Ну а льготники? А льготники - потом!

Андрей СКИБА

Срок полного перехода на безнал в костанайских автобусах вновь передвинули. Где буксует реформа?

 1 апреля 2021 года в Костанае должен был завершиться долгоиграющий процесс внедрения безналичной системы оплаты в общественном транспорте. До этой даты горожанам, имеющим право на льготный проезд, должны были выдать социальные карты Казпочты. В течение всего марта читатели «НГ» сообщали о проблемах с получением заветных прямоугольников. Но в конце прошлой недели руководство областного филиала АО «Казпочта» рапортовало: готовы 16 000 социальных карт для учащихся школ, их выдача начнется 29 марта в Центральном операционном участке (пр. Аль-Фараби, 69). До начала четвертой четверти оставалось всего 3 дня, так что можно понять родителей, которые с утра понедельника столпились на первом этаже почтамта с нарушением всех норм карантина. В результате - скандал, не первый и, скорее всего, не последний в этой реформе. И вновь перенос срока. Что же пошло не так? Попробуем разобраться.

 Утром - толпа, в обед - брифинг

Дифференцированный тариф на проезд в автобусах в Костанае планировали ввести в тестовом режиме с 1 ноября 2020 года и в обычном - с 1 января 2021-го. Но внедрили только с 9 февраля. Сейчас все пассажиры, не имеющие права на льготы, платят либо безналом по 80 тенге, либо наличными, но уже по 150. Так как социальные карты к тому времени выдали далеко не всем льготникам, им разрешили до 1 апреля платить наличными: детям в возрасте до 14 лет по 40 тенге, пенсионерам - по 70.

Почтамт Костаная утром 29 марта - очередь за социальными картами

По идее, с 1 апреля все бескарточные льготники должны были платить за проезд по 150 тенге. Поэтому логично, что утром 29 марта огромная очередь была видна уже с порога центрального отделения Казпочты. В фойе первого этажа людей было не так много, как на прошедшей 20 марта сельскохозяйственной ярмарке, но в закрытом помещении места намного меньше, чем на улице, да и соблюдать социальную дистанцию гораздо сложнее. Маски у большинства посетителей были спущены на подбородок, что можно понять - душно из-за толпы.

- Выдача карт здесь осуществляется пофамильно, то есть люди расходятся по буквам, по столам, - объяснил корреспонденту «НГ» житель Костаная Константин. - Например, если называют на М и С - значит, на второй этаж. Буква К - на третьем. И так далее. Остальные по алфавиту стоят на первом этаже. Я здесь уже часа два стою, сначала людей не так много было, а сейчас вот такая большая очередь образовалась. Скорее всего, люди просто уже давно ждут выдачи этих карт, а тут вот завезли наконец-то! Ну сегодня первый день еще, может, потом меньше людей будет.

В основном в очереди стоят только взрослые, но некоторые взяли с собой детей. Раушан АБДУЛДАЕВА пришла за социальной картой вместе с мамой.

- Все пришли получать карты, как и мы, - говорит она. - С их помощью мы сможем заплатить за проезд, а все школьники в основном на автобусах ездят.

Про очередь за социальными картами написали местные и республиканские СМИ, причем информагентство Tengrinews.kz сообщило, что ребенку в этой очереди стало плохо, мальчика вынесли из здания на руках, на воздухе ему стало лучше, и они с мамой ушли.

Сразу после полудня в этом же здании, на третьем этаже, провели пресс-конференцию. Руководитель отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная Наурзбай МУСИН сообщил: вместе с филиалом АО «Казпочта» принято решение о переносе срока для льготников до 1 июня, а также о совместной реализации социальных карт в школах, чтобы не создавать огромные очереди и ажиотаж.

Руководители отдела ЖКХ и филиала Казпочты 29 марта провели экстренный брифинг

- На сегодня в филиале АО «Казпочта» всего в наличии около 26 000 социальных карт для школьников, 16 000 из них уже готовы для реализации, остальные 10 000 находятся в запасе для родителей школьников, у которых сейчас в социальных картах нет потребности, - отметил руководитель отдела ЖКХ. - Эти карты нужны для оплаты горячего питания и для входа в школу, это касается не только платы за проезд в общественном транспорте.

В филиал АО «Казпочта» поступило около 41 500 обращений от пенсионеров, 18 827 пенсионеров уже получили социальные карты.

- Почему заранее не объявили, что будет перенос срока? И почему в школах не выдают социальные карты, как обещали ранее? - спросили журналисты.

- В школах выдавать нам запретили, потому что с 1 апреля дети начнут ходить в школу, нельзя там создавать очереди, - ответил заместитель директора КОФ АО «Казпочта» по бизнесу Абилхан ДАУЛБАЕВ, - поэтому мы решили их выдавать здесь.

- А какая разница, в школах будут очереди или в здании Казпочты, что мы наблюдали сегодня? - спросил корреспондент «НГ».

- В школах нельзя, потому что это дети, большой риск... - ответил Даулбаев.

Но тут же выяснилось, что и в школах можно.

- Сейчас мы составили график, - добавил Мусин. - Согласно ему, в неучебное время будем собирать школьников и раздавать эти карты. Но активизация социальных карт в любом случае осуществляется в отделениях АО «Казпочта». К 1 июня мы будем полностью готовы реализовать этот проект.

- Почему вы перенесли срок введения дифференцированного тарифа, не дожидаясь 1 апреля? - спросили журналисты.

- Мы не могли за эти три дня раздать 16 000 социальных карт, - объяснил Даулбаев. - Мы ждали решение со стороны местных исполнительных органов в лице отдела ЖКХ. Теперь решение принято, и мы будем не спеша раздавать карты.

- Почему вы не подумали об этом заранее?

- Казпочта не успела реализовать карты с февраля до апреля, - объяснил Мусин. - Поэтому было принято решение о переносе срока. Население в этом не виновато. Проблема была до сегодняшнего дня, но, перенеся срок, мы ее решили. Но, опять же, хочу обратиться к населению: чтобы интегрировать карты, нам нужны все данные, начиная с ИИН и заканчивая местожительством. Мы просим население прийти вовремя, не создавать ажиотаж. Понятно, что со школьниками получилась такая ситуация из-за того, что карты только привезли. Остальных жителей, которые пользуются социальными ID-картами, просим прийти до 1 июня, чтобы потом опять не было такой ситуации.

 Что говорят пассажиры?

Вечером вторника, 30 марта, корреспондент «НГ» около получаса наблюдал за автобусами и пассажирами на остановке «Радуга» на пр. Аль-Фараби. В автобусе № 27 водитель запускал пассажиров только в переднюю дверь и выпускал в среднюю, как и в подъехавшей следом «тройке», а также на маршрутах №№ 24 и 11. В автобусы №№ 2 и 38 по старинке заходят в среднюю дверь, оплачивают на выходе.

В автобусы маршрутов №№ 27, 24, 3 и 11 пассажиры заходят через переднюю дверь

Мы попросили костанайцев рассказать, как они оценивают реформу системы оплаты через полтора месяца после ее внедрения.

 Николай Костенко: «Неудобно, что двери местами поменяли»

- Неудобно, что вход и выход местами поменяли, раньше как-то привычно было, что ли, - сказал инвалид по зрению Николай КОСТЕНКО.

- Когда ты в автобусе едешь и сразу оплатил, а он по дороге сломался, ты идешь в другой автобус, тебе в нем нужно еще раз платить - это очень неудобно. У меня так было, когда ехал на 27-м маршруте, - привел пример Иван КОЗЫРЕВ.

На маршрутах №№ 2 и 38 запускают через среднюю дверь

- У меня была ситуация, когда я ехала с мамой на автобусе, мы хотели оплатить банковской картой, но смогли сделать это только один раз. То есть за одного человека, - добавила Алина ЗВЕЗДИНА. - Водитель сказал, что по карте можно заплатить только за одного человека, за второго придется платить наличными 150 тенге. Это не очень удобно. Хотя в другие разы на других автобусах проходили оплаты по карте за несколько человек.

 О субсидиях и забастовках

Полтора месяца назад, 8 февраля, на брифинге по поводу забастовки водителей ТОО «Костанайавтотранс» Наурзбай Мусин говорил о том, что после внедрения новой системы оплаты перевозчикам будет выплачиваться компенсация.

- После первых отчетов перевозчиков мы сможем признать абсолютно все маршруты социально значимыми, после чего встанет вопрос субсидий из городского бюджета и возможного внедрения контролеров, - пояснял он. - На субсидии нами запрошено 195 млн тенге.

30 марта директор ТОО «Жарык Жол-1» Виктор МУЩИНСКИЙ сообщил «НГ», что денег от акимата это предприятие еще не получало.

- На сегодняшний день зарплата водителей пока не увеличилась, потому что предприятия субсидии еще не получили, - отметил он

Мы спросили, как в автобусах этого ТОО запускают пассажиров, в переднюю или среднюю дверь?

- Если будет вход в среднюю дверь, то как контролеры смогут проверить оплату проезда у пассажиров? - ответил Мущинский.

Водитель одного из перевозчиков рассказал «НГ», что ситуация на его предприятии довольно сложная. Он считает, что до тех пор, пока акимат не начнет субсидировать, будут и забастовки. По его словам, водители беспокоятся не столько за введение безналичного расчета, сколько за смену места входа и выхода: часто они не видят пассажиров, которые выходят сзади, и могут зажать их дверью.

- Мы все помним забастовки и недовольство водителей. Какая сейчас обстановка в автобусных парках Костаная? - спросили журналисты на брифинге 29 марта.

- Сегодня на линию выходят все автобусы, - ответил Наурзбай Мусин. - Да, нагрузка на водителей есть, но на пассажирских перевозках это никак не отражается.

 - Есть ли сейчас проблемы с ТОО «ТТС»? Нам говорили, что 13 автобусов без водителей... Какова ситуация сейчас? - спросил корреспондент «НГ».

- Официального заявления или письма в отдел ЖКХ от Николая Кушнерова (директор ТОО «ТТС» - «НГ») не было. Количество автобусов на любом рейсе может быть меньше, конечно. Бывает всякое, это человеческий фактор. У нас имеются дублирующие маршруты во избежание таких ситуаций, - ответил Мусин.

 - Поступали в отдел ЖКХ жалобы от пассажиров или водителей на смену места входа и выхода в общественном транспорте Костаная? Считаете ли вы, что смена травмоопасна?

- С ноября мы прорабатываем этот вопрос. Конечно же, сколько людей, столько и мнений. Если такие вопросы возникают, они решаются в рабочем порядке. А так, чтобы конкретно этот вопрос стал камнем преткновения, такого нет.

 - Почему сейчас одни водители запускают людей спереди, другие - в среднюю дверь? Как вы решаете этот вопрос?

- Сейчас мы переходим, можно сказать, уже перешли на дифтариф. Когда он будет полностью внедрен с июня, дальше будут работать службы ревизионного контроля, которые будут следить за соблюдением всех правил. И дальше будем смотреть по договорам, кто нарушает, а кто нет.

Вопрос о субсидировании перевозчиков мы тоже попытались задать Наурзбаю Мусину на брифинге 29 марта. Он пообещал ответить на вопросы, которые не относятся к социальным картам, после брифинга, но пообщаться со всеми журналистами не смог, видимо, очень спешил.

 Проблемы интеграции

Система интеграции социальных ID-карт с базой ТОО AlemPay будет внедряться после введения дифференцированного тарифа для всех категорий пассажиров, пояснил 29 марта Наурзбай Мусин.

После обеда людей в почтамте стало намного меньше

- Интеграция с АО «Казпочта» прошла успешно, проблем с этим процессом нет, - подтвердил «НГ» 31 марта директор костанайского филиала ТОО AlemPay Сагадат НИЯЗБАЕВ. И добавил: - Интеграция с Казпочтой у нас действует по всему Казахстану, так как база одна.

- Да, у нас имеется интеграция, - заверил и заместитель директора КОФ АО «Казпочта» Абилхан Даулбаев на брифинге 29 марта. - Пока что интеграция по картам для детей и пенсионеров, в дальнейшем планируем сделать интеграцию по инвалидам по зрению и участникам Великой Отечественной войны.

 - В других городах Казахстана в установлении дифтарифа АО «Казпочта» также принимает участие? - уточнил корреспондент «НГ».

- Во многих городах Казахстана так же, как и в Костанае, реализуются транспортные и социальные карты, - ответил Даулбаев. И привел пример: - В Актобе была реализация, там полностью работают социальные карты. Вначале тоже был такой же ажиотаж, но сейчас все нормально, отлично все работает.

Однако актюбинские журналисты о роли Казпочты в реформе системы оплаты почему-то не слышали.

- Я постоянно освещаю тему общественного транспорта в Актобе, но пока у нас дифтариф еще не ввели, только обещают, - рассказала «НГ» 30 марта корреспондент газеты «Диапазон» Инна ГИЗАТУЛИНА. - Последние новости были о том, что во всех автобусах установили стационарные и мобильные валидаторы. Сейчас начали продавать транспортные карты, которые будут делиться на категории: стандартная, школьная, социальная и льготная. Сейчас поползли слухи, что с 1 апреля введут дифтариф, но это пока только слухи, официальной информации никакой не было. Но насчет АО «Казпочта» не слышала.

Цитата из статьи Инны Гизатулиной, опубликованной 11 марта: «Чтобы купить школьную карту, ученикам нужно подать заявку через классного руководителя на изготовление карты, получить ее можно будет в школе. Социальную карту можно приобрести в собесе, а льготную - через наших сотрудников, позвонив или написав на WhatsApp, - объясняет директор ТОО «Smart avtobys Aqtobe» Канат ДЖЕНГАЛИЕВ. - Инвалидам 1-й, 2-й и 3-й групп карты мы раздадим бесплатно. У каждой карты свой ID-номер, она будет индивидуальной. Лучше всего ее привязать к ИИН или номеру телефона. Если вы ее потеряете, через приложение Avtobys сможете заблокировать и перекинуть оставшиеся на ней деньги на новую карту. Расплачиваться одновременно несколько раз в одном и том же автобусе ею нельзя, поэтому в семье она должна быть у каждого, кто пользуется общественным транспортом. Если ребенку 15 лет, ему нужно будет приобрести стандартную карту. Пополнить карту на любую сумму можно через «Каспи», «Киви-кошелек» и терминал «Касса 24».

Как говорится, все уже придумано до нас. Почему только в Костанае каждый раз изобретают велосипед, причем с максимальным неудобством для горожан?

Подводим итоги очередного этапа внедрения дифтарифа в костанайских автобусах. Кто-то видит в реформе признаки цивилизованного мира, кто-то ругает за недоработанность и сложности, затруднившие жизнь водителям и пассажирам. Но полноценные выводы мы сможем сделать только после 1 июня. Если и этот срок не перенесут...

Более подробную информацию о введении дифференцированного тарифа в Актобе можно прочитать здесь

 Фото автора