«Эта сказка не совсем по Гоцци»

Георгий ГОВОРОВ

Международный день театра в Рудном отпраздновали премьерой пьесы «Король-олень»

Чуть только закрывается занавес, актеры обнимают друг друга и кричат что есть силы: «Ура! Мы это сделали!» Так эмоционально финишировала в рудненском молодежном театре «БАЦ» премьера - спектакль по сказочной пьесе Карло Гоцци «Король-олень». Самодеятельная труппа показала свою новую работу 27 марта, в Международный день театра. Первый показ собрал почти полный зал зрителей.

 

Премьеру «Короля-оленя» труппа готовила около полугода

Режиссер театра «БАЦ» Наталья КУДРЯВЦЕВА говорит, что «Король-олень» стал одним из первых спектаклей, который театр готовил без оглядки на пандемию.

Наталья Кудрявцева: «Мы в основном работали с музыкальным оформлением спектакля»

- Эта сказка не совсем по Гоцци, пьесу переписал драматург Вадим Коростылев, - говорит она. - Это его переделка, потому что у Гоцци, честно говоря, очень тяжелый текст, загруженный. А мы используем довольно интересно адаптированный, написанный белым стихом, как бы под Шекспира. Мы готовили этот спектакль весь сезон. В сентябре отыграли спектакль «Три апельсина» и сразу начали готовить «Короля-оленя».

Сказку Карло Гоцци в СССР экранизировали, тогда музыку для кино написал Микаэл Таривердиев. В некоторых моментах рудничане ее заменили. По словам режиссера, «чтобы осовременить пьесу». А в тексте Коростылева ничего кардинально менять не стали.

Главный герой - король Дерамо, правивший в городе Серендипп. Его на сцене воплотил 19-летний Сергей ЛОГИНОВ, который в «БАЦе» последние 8 лет. Роль Короля-оленя для него может стать одной из последних на этом жизненном этапе. Следующей осенью Сергей планирует поступать в Екатеринбурге учиться на режиссера. С актерами корреспондент «НГ» встретился до спектакля.

- Роль короля для меня самая интересная, потому что обычно ты придерживаешься весь спектакль одного образа, - объясняет Сергей. - А в «Короле-олене» в мое тело переселяется другой персонаж, поэтому мне придется отыграть сразу два противоположных образа. Мы как бы меняемся душами.

Король Дерамо меняется своей внутренней сущностью с первым министром Тартальей, которого сыграл 16-летний студент рудненского политехнического колледжа Андрей ИВАХНО. Магия переселения душ и создается с помощью игры актеров. Только от них зависит, поверит ли зритель в сказочное заклятье: «Чаронга буба грека рака брод, куранга манга и наоборот. Тут помолчать немного надо вам, чтоб в мыслях ход обратный дать словам!»

Андрей Ивахно (справа): «Тарталья на меня совсем не похож»

- Тарталья - главный антагонист главного героя, им движут алчность, жажда власти и любовь, - говорит Андрей, - поэтому он и предает своего короля. Он на меня по-человечески совсем не похож. Но мне роль Тартальи порекомендовала шеф (так актеры называют Наталью Кудрявцеву - «НГ»). Я обычно трепетно отношусь к ее предложениям. Почему она отдала роль главного злодея мне? Не знаю, шефу виднее. На репетициях мы много редактировали мое поведение, мои повадки, чтобы я мог углубиться в роль. Я ведь тоже душу отдаю. Мне нужно из главного злодея в один миг превратиться в Его Высочество - короля. Его грации пришлось поучиться.

Спектакль «БАЦа», как и всегда, запоминается зрителям своими яркими костюмами. Декораций на сцене минимум - лишь трон, арка, лавочка да стул со столом. Зато каждого персонажа, даже второстепенного, хочется разглядеть отдельно. Среди принцесс, сватавшихся к принцу Дерамо, сразу обращает на себя внимание Смеральдина. Среди пышных платьев выделяется ее костюм, больше напоминающий одежду субкультуры готов.

Костюм Смеральдины (в центре) сделали в стиле субкультуры готов

- Смеральдина должна быть своеобразной: вся в черном, немного страшненькая, подлизывается и пристает к королю, - рассказала «НГ» 17-летняя актриса Карина ШТАНГЕЙ. - Изначально я думала, что моя Смеральдина будет в уродливой одежде, может, наденет какой-то балахон. А шеф предложила одеться готом. Мы нашли платье, принесли шапку и цепи. Хотя раньше я никогда готом не была.

Еще один сильный женский образ воплотила 17-летняя ученица СШ № 1 Валерия МИХЕЙКО. Она сыграла Анджелу, дочь второго министра, без ума влюбленную в короля. Она не только смела и дерзка, но и прекрасно фехтует.

Валерия Михейко сыграла Анджелу, дочь второго министра

- Для меня это первая главная роль, - делится впечатлениями Валерия. - Мне кажется, что я хорошо подхожу на роль Анджелы, потому что и в жизни часто бываю упрямой, своенравной, слушаю свое сердце. Я смотрела не только советский фильм, но и пыталась прочитать в переводе оригинал Карло Гоцци. Роль сложная. Помимо моих диалогов и песен, я еще и фехтую. Мы ставили танец боя, подбирая удары так, чтобы их было слышно в зале. К нам приходил человек, который когда-то профессионально фехтовал, он ставил нам целый номер. До этого я никогда не держала в руках шпагу.

Фехтует Анджела со своим отцом, вторым министром Панталоне. Его сыграл 28-летний Артем РУДКОВСКИЙ. Ему, как оказалось, в роль вжиться было проще уже потому, что фехтовать он пробовал и раньше.

Валерия Михейко и Артем Рудковский отдельно ставили танец с фехтованием

- В театре это не первая роль, где я берусь за шпагу, - говорит Артем. - Мне сложнее всего было проявлять на сцене отцовский характер, так как сам я отцом не являюсь. Вживаться в роль сложно, особенно если учесть, что приходится совмещать театральное хобби и реальную работу.

Рудненский зритель встретил финал «Короля-оленя» традиционными аплодисментами. Актеры после бурных проявлений радости за закрывшимся занавесом делали снимки в сценических костюмах с родственниками и преданными зрителями.

Шеф-режиссер Наталья Кудрявцева, принимая цветы и поздравления, только успевала фотографироваться с воспитанниками и принимала поздравления с Днем театра.

- Спектакль прошел не без пары технических помарок, - замечает она. - Я надеюсь, нам их зритель простит. Своими актерами я, безусловно, довольна! Просто, когда мы репетируем, даже на генеральном прогоне я, бывает, кричу, хочу всех убить. А когда в зале появляется зритель, у актеров, само собой, рождается вдохновение, которого им не хватает. Оно все сглаживает.

Пока «БАЦ» не планировал, где еще показать новый спектакль. Возможно, его повторят для школьников, которые вот-вот должны выйти с каникул. В ближайших планах Кудрявцевой - к маю восстановить спектакль «Варшавский набат». Как говорит сама режиссер, это «такой серьезный спектакль, особенно учитывая современную обстановку в мире, когда тема актуальна как сегодня, так и завтра».

 Фото автора