Скелет из труб, кожа из шин - вот и конь

Георгий ГОВОРОВ

Костанаец создает многотонные скульптуры, используя металл, проволоку и резину

Ко второй жизни резиновых покрышек в костанайских дворах горожане давно привыкли. Их используют в качестве клумб для мини-сада или части детской площадки, где дети могут прыгать с одной шины на другую. В Южной Корее местный скульптор использует шины, чтобы из них изготавливать статуи высотой в несколько метров. Чуть меньше года назад свой скульптор по резине появился в Костанае.

Резиновый бык весит почти тонну и без проблем выдержит вес человека / Фото Георгия ГОВОРОВА

54-летний Юрий СЛИЗОВ пока создал только две скульптуры: быка и коня. Для него это хобби. Учился этому ремеслу самостоятельно, ориентируясь на работы мировых скульпторов. Некоторые уроки можно найти в Интернете. Изготавливает не только скульптуры, многие приборы для разрезания резины и небольшой подъемный кран сооружены самостоятельно.

- Заняться изготовлением скульптур из шин мне подсказал мой начальник, - рассказал Слизов. - Он отдыхал в Ялте и увидел там такие. Я раньше увлекался художественной ковкой, на тот момент работал сварщиком. Он сказал: «Попробуй, может, получится!» Результат сами видите. Когда делал коня, не знал, что именно получится и как. Для него пришлось варить станину, потому что он стоит на трех ногах. Не знаю, стал ли его бетонировать хозяин. Многие шутили над моим хобби. Но когда сделал, всем понравилось.

В качестве основания для скульптур Юрий Иванович использует металлические трубы - примерно 35 мм в диаметре, объемность каркасу придает с помощью обыкновенной проволоки, а шины, как кожа, крепятся поверх. Металлическими остаются и некоторые другие детали - например, глаза быка. На одну скульптуру уходит примерно 2-3 месяца - с условием, что используется только свободное от основной работы время.

Юрий Слизов разрезает автомобильные шины на станке собственного производства / Фото Георгия ГОВОРОВА

- Сначала я рисую прямо на асфальте силуэт будущей скульптуры с помощью обыкновенного мела, - говорит скульптор. - Только потом приступаю к выгибанию труб, тут мне помогает мое старое увлечение художественной ковкой. Когда выгибаю каркас из труб, можно уже поднимать его и ставить в вертикальное положение. Здесь важно проверить пропорции: на каком расстоянии ноги, голова. Потом уже заполняю каркас, нагоняю объем. И накладываю шины, в некоторых местах доходило до пяти слоев резины. Слои помогают придать скульптуре анатомичность, особенно если показываешь мышцы. Каждую шину вырезаю отдельно - примерил, мелом очертил... Если стык впритык, то угол подрезаю болгаркой или вывожу края в другую сторону.

На быка можно потратить только шин от легковых автомобилей около 60 штук. Некоторые детали сделаны из шин велосипеда. Материал Юрий берет на шиномонтажных сервисах, там с радостью делятся резиной, которая годна только на утилизацию.

Глаза у быка не резиновые, а металлические / Фото Георгия ГОВОРОВА

- В Корее профессиональный художник делает скульптуры под эгидой «Гринпис» - как направление утилизации резины, - по-доброму завидуя, отмечает костанаец. - Я посмотрел в Интернете его работы, он их, как живые, создает. В России тоже пробовали, но делают грубовато. Я ближе к реальности прорисовываю детали. Это очень трудоемкая работа. Сложность добавляют сами шины, внутри которых металлический корд: как правило, очень сложно его пилить и обрабатывать. Плюс к этому корд, когда его режешь, взлохмачивается: как иголки торчит в разные стороны. Приходится его болгаркой зачищать, потому что люди же руками лезут все потрогать, чтобы не поранились.

Резина с каркасом соединяется с помощью саморезов. Внутри каркаса ничего нет, но иногда используются резиновые куски, в которые и вкручиваются саморезы. Крепится надежно - по крайней мере, человек без проблем может попрыгать на туловище резинового животного, которое весит примерно тонну. По словам Слизова, его скульптура не только экологична, но и не боится ни открытого воздуха, ни пыли, ни мороза.

Пока Юрий не знает, какую скульптуру сделает в следующий раз. Говорит, что хранить их особо негде - места занимают много. И если раньше он пробовал свои силы, то в дальнейшем планирует работу с учетом пожеланий будущего владельца скульптуры.

 

 Чтобы сделать коня более устойчивым, пришлось сооружать станину / Фото Юрия СЛИЗОВА