Штрафовать нелегалов и запретить InDriver

Георгий ГОВОРОВ

О чем пытались договориться перевозчики и акимат Костанайской области и что из этого вышло

Попытки перевозчиков Костанайской области выбить себе поддержку и побороть конкурентов в лице нелегальных таксистов из года в год заканчиваются ровным счетом ничем. В 2020-м ситуация обострилась пандемией, которая заперла на несколько месяцев автобусы по стоянкам. Нелегалы получили карт-бланш и окончательно переманили всех потенциальных клиентов. Точного плана борьбы с ними нет, есть только взаимные упреки перевозчиков и чиновников.

 Обратимся в правительство?

15 октября проблему обсуждали на совещании в облакимате. Разобраться в ней на этот раз пытался заместитель акима Костанайской области Виктор ИОНЕНКО. Начали с доклада о работе, проделанной после такого же совещания, которое прошло в апреле 2020 года.

- Проведена работа по пресечению деятельности нелегальных перевозчиков по ст. 463 КоАП РК - 131 водителя, которые перевозили пассажиров без уведомления местных исполнительных органов, - сообщил начальник местной полицейской службы ДП Костанайской области Курмет МАЖИКЕНОВ. - Судами рассмотрено 124 дела, 119 водителей оштрафованы на общую сумму 3 384 000 тенге. По пяти материалам производство прекращено. Привлечены к ответственности два водителя, осуществляющие нелегальные перевозки на микроавтобусах. Привлеченные к административной ответственности являются водителями легковых машин в основном в Костанае и Рудном. Привлечь водителей на микроавтобусах не представляется возможным, так как у большинства имеются патенты, где вид деятельности указан: «Иные наземные перевозки». Как правило, административные дела в отношении таких водителей прекращаются за отсутствием состава преступления. Мы предлагаем выйти с предложением в министерство финансов - внести изменения в классификацию видов экономической деятельности, чтобы водителям микроавтобусов при выдаче патентов указывать конкретный вид деятельности как перевозка пассажиров по принципу такси. Мы пытались это сделать и раньше. Нам приходил ответ, что классификатор не меняется. По последней нашей информации, его можно поменять раз в год. Также в законодательстве нужно расширить понятие «такси».

Как отметил Мажикенов, нелегалы предоставляют более качественные услуги. Он предложил дать возможность официальным перевозчикам возможность конкурировать с нелегалами. Пока официальные перевозчики зажаты в рамках, которые обязывают их устанавливать расписание, стартовать только с автовокзалов и многие другие. Но это предложение как-то померкло на фоне обсуждения стратегии борьбы.

- Перевозчики предлагали привлекать нелегалов за несоответствие виду деятельности - что у них три двери, - добавил Мажикенов. - Мы в прошлом году пытались их привлекать к ответственности. Но суд в половине случаев поддержал нас, а в половине - нет. После этого мы получили из областного суда частное определение, чтобы прекратить привлечение к ответственности таких водителей.

Виктор Ионенко готов написать письмо в министерство информации с просьбой заблокировать InDriver

Виктор Ионенко спросил зал, поддерживают ли перевозчики предложение местной полицейской службы? В ответ получил тишину.

- Если вы поддерживаете, то мы будем готовить официальные бумаги, - сказал заместитель акима области. - Всех просто закрыть нельзя - палата предпринимателей сразу скажет, что мы запрещаем разрешенную деятельность. Нужно говорить не только о запретах, а о предложениях нелегалам - вывести их деятельность в правовое русло и отрегулировать. Я сам работал в районе и знаю, что любой водитель, когда его останавливают, говорит, что везет соседа. Доказать, что он берет за это деньги, почти невозможно.

 «У них все схвачено»

Основной вопрос, который интересовал самих перевозчиков, можно сформулировать одним предложением: «Как запретить и уничтожить нелегалов?»

Ботагоз Бопатаева: «У нас с нелегалами конкуренция, а они имеют несправедливое преимущество»

- Ни в одной области нет такого безобразия! Мы не знаем статуса нелегала: то ли таксист, то ли еще кто, - возмущалась учредитель ТОО «Костанайский автовокзал» Ботагоз БОПАТАЕВА. - Это легче всего! Как местный исполнительный орган его регистрирует? Если он таксист, то у него должны быть «шашечки» и машина должна быть с дверьми. У нас с ними конкуренция, а они имеют несправедливое преимущество. У нас никто этим не занимается!

- Хорошо. Вот смотрите - сегодня физическое лицо имеет свою собственную машину, в частности, бусик. Он заходит в налоговую и получает патент на занятие правом деятельности. Все! Какой акт регулирует дальше его деятельность? - спросил Ионенко.

- Правила пассажирских перевозок. Они на весь транспорт распространяются, - ответила Бопатаева.

- Нет! Нет! На личный транспорт эти правила не распространяются. А доказать, что он берет деньги: очень сложно.

Председатель Костанайской ассоциации перевозчиков Леонид КУШНЕРОВ заявил, что проблема в первую очередь заключается в бездействии органов полиции.

- Да, они забирают с адреса на адрес, но здесь есть представители такси, что мешает нелегалам получить соответствующий патент? - обратился он к коллегам. - Они просто нашли кормушку и пользуются тем, что ими никто не занимается. Я вам могу тысячу примеров привести, где владелец 50 бусиков имеет еще и 5-7 легковых машин. Это простое воровство определенного бизнеса. В закон можно внести изменения, это снимет часть напряжения, но основной момент - местные органы недорабатывают. В правилах пассажирских перевозок четко прописано, что и как можно возить. То, что кто-то не может доказать в суде вину, это не проблема перевозчиков. Я три или четыре года требую довести дело до Верховного суда. Курмет Мажикенов говорит, что им отказал ВС. Я бы хотел увидеть его решение, хоть одно. Мы хотим их ввести в бизнес, а кто сказал, что нелегалы этого тоже хотят? Они вполне комфортно себя чувствуют. Транспортная инспекция вовсе не подчиняется акимату области, и этим пользуются нелегалы.

Динара УТЕБАЕВА, руководитель специальной мониторинговой группы, которая в том числе занимается вопросами борьбы с нелегальными перевозчиками, предположила, что полиция может неправильно трактовать закон в суде, и попросила пригласить ее на следующий процесс.

- У меня есть ответ вице-министра индустрии Камалиева, согласно которому 8-местные машины не подлежат для работы в качестве такси, - сообщила Утебаева. - В принципе, законодательство позволяет привлекать к ответственности нелегалов.

Хозяйка пункта пассажирских перевозок Житикары Галия ШУРЕНОВА считает, что полиция не просто не борется с нелегалами, а наоборот - помогает им.

- Я участвовала в рейде, полтора часа мы ездили по полям в поисках нелегалов, - рассказала она. - Мы выехали под перелески, нашли бусик, остановили его. Половину пассажиров высадили полицейские. Почему всех не повезли в город? У них все схвачено! Мы приехали в город, в полиции никто протоколы не составляет, никто меня не допрашивает. Хотя я при полицейских заказывала этот микроавтобус. Я записала номера машин нелегалов. Звоню местному начальнику полиции, спрашиваю - в чем дело? Мне отвечают, что разберутся. И вы знаете, какую отписку в полиции написали? Бессовестно, нагло врут! В ответе мне пишут, что первый бусик оштрафовали на какие-то 5 000 тенге. Хотя он пересек границу города, когда в Житикаре установили строгий карантин. Поэтому коронавирус и распространялся, что блокпосты просто объезжали. По второму бусику вообще нагло врут, что там не было пассажиров, хотя я лично их снимала. Зачем тогда все эти рейды? Как только мы сообщим в полицию о нелегалах, сразу происходит утечка информации.

Виктор Ионенко попросил начальника МПС провести по этому сообщению служебную проверку и, если были нарушения, наказать по закону.

 Подключились и «рыбачат»

Учредитель такси «Народное» Серик ЫБРАЙ предложил вообще запретить на территории Казахстана сервис-такси InDriver.

- По нему осуществляются все нелегальные перевозки, - пояснил он. - Я прошу направить письмо от лица нашей области в министерство информации, чтобы блокировать этот сервис. В большинстве случаев водители InDriver ездят без прав, бывают водители в состоянии наркотического опьянения. Они никакого режима не соблюдают, законов не слушаются. Просто подключились и начинают «рыбачить».

- И налоги не платят, и безопасность не предоставляют... - дополнил Ионенко.

- И деньги все уходят за рубеж, и праворукие машины там катаются. Нужны изменения в закон! - подхватил учредитель такси.

- Я попрошу палату предпринимателей «Атамекен», которая курирует вопросы занятости населения, подготовить свою точку зрения, - заключил Виктор Ионенко. - Я все смотрю с двух сторон. Однозначно, они не соблюдают меры безопасности. То, что они не платят налоги, тоже 100 процентов. Вносят сумятицу в перевозки - 100 процентов. Но все должно быть в рамках закона и понимания других сторон вопроса. Давайте заручимся поддержкой палаты предпринимателей! Пусть они подготовят письмо, я готов выходить на республиканский уровень.

В итоге Ионенко в очередной раз попросил перевозчиков сформулировать на бумаге требования. Так заканчивалось не одно совещание по теме нелегалов.

16 октября 2019 года тоже обсуждали вопросы борьбы с нелегалами на заседании специальной мониторинговой группы в проектном офисе «Костанай - адалдык аланы». Будет ли результат от совещания 15 октября 2020 года?

Фото Георгия ГОВОРОВА