Вечный двигатель дорожного ремонта

Георгий ГОВОРОВ

Почему новый асфальт на трассах Костанайской области за пару лет приходит в негодность?

Вот данные из доклада акима области Архимеда Мухамбетова на отчетной встрече перед депутатами облмаслихата: на развитие транспортной инфраструктуры выделили 35,5 млрд тенге, чтобы восстановить 316 км дорог. Деньги немалые, если учесть, что похожие суммы выделяются ежегодно. Доля дорог в удовлетворительном состоянии в этом году должна достигнуть значительного уровня - 78%. Однако в этой самой доле, как убедились корреспонденты «НГ», очень скоро появляются изъяны.

Участок трассы М-36 между Карабалыком и Федоровкой ремонтируют две фирмы

Маршрут своего путешествия составили такой: из Костаная по трассе М-36 доезжаем до Пешковки, а затем разворачиваемся и из Федоровки сворачиваем на дорогу, ведущую в Рудный. Направления мы выбрали не случайно - только за эту неделю в редакцию «НГ» поступили два сообщения о некачественном ремонте. И здесь все циклично: либо дорогу асфальтируют сейчас, и местные жители опасаются, что через год она разрушится; либо делали в прошлом году, и она потихоньку приходит в негодность.

 Лоскутный асфальт

Поехать в Карабалык через Федоровку мы решили после сообщения читателя, который 22 сентября прислал в рубрику «Народные новости» на сайте ng.kz видео с трассы, сопроводив его коротким комментарием: «Максимум 2 месяца, и ее не будет, будет колея. Даже знаков нет, что ведутся ремонтные работы».

 

На сообщение очень быстро отреагировали в департаменте полиции. Пресс-служба уже вечером сообщила: сотрудники дорожной и технической инспекции обследовали места ремонта автодороги М-36, должностное лицо подрядной организации привлекли к административной ответственности по ч. 1 ст. 631 КоАП РК «За несоблюдение требований по производству дорожных работ», установленных правилами обеспечения безопасности дорожного движения». К какой именно подрядной организации возникли вопросы, неизвестно, потому что ремонтом занимаются две компании: одну часть ремонтирует ТОО «Костанай жолдары», другую - ТОО «Ван».

Фраза о том, что новый асфальт продержится «максимум 2 месяца», похоже, никого из ответственных за ремонт лиц не заинтересовала. Зато на пост отреагировали читатели.

- Судя по разметке у обочины, щебень и песок поверх старого асфальта насыпали, - пишет пользователь сайта KOS77. - Интересно, что мешает съездить в соседнюю Челябинскую область и перенять опыт ремонта трассы без объездной? Посмотреть, как быстро и качественно небольшими участками идет ремонт, узнать, что такое организация реверсивного движения?!

- Ну, знаки там есть, раз в неделю там езжу, - добавляет пользователь Odin_iz_Teh. - А ремонт, конечно, там в нашем репертуаре делают, тут все, как на видео.

То, что увидели 25 сентября корреспонденты «НГ» на трассе М-36, напоминает лоскутное одеяло. Часть только что отремонтированной дороги выглядит идеально, но как только доезжаешь до конца ремонта, машину начинает потрясывать, а на дороге видна колея от тяжелых фур. На дальнобойщиков и нерадивых водителей нам и пожаловались местные рабочие.

- Мы делаем средний ремонт, у нас несколько бригад, - рассказывает рабочий Михаил. - Укладываем асфальт в два слоя: в 4 см и 5 см. Сложности есть с организацией движения: водители заезжают на свежий асфальт и портят его, оставляют сдвижки. Дорогу перекрывают, а водители нас игнорируют. Прут вперед и скоростной режим не соблюдают. Конечно, это отразится на качестве дороги. Я не знаю, сколько гарантия, но, на мой взгляд, дорога пару лет продержится.

Строители дорог сетуют, что для среднего ремонта не предусмотрена организация объездной дороги. Хотя опыт ремонта трассы Рудный - Костанай подсказывает, что вряд ли объездная поможет. В этом году автор статьи несколько раз видел, как десятки машин съезжали с объездной дороги и выезжали на ремонтируемые участки. Рабочие пытались перекрывать им путь грунтом, но без особого успеха.

Алибек Бекмухамбетов: «Без машин ремонт шел бы проще»

- Ремонт у нас средний, проходит методом холодного ресайклирования, - рассказывал начальник участка ТОО «Ван» Алибек БЕКМУХАМБЕТОВ. - Протяженность участка - 15 км. Штрафовали не нас, не могу сказать точно. Знаки установлены. Да, движение мешает. Здесь высокая интенсивность движения фур. Без машин ремонт шел бы проще. Да, колея есть на старом покрытии. Но сейчас мы укладываем новое покрытие. Старый асфальт перерабатываем, фрезеруем и выкладываем новое дорожное полотно.

Знаки действительно стояли у обоих подрядчиков. Но водитель нашей машины замечал неуничтоженный старый асфальт, поверх которого укладывали новый. Пока рабочие останавливали фуры, мы успели поговорить с некоторыми водителями.

- Я езжу только здесь из Челябинска в Костанай, - сообщил Сергей КОЗЫРЕВ. - В России асфальт укладывают, он ровный, а у нас он кривой. Асфальт продавливается, вон новый уже продавили. Потому что, на мой взгляд, некачественно делают.

 Дорога новая, латки тоже

Другой участок дороги, который нас заинтересовал, соединяет знаменитое в Костанайской области село Лесное Федоровского района и дорогу Качар - Рудный. Мы уже писали о ней в октябре 2019 года. Тогда там дороги-то не было - имитация из остатков советского асфальта. Девять километров до села преодолевали за 30 минут, примерно столько же времени нужно, чтобы проехать 40 км из Костаная в Рудный. В 2020 году дорогу все-таки решили отремонтировать. Если верить паспорту объекта, установленному на обочине, ТОО «Дорстрой материал - ХХI» должно завершить работы в октябре 2021 года. И большая часть дороги уже сделана. Мы, к примеру, преодолели все те же 9,3 км уже за 10 минут.

Ремонт дороги в село Лесное должны закончить в октябре 2021 года

Правда, отремонтированную часть дороги уже латают. Темный свежий асфальт выделяется на фоне прошлогоднего очень ярко. Этот рисунок чем-то напоминает серые межпанельные швы в стенах советских домов.

Алексей Светлаков указывает на свежие латки прошлогоднего асфальта

- Части асфальта в начале дороги и вовсе нет, а часть того, что есть, скоро может прийти в негодность, - возмущается житель села Лесное Алексей СВЕТЛАКОВ. - Полевые дороги здесь плохие, хотя из-за ремонта мы в прошлом году все ими пользовались, поэтому этот путь - практически единственный для сельчан. На мой взгляд, рабочим очень повезло, что не было больших дождей. С осадками здесь были бы такие ямы, что пришлось бы заново ее ремонтировать. Честно говоря, я не верю, что они закончат ремонт в октябре.

Алексей вместе с нами проехал в село и останавливался почти на каждом километре, чтобы показать маленькие дырочки в рассыпающемся новом асфальте.

- Вот они сделали сооружение, через которое вода не должна скапливаться на дороге, - указывает Светлаков. - Я думаю, если будет большая вода, то сооружение не справится. Этой весной оно не справлялось, его нужно было занизить. Вот еще рядом латка, посмотрите на нее, ведь она уже разрушается. Это рано или поздно приведет к тому, что здесь вновь будут ямы, хотя дорога могла стоять без ремонта десятилетиями. Здесь, кроме молоковозов, тяжелых машин нет. У меня ощущение, что этой дороге не год, а лет 5 или 6.

Недалеко от села Лесного находится молочно-товарная ферма. Отсюда ежедневно увозят молоко в ближайшие поселки и Рудный.

- Сейчас дорога, конечно, лучше, чем асфальт 80-х годов, по ней быстрее проезжаем, - говорит заведующий МТФ Оралбек МУКАШЕВ. - Молоковозы не такие тяжелые, чтобы они вредили дороге. Но не думаю, что он продержится еще 30 лет.

Корреспондент «НГ» попытался связаться с ответственным лицом ТОО «Дорстрой материал - ХХI», его контакты указаны на баннере. Но, как оказалось, что он уже 2,5 месяца не работает на эту карагандинскую фирму. Кто заменяет, неизвестно. Если руководство ТОО захочет дать комментарий, обязательно его опубликуем.

Согласно данным сайта госзакупок, на средний ремонт дороги районного значения в село Лесное подрядчик уже получил чуть меньше 167 млн тенге. Кроме того, у него есть договоры с другими отделами ЖКХ районов Костанайской области. Похожие договора есть и у ТОО «Ван», и у ТОО «Костанай жолдары», и у других подрядчиков.

А теперь риторический вопрос: смогут ли 35,5 млрд тенге, выделенные на развитие транспортной инфраструктуры, довести уровень 78% дорог до удовлетворительного, если к уже сделанному или делающемуся ремонту у местных водителей есть претензии?

 Фото Ксении РЕБИК