Конструкции старые, зато СНиПы новые

Георгий ГОВОРОВ

Акимат Костаная хочет навести порядок с рекламными билбордами. Что предлагают сделать?

6 мая аким областного центра провел совещание, на котором власти заявили: 90% всех билбордов не соответствуют нормам законодательства и современным СНиПам. Рекламщики с таким утверждением в целом согласны, но просят пойти им навстречу.

«Портят облик города»

Из семерых спикеров, которые заготовили доклады, пятеро выступили с критикой работы рекламодателей. Их речи больше напоминали лекции в университете: нерадивым предпринимателям объясняли, где и в каком объеме они допустили ошибки.

Рекламная конструкция возле отдела архитектуры, как отметил аким Костаная, установлена с нарушениями / Фото Ксении РЕБИК

- Мы должны создать рабочую группу, которая будет работать по всему городу, - сформулировал цель совещания аким Костаная Кайрат АХМЕТОВ. - Реклама давно стала неотъемлемой частью городской среды. Разрастание количества рекламы в городе, несочетание различных дизайнов, также ошибки в рекламных текстах - все это значительно портит облик города. Множество рекламных щитов завешаны социальной рекламой. Это сделано только для того, чтобы они (щиты - «НГ») были чем-то заняты. На многих щитах висит реклама уже прошедших мероприятий. Имеются и пустые рекламные конструкции. Рекламная установка должна соответствовать современным требованиям! Также мы преследуем цель разгрузить перекрестки, чтобы они (билборды - «НГ») не мешали движению пешеходов и автомобилей. По Костанаю более 300 рекламных конструкций. Назрела необходимость их реконструкции. Предприниматели, занимающиеся рекламным бизнесом, должны с пониманием отнестись к этой проблеме, внести свой вклад в улучшение городской среды.

Созданная по итогам совещания рабочая группа должна заняться выработкой рекомендаций по улучшению рекламных конструкций, «подготовкой возражений и замечаний».

К слову, последний пункт у представителей акимата уже был готов. Руководитель отдела земельных отношений Динара ТУРСУНБАЕВА сразу перешла к причине, по которой, вероятно, власти вспомнили о рекламном бизнесе. Она сообщила, что большинство конструкций расположено на землях общего пользования. То есть бизнес арендовал эту землю у акимата. А в этом году срок аренды у 64 объектов рекламы заканчивается. После того как поменялось законодательство, срок аренды увеличился до 49 лет. Правда, по словам представителей ассоциации рекламодателей, пока предприниматели рассчитывают заключить договоры только на 5-10 лет.

- На землях общего пользования могут располагаться рекламные конструкции, но без ущерба для других граждан, - отметила Турсунбаева. - Арендатор, который надлежащим образом исполнял свои обязанности, имеет право на заключение договора на новый срок. Но зачастую условия аренды не исполняются. У каждого из рекламодателей есть эти договоры, можете посмотреть там свои права и обязанности. Например, рекламные конструкции должны быть подсвечены в ночное время, не пустовать больше трех дней. Также за год вы должны были модернизировать рекламные конструкции с учетом современных требований по согласованию с отделом архитектуры.

С 1 января 2021 года вступили в силу новые СНиПы, которые регламентируют правила размещения рекламных конструкций. Если раньше эти условия носили рекомендательных характер, то сейчас они обязательны к исполнению. В частности, расстояние от кромки проезжей части должно составлять 25 м, раньше было 5 м. Также нужно соблюдать противопожарные разрывы, а фундаменты опор конструкций не должны выступать над уровнем земли больше чем на 5 см.

- Есть еще требование по дорожным знакам, где расстояние до ближайшей рекламной конструкции зависит от разрешенной скорости для автомобилей, - напомнила Турсунбаева. - Чем больше рекламная конструкция, тем дальше она должна быть от дорожного знака. В основном у нас конструкции площадью 12 кв. м.

Кайрат Ахметов обратил внимание, что одна из конструкций-нарушителей стоит возле отдела архитектуры.

- Возникает вопрос, как вы дали разрешение на такую конструкцию, - возмутился глава города.

Но вопрос остался без ответа.

В 2020 году отдел архитектуры и градостроительства акимата Костаная расторг договоры аренды с двумя собственниками земельных участников. Последние подали иски с требованием признать действия чиновников незаконными. Турсунбаева сообщила, что суды и первой, и апелляционной инстанций признали правоту отдела архитектуры в этом споре.

Рекламодателям припомнили случай с автобусом маршрута № 18, который в июле 2020 года на пр. Абая врезался в рекламный ситиборд, принадлежащий ТОО «ABC Commercial». Тогда признали виновными и водителя автобуса, и фирму, установившую конструкцию. Причем в суде спорили о том, на каком расстоянии баннер должен стоять от проезжей части, но к общему мнению перевозчик и рекламодатель так и не пришли.

«Нам нужно время»

Представители рекламного бизнеса с претензиями в свой адрес в целом не спорили, хотя и заявляли: по нынешним требованиям для их конструкций мест остается совсем немного. Директор ТОО «Издательский дом» Валентина ЗАХАРЧЕНКО попросила власти учитывать особенности региона.

- Никто не станет возражать, что рекламные конструкции, установленные 10 лет назад, в большинстве своем морально и физически устарели, - сказала Захарченко. - Некоторые конструкции расположены очень близко друг к другу. И в этом вина отдела архитектуры, которая выдавала на эти конструкции места. Я считаю, нужно начать не с вопроса о внешнем виде конструкций, а с законности их размещения. Здесь очень важно знать позицию городских властей. Пойдут ли они на некоторое смягчение? Закроют ли глаза на некоторые несоответствия? Или будут настаивать на строгом соблюдении правил? Ведь наш город имеет специфику! Идеальных мест для размещения стоек, которые бы соответствовали всем стандартам, можно пересчитать по пальцам одной руки. Может, не стоит прибегать к тотальной зачистке? Хотелось бы знать, могут ли власти, учитывая специфику нашего города, принять поправки к нормативам...

Эту речь аким Костаная прервал. Кайрат Ахметов заявил, что правила едины для всего Казахстана:

- Мы же не живем в Америке! Каждый в своем штате не будет принимать отдельные правила! Мы готовы включить бизнес в рабочую группу, но отдельных СНиПов для Костаная не будет. Это полный абсурд!

Захарченко также сообщила, что предприниматели готовы снести часть своих билбордов или перенести их в другие места. И попросила разбить город на квадраты и реконструировать конструкции постепенно.

- Проспект Абая загружен билбордами или есть еще места, где их можно установить? - спросил аким.

- Безусловно, перегружена! Я это понимаю. - ответила Захарченко.

- Что изменилось за 30 лет в плане объектов визуальной рекламы? - уточнил глава города. И сам ответил: - Ничего не изменилось! Город растет и развивается. Многие соседние города давно постепенно решили эту проблему. Костанай в этом плане намного отстал! Это я признаю.

В ассоциации рекламного бизнеса считают, что новые стандарты не действуют на объекты рекламы, которые были установлены до принятия нового СНиПа.

Александр Левитов: «Рабочие группы создаются, а результата нет!» / Фото Георгия ГОВОРОВА

- Вы хотите модернизировать конструкции, хорошо! Это вложение денег, - отметил юрист ассоциации Александр ЛЕВИТОВ. - У каждого предпринимателя порядка десяти таких конструкций, модернизация каждой обойдется минимум в 3 млн тенге. А теперь помножьте эти суммы. То есть нам нужно вытащить из кармана 30 млн и вложить их в билборды. Вы, включив в договора указание, что я должен иметь конструкцию, которая должна соответствовать требованиям времени, которая через 5 лет вообще устареет, ставите меня в трудное положение.

По словам Левитова, вопрос об объектах рекламного бизнеса поднимается с 2014 года, однако власти не предприняли необходимых мер, чтобы его решить. Юрист процитировал письменный ответ Региональной палаты предпринимателей за 2019 год: «На ваше обращение по вопросу организации круглого стола по проблемным вопросам в сфере рекламного бизнеса с участием акима Костаная Ахметова, руководителей отделов архитектуры и земельных отношений, налоговой службы и прокуратуры сообщаю следующее: 4 декабря 2019 года нами направлено письмо заместителю акима Костанайской области Койшыбаеву с предложением организовать круглый стол. Ответ на письмо не поступил. О результатах сообщим дополнительно. Подпись: заместитель директора по правовым вопросам Садвакасов».

Левитов привел и несколько других ответов чиновников, где приводятся подобные ответы.

- Рабочие группы создаются, а результата нет! - заключил он. - И госорганам это не нужно, потому что им проще все разобрать, демонтировать. А вы учитываете, что мы платим налоги? В год от нас поступают в бюджет города порядка 100 млн тенге. А вы хотите демонтировать конструкции или отказываетесь выдавать нам право на землепользование. Государство в наш бизнес не вкладывало ни гроша. Нам выдали клочок земли, берут за это пошлину, получают налоги, а все остальное делает рекламодатель.

В ассоциации рекламодателей уверяют, что косметический ремонт билбордов делают раз в год. И обращают внимание на то, что новые СНиПы не действуют на те билборды, установленные до вступления документа в законную силу, то есть до 1 января 2021 года. Если это так, то все старые конструкции могут остаться на своих местах.

Аким Костаная ответил, что городу нужны и налоги, и комфортная городская среда.

Прийти к общему мнению на совещании не удалось. Разбираться дальше будет рабочая группа, большинство в которой - представители различных госорганов.

Состав рабочей группы

Ф. И. О.

Должность

Сокитбаев Мейрам Аманжолович

Заместитель акима Костаная

Садвакасов Самат Сейльбекович

Заместитель директора КФ НПП «Атамекен»

Ещанова Асем Бахитжановна

Руководитель отдела внутренней политики акимата Костаная

Кенекбаева Роза Сарсеновна

И. о. руководителя отдела архитектуры и градостраительства акимата Костаная

Манасбаев Серик Шотбаевич

Председатель ОФ «Саналы Урпак - 2050»

Мусин Наурзбай Жасланович

Руководитель отдела ЖКХ акимата Костаная

Гурский Олег Владимирович

Директор ТОО «Костанайские новости»

Сейткалиев Ринат Амангельдынович

Руководитель отделения административной полиции УП Костаная

Сергазинова Александра Кабдулаевна

Заместитель директора газеты «Наш Костанай»

Сотников Евгений Владимирович

Депутат маслихата Костаная

Турсунбаева Динара Канапияновна

Руководитель отдела земельных отношений акимата Костаная

Хализо Валентина Владимировна

Руководитель отдела юридической службы аппарата акима Костаная

Махметов Токтарбай Самович

Директор сетевого издания «Костанай ньюс»

Левитов Александр Леонидович

Юрист ассоциации рекламодателей