Ни пройти по ним и ни проехать

Александр ОЛЕЙНИК

Как решить проблему благоустройства тротуаров в Рудном? Способ есть, нужна инициатива

Рудный. Удивительный город, возникший посреди степи. Город-труженик. Город-кормилец. И теперь уже город-пенсионер. Как и полагается пенсионеру в Казахстане, не нужный никому. Именно такое впечатление складывается, если вы захотите пройтись пешком по городу.

Колодец посреди тротуара препятствует движению пешеходов

Нормы есть, но...

Уныние, упадок, серость. Старость. Кривые улицы, облупленные стены домов, изможденные клумбы с увядшими, кое-где борющимися за свою жизнь цветами. Так уж сложилось, что я взялся время от времени описывать узнаваемые достопримечательности моего города. Одной из них является отсутствие либо неприемлемое состояние пешеходных дорожек и тротуаров на значительной его части. Упоминания о тротуарах часто мелькают в различных публикациях как сопутствующие иллюстрации бесхозяйственности, безалаберности или откровенного вредительства.

Большинство пешеходных переходов не имеют логической связи с тротуарами

Проблема усугубляется тем, что законодательные нормы есть, они обязывают власти в том числе строить тротуары и заботиться о безопасности дорог. Однако, проведя долгое время в поисках этих самых норм, я обнаружил, что все их формулировки достаточно размыты, позволяя быть тому, что мы наблюдаем на улицах города. Но обо всем по порядку.

 Что такое тротуар?

Тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном или арычной системой. Это и элемент благоустройства, и место, на котором происходит дорожное движение по установленным правилам.

Так выглядят большинство тротуаров в Рудном

Тротуар возвышается над проезжей частью и отделен от нее бордюром либо выделен разметкой. С точки зрения ПДД тротуар - это часть дороги.

Чаще всего в городах тротуары строят по обеим сторонам проезжей части. Если с одной ее стороны нет домов или других зданий, то можно построить его только с той стороны, где есть пешеходы и дома, но такое решение должно быть обоснованным. По тротуарам люди ходят без риска для жизни, благодаря этому вдоль каждой дороги обеспечивается безопасность дорожного движения.

Многие тротуары заросли травой

Итак, тротуары в Рудном быть должны. Это аксиома. По крайней мере, когда строился город 63 года назад, тогда тротуары были заложены, о чем свидетельствуют жалкие их остатки, проглядывающие на тех или иных улицах. Уточню лишь, что речь пойдет в основном об улицах «местного значения». К такой улице должен прилегать тротуар шириной не менее 2 метров.

Для организации и обеспечения безопасности дорожного движения существуют технические категории дорог. Их использует в своих приказах министр транспорта и коммуникаций РК. Например, в приказе от 24 января 2014 года № 56 «Об утверждении классификации видов работ, выполняемых при содержании, текущем, среднем и капитальном ремонтах автомобильных дорог общего пользования».

 Кто отвечает за содержание и обустройство?

В Рудном это отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог городского акимата. Сокращенно - отдел ЖКХ, ПТ и АД. Порой сокращения могут намекнуть, на то, кто устраивает этот ад на дорогах города. Простите, не удержался от каламбура.

Участок тротуара по улице Батищева-Тарасова, обустроенный частником

Итак тротуары… Они или есть, или их нет. Но то, что имеет место на улицах Рудного, никак нельзя назвать тротуарами. В прошлом году я слегка изменил обычный маршрут, которым хожу на работу, и пошел по улице Батищева-Тарасова. Внезапно, продираясь между кустов бурьяна, которым заросли бывшие тротуары практически с обеих сторон улицы, я увидел то, что назвал для себя «кусочком Европы». Обустроенный по всем правилам, эстетически приятно выглядевший участок тротуара с зеленым газоном. Жалко, что это лишь напротив одного дома и сделано его владельцем. Но сделано красиво, для себя.

Брусчатка. Газон. Травка, которую вовремя поливают

Уже тогда я начал вынашивать эту тему про тротуары. Эта боль не только моя, но и многих жителей города. Пешеходов, молодых родителей, маломобильных групп населения. Жителей, у которых нет дорогих, высоких и толстых машин, которые ходят пешком. Ежедневно. Пройдут, как я, 10-15 м Европы, эстетика кончается, и возвращаются к серым, заросшим бурьяном и сплошь перекопанным тротуарам.

Всего в Рудном 186 улиц, улочек и переулков. В последние годы в городе случилось нечто беспрецедентное. Многие улочки частного сектора посетил асфальт. Радости жителей не было предела! Но радость оказалась недолгой. Тендеры были разыграны, бюджет освоен. Но при обустройстве явно были нарушены технологии, нормы и правила. Иначе как объяснить провалы грунта, поросли травы сквозь брусчатку и осыпание?

Обычный тротуар по улице Батищева-Тарасова

К сожалению, все изначально делалось не для людей. Большинство даже вновь построенных тротуаров не имеют спусков и подъемов в местах пересечения. Лишь на двух улицах есть выделенные велосипедные дорожки: на ул. Ленина (от перекрестка с ул. 50 лет Октября до мечети) и по левой стороне ул. Комсомольской (от мечети до ул. Студенческой). Велосипедистам, мамам с колясками, инвалидам-колясочникам по большинству улиц города ни пройти ни проехать.

Отсутствие брусчатки по ул. 50 лет Октября

Ранее в одной из моих публикаций в «НГ» упоминался вскользь тротуар по ул. Жантемирова, на котором отсутствуют спуски и подъемы во всех местах пересечения, въезда и выезда. И так выглядит большинство из имеющихся тротуаров. А их в городе не так уж и много. Неужели трудно во время строительства нового тротуара положить специальный бордюр в месте пересечения улиц, чтобы возможно было проехать коляске?

Новый тротуар по ул. Володарского не насчитывает возраста даже пяти лет, но во многих местах уже перекопан. Освещение на этой улице работает на одну четверть. С десятка столбов просто исчезли прожекторы. Освещение тротуаров - отдельный разговор. Например, по правой стороне улицы Франко оно отсутствует полностью.

Перекопы и провалы на тротуаре по ул. Володарского

Нынешнее лето выдалось сухим и жарким. Отчасти это снизило злободневность проблемы, потому что посуху вроде как можно пройти почти везде. Но весной и осенью большинство улиц, даже центральных, превращаются в непроходимые. Передвигаться по городу - это когда идешь по маленькой грязи, чтобы обойти большую грязь. Улицы Мира, Горняков, Свердлова, Топоркова - после дождей лучше туда не соваться. Грязь, лужи, заполненные водой ямы, просевший после перекопов грунт.

Аппиева дорога. Остатки советского тротуара по ул. Мира

О перекопах

Создается впечатление, что в городе действует команда диверсантов. Причем сидят они где-то на самом верху. Как иначе объяснить несогласованность в действиях коммунальных служб и дорожников. Ощущение, что, как только уезжает асфальтоукладчик, где-то за углом стоят коммунальщики с разогретыми двигателями, готовыми к старту. Выбегает мастер с клетчатым флагом, дает отмашку, и коммунальщики наперегонки устремляются, кто первый перероет новое дорожное покрытие. Традиционно лидирует водоканал. На втором месте - теплосети, на третьем - газовики. Тоже стараются. Сейчас водоканал и теплосети находятся под руководством городского акимата, но пока еще не заметно изменений в подходе к работам.

Тротуары Рудного зимой

Весной СМИ города торжественно сообщали с подачи акимата, что этим летом начнутся восстановительные работы и устранение перекопов. Назывались цифры и планы. Писали, что все идет по графику. Повторю: лето жаркое, сухое, так что ничто не мешало проведению этих самых работ. Однако в большинстве своем ничего не изменилось. Где-то работы ведутся, не спорю. Что-то строится. Бюджет осваивается. Но в большей части города тротуаров как не было, так и нет. Либо они есть, но находятся в плачевном состоянии.

Древние римляне построили Аппиеву дорогу, которая лежит до сих пор, спустя почти две тысячи лет. Житель Рудного обустроил тротуар напротив своего дома. И трава у него зеленая. Если это под силу технически сделать одному человеку, что можно сделать силами целых организаций и при помощи выделенных средств? Уверяю, что можно делать быстро, красиво и долговечно!

Что не так с Рудным? Почему у чиновников отсутствует не только элементарная забота о пешеходах, но и стремление самим жить в городе красиво? По-прежнему остается единственная цель - попилить бюджет? А может быть, они не знают, где нужно работать? Так я могу назвать сотни мест, где раньше на тротуаре лежал асфальт, а сейчас - сплошные перекопы, засыпанные наспех «хвостами» (в горном деле - отходы обогащения полезных ископаемых, состоящие в основном из пустой породы, - авт.), которые уходят в глину, оставляя после дождя непролазную грязь.

 О газонах вдоль тротуаров

В этом году ТОО «Рахат-2018», отвечающее отчасти за красоту в городе, практически каждый день публикует на страничке в «Инстаграме», какие они молодцы, как их рабочие трудятся не покладая рук и в холод, и в зной, стригут кустарники, траву на газонах, убирают грязь вдоль дорог. Несомненно, рабочие трудятся. Вот только порой они переливают из пустого в порожнее. На многих улицах, как, например, на ул. Горняков, газон нависает над дорогой порой на высоту до полуметра и более. Рабочий, пройдясь с лопатой (в правилах ранее было обозначено, что в жаркий и сухой период, перед подметанием тротуары необходимо смочить водой) и собрав грязь в тракторную телегу, остатки забрасывает снова на газон. Это до первого дождя. Потому что под потоками дождевой воды и воды из-под колес автомобилей эта грязь снова сползет на проезжую часть.

Улица Шевченко после дождя

Несколько лет назад на ул. Топоркова, в месте пересечения с ул. Пушкина, асфальтом закатали имеющуюся там ливневую канализацию. С тех пор на этом участке после дождя - озеро (глубиной до половины колеса автобуса). Но коммунальщики не растерялись и прямо поперек тротуара экскаватором вырыли ров до ближайших деревьев. Отведя таким образом часть воды с проезжей части дороги, они лишили пешеходов возможности пользоваться этим тротуаром.

Непроходимый после дождя тротуар по ул. Топоркова

Большинство газонов, хоть и имеют очертания у тротуаров, засажены не специальной газонной травой, которую нужно стричь и поливать, а тем, что выросло само. Житняк, бурьян, щирица. От жары эта трава бурая, после стрижки торчат пеньки. Весь облик города в совокупности с такими «зелеными насаждениями» выглядит удручающе.

Ограждения, перила, подъемы и спуски, газоны и клумбы, асфальтовое покрытие или брусчатка на тротуарах города - все сделано как попало. Не по совести и не для людей. Не расчищены от снега тротуары зимой, непролазны от грязи весной и осенью.

Кто виноват, гадать нечего. Остается второй классический вопрос.

Что делать? Вполне конкретно

В этом случае даже не приходится сомневаться. Нужно работать, соблюдая строительные нормы и правила, исполняя требования законодательства, проявляя заботу о гражданах. Нормативных актов, приказов министра и всяческих других требований к обустройству тротуаров - предостаточно. Было бы желание.

Перекресток улиц Мира - Пушкина. После работы водоканала прошло полтора года

Как заставить власти обустроить тротуары? Предлагаю каждому недовольному пешеходу обратиться в городской акимат с письмом. Его можно направить по почте заказным письмом с уведомлением, вручить в канцелярии или отправить через электронную приемную.

Проверьте, чтобы в обращении были:

- Ф. И. О. и адрес, на который нужно отправить ответ, иначе его не примут из-за анонимности;

- правильное название органа, в который вы жалуетесь. Оно есть на сайте органа, в разделе «Контакты»;

- описание проблемы. Можно приложить фотографии дома и дороги;

- ссылки на нормативные акты, которые обязывают власти построить тротуар в вашем дворе. Это не обязательно, но поможет вам и прокуратуре в будущем;

- подпись и дата.

Если вы отдаете обращение в канцелярию или отправляете почтой, важно получить его номер. В канцелярии номер должны присвоить сразу, а вот по поводу почтового отправления придется звонить и узнавать. По номеру вы потом сможете понять, рассмотрено ли ваше обращение, долго ли еще ждать ответ, не потеряли ли его.

Провал грунта после работ коммунальщиков на ул. Топоркова

Обращение рассматривается в течение 15 календарных дней со дня поступления. Если для рассмотрения требуется получение информации от иных организаций, должностных лиц либо проверка с выездом на место, письмо рассматривается и по нему принимается решение в течение 30 календарных дней со дня поступления.

Если за 30 дней вам не ответили совсем, что редкость, либо ответ вас не удовлетворил, что случается намного чаще, обращайтесь в прокуратуру. За основу вы можете взять текст обращения, которое направили ранее в акимат, но не забудьте приложить само обращение и ответ на него.

Прокуратура по вашему обращению может:

- выдать представление устранить нарушения закона;

- обратиться в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц и потребовать от муниципальных властей построить тротуары.

У нас есть законное право и законные пути для решения возникшей проблемы. Молчанием и ворчанием мы ничего не сможем добиться.

После обращения в прокуратуру и в случае отсутствия решения проблемы следующим шагом будет обращение в суд общей юрисдикции с административным иском. Наиболее логично потребовать от административного ответчика, то есть муниципальных властей, совершить действия - построить тротуар, чтобы устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, то есть вас, поскольку подавать иск будете вы. Но все-таки я надеюсь, что прокуратура все сделает за вас.

Каждый человек имеет право ходить по тротуарам в родном городе. Сообща изменим жизнь к лучшему!

 Фото автора