 2008 года было 634 ДТП, 109 погибших, 800 пострадало.

А мы подсчитали свои данные: за 5 часов мы отследили работу 9 служебных машин дорожных полицейских. Каждый из них, по нашему мнению, хотя бы раз нарушил правила. Считаем по минимуму, одно нарушение на одного инспектора и МРП, положенные за эти нарушения, тоже берем по минимуму. За превышение скорости (5, 10, 15 и при повторности 20 МРП), за непристегнутый ремень безопасности при движении на транспортном средстве (5 МРП), нарушение правил остановки и стоянки (5, 6, 7 и при повторности 15 МРП). За невключенный сигнал поворота (3 МРП). За техническое состояние (неисправная фара) (5 МРП). В общей сложности получаем 45 МРП, в денежном выражении 58 320 тенге штрафа, никем, естественно, не оформленного.