Рубашки белые, поездки легальные

Ольга ЛИХОГРАЙ

Что изменится для водителей и пассажиров после установки валидаторов в автобусах Костаная?

С 2 ноября в некоторых автобусах Костаная в тестовом режиме начали работать валидаторы. До конца года пассажиры должны научиться ими пользоваться, а также привыкнуть к преимуществам проезда за безналичный расчет, главное из которых - в том, что тариф по безналу останется на нынешнем уровне, а вот наличными придется платить почти вдвое больше. А с 1 января 2021 года придется ездить уже по-новому: заходить в переднюю дверь, оплачивать (картой или без нее) и выходить в среднюю дверь. Сколько будут стоить и где продаваться транспортные карты, можно ли ездить без них и как валидаторы будут дисциплинировать водителей и пассажиров?

 В карте главное - цвет

На все эти и многие другие вопросы представители акимата Костаная и ТОО Alem Pay (владелец валидаторов - «НГ») ответили на брифинге 3 ноября. Прежде всего, было объявлено, что до конца года плата за проезд во всех городских автобусах как наличным, так и безналичным способом останется на уровне 80 тенге. С 1 января 2021 года при оплате наличными тариф вырастет до 150 тенге. Цена транспортных карт изменится уже через месяц с небольшим. В ноябре все карты - для взрослых, детей и пенсионеров - будут продавать по 370 тенге, а с 10 декабря цена для взрослых повысится до 500 тенге, для остальных категорий - останется прежней.

Для считывания карты валидатору необходимо время

- Изначально планировалась интеграция с «Казпочтой», которая выдает свои социальные карты бесплатно, - пояснил генеральный директор ТОО Alem Pay Сергей ЦОЙ. - Их планировали предоставлять детям и пенсионерам. Но выяснилось, что бесплатно такие карты выдаются только на год, потом нужно ежегодно платить за их обслуживание. Из-за технических трудностей пришлось отказаться от бесплатных карт.

- С установкой валидаторов будет 8 способов оплаты за проезд, включая оплату обычной банковской картой, с помощью NFC (связь, позволяющая настроить и подключить бесконтактную оплату на телефоне), QR-кода, SMS, сайта Alem Pay, через приложения мобильных операторов и банков. И оплата наличными, - перечислил руководитель отдела ЖКХ акимата Костаная Наурзбай МУСИН.

Главными претендентами на покупку транспортных карт станут пенсионеры и дети. Ведь только при наличии карт для них будут действовать льготы на проезд: для пенсионеров он составит 70 тенге, для детей до 15 лет - 40 тенге. Остальные жители могут оплачивать проезд по банковской карте или другим безналичным способом. Как только ребенку исполнится 15 лет, его карту заблокируют.

- Для взрослого населения, пенсионеров и детей будут карты разного цвета: соответственно, синие, зеленые и красно-оранжевые, - сообщил Мусин. - Карты будут выдаваться с учетом статуса жителя. При их покупке в пунктах продаж детям и пенсионерам необходимо иметь при себе соответствующие документы, чтобы получить карту нужного цвета.

 80 млн тенге за 260 валидаторов

На данный момент точки продаж находятся в ТРЦ MART, ТРЦ Kostanay Plaza, ЦУМе, «Детском мире» и в ТД «Азия», расположенном на ул. Чернышевского. Продавцы карт должны объяснять, как ими пользоваться.

- Одной картой можно расплатиться по конкретному валидатору один раз, - сообщил Сергей Цой. - Все 260 валидаторов, которые мы приобрели для автобусов Костаная, отличаются друг от друга, поэтому при пересадках проблем со считыванием карт не возникнет. Но платить по транспортной карте человек может только за себя. К примеру, мама с двумя детьми не сможет заплатить по своей карте за детей. У каждого должна быть своя карта. По банковской карте или любым другим способом мама заплатить сможет за всех, но тогда дети лишатся льгот. И проезд для них составит не 40 тенге, а 80.

На вопрос корреспондента «НГ», почему с начала следующего года будет такая разница между наличной и безналичной платой за проезд, Наурзбай Мусин ответил, что акимат ориентировался на опыт других городов.

- Последний раз оплату за проезд нашим перевозчикам повышали в 2016 году - с 60 до 80 тенге, - пояснил руководитель отдела ЖКХ. - Согласно нынешним подсчетам, среднеуточненный окупаемый тариф для перевозчиков составляет 168 тенге. Мы провели аналитику по стоимости проезда в разных городах Казахстана с населением, равным населению Костаная. Для примера взяли Семей (320 000 населения), Атырау (235 000), Кокшетау (145 000). В этих городах разница проезда по валидатору и без него составляет 80 и 150 тенге.

Оплатить проезд по валидатору можно одним из семи способов

На брифинге особо подчеркнули, что установка валидаторов в автобусах Костаная стала возможна благодаря вложениям ТОО Alem Pay в размере 80 млн тенге.

- Окупить свои затраты мы планируем в течение полутора-двух лет, но все будет зависеть от пассажиропотока, - отметил Сергей Цой. - Кстати, с помощью наших карт можно оплачивать проезд еще в трех городах: Кызылорде, Талдыкоргане и скоро в Петропавловске, где мы запускаем такую же систему.

- Проблемы с установкой валидаторов в Костанае тянутся с 2018 года, когда перевозчики категорически отказались их покупать, а в бюджете таких средств не нашли, - напомнил Наурзбай Мусин. - В итоге нашлась частная компания, которая согласилась вложить свои средства. Поэтому с каждой транзакции при оплате проезда через валидаторы 9,25% будет уходить ТОО Alem Pay. Перевозчикам эту сумму будет компенсировать бюджет. В связи с чем и спрос с водителей будет строже. От пассажиров не должно поступать жалоб на грубость, курение, нарушение ПДД, разговоры водителя по сотовому телефону. Ну и, конечно, безопасность проезда, белая рубашка и галстук - в первую очередь.

 «Зайцы» не проскочат

Валидаторы устанавливаются в том числе и для исключения теневой работы водителей, снижения до минимума конфликтов между ними и пассажирами.

Чек пассажиру будут выдавать при любом виде оплаты

- Если пассажир расплачивается наличкой, водитель должен нажать определенную кнопку на валидаторе и выдать ему билет, - объяснил Сергей Цой. - Билет пассажир должен сохранять до конечного пункта, так как его наличие могут проверить. Проверять будут сотрудники КРУ (контрольно-ревизионного управления).

Проверки будут касаться и пассажиров, использующих безналичный расчет. Когда пассажир прикладывает карту к валидатору, происходит считывание. Но оплата проходит не сразу, пассажир за это время уже может пройти далеко в салон. Если на карте не было денег, то, по сути, пассажир сможет проехать бесплатно. В таких случаях ТОО Alem Pay будет компенсировать неоплаченный проезд перевозчику. Но если окажется, что пассажир провернул такую операцию несколько раз, транспортную карту добавят в черный список. И вывести ее оттуда будет стоить денег.

И вообще, как подчеркнули на брифинге, желающих проехать «зайцем» сначала будут предупреждать, а потом штрафовать.

- Если пассажир потерял транспортную карту, то ее можно будет заблокировать, - отметил Сергей Цой. - Как именно, пока технически прорабатывается, но деньги на карте не сгорят. Их можно будет перевести на другую карту.

Разблокировка карты, согласно данным на обороте самой карты, скорее всего, будет платной. Но конкретно ответить на этот вопрос на брифинге не смогли.

Транспортные карты в первую очередь необходимы пенсионерам и детям до 15 лет

Зато четко объяснили, что делать, если валидатор дал сбой.

- К примеру, автобус останавливается на «ЦУМе» и вошедшие выясняют, что валидатор не работает, - привел пример Наурзбай Мусин. - Вошедшие пассажиры имеют право доехать до нужной остановки бесплатно. Все сидящие, естественно, тоже. Новых пассажиров водитель просто не будет впускать. Когда все пассажиры выйдут, автобус снимается с маршрута. Дальше будет выясняться, по чьей вине не работал валидатор: либо его отключил водитель, либо аппарат дал сбой.

Для разбирательств по всем непонятным либо конфликтным ситуациям при установке валидаторов и введении дифференцированного тарифа планируется создать call-центр с единым номером телефона. Пока же, если учитывать чисто теоретические выкладки чиновников, проблем с работой валидаторов ни у пассажиров, ни у водителей возникнуть не должно. Наоборот, пассажиропоток станет более контролируемым, денежный поток - прозрачным, а водители - вежливее и строже. Как будет в реальности, увидим в новом году.

Фото Ольги ЛИХОГРАЙ