«Вы хотите однотонную, скучную, как в СССР»

Георгий ГОВОРОВ

Рабочая группа по вопросу начисления налога на рекламу запуталась в терминологии

Рабочая группа по вопросу начисления налога на рекламу, созданная по поручению акима Костаная, 8 октября провела первое заседание на базе филиала НПП «Атамекен». С первой же встречи представители бизнеса и городского отдела архитектуры не смогли найти общее понимание главного вопроса - что вообще считается рекламой?

Юрий Троян: «А как и кто определит облик города?»

Напомним, в середине сентября предприниматели рассказали журналистам, что все лето получали уведомления о задолженности на сотни тысяч тенге по оплате налога на рекламу. Выяснилось, что ревизионная комиссия Костанайской области провела проверку городского отдела архитектуры и выявила несоответствие документов госоргана с реальными вывесками. Отдел, в свою очередь, начислил налог на рекламу - с декабря 2019 года по август 2020-го. Однако 22 сентября на совещании в акимате приняли решение отозвать данные из налоговой, так как в отделе архитектуры отсутствовали данные о сделках между физическими и юридическими лицами с марта по июль 2020 года.

Но вопросы у бизнесменов о том, как избежать подобной ситуации, остались.

- В законе четко написано, что вывеска - это все, что касается входов, крыши и забора и прилегающей территории, - говорила на заседании в палате предпринимателей владелица детской парикмахерской Татьяна НОВИКОВА. - Закон не определяет размер вывески и рекламы. Госорганы ориентируются на какие-то внутренние приказы, а мы читаем закон, где все написано черным по белому.

- Но отдел архитектуры определяет, что относить к рекламе и нарушает ли это стиль здания, - ответила заместитель руководителя отдела архитектуры Роза КЕНЕКБАЕВА. - Любое изменение в стиле здания вы должны узаконить через реконструкцию фасада. Это не должно быть слишком пестро, чтобы не нарушать архитектурный стиль города.

- Я давно сняла все свои вывески, чтобы не рисковать. Но я общаюсь с другими предпринимателями. Вы хотите, чтобы у нас была вывеска однотонная, скучная, как в СССР! - отреагировала Новикова.

Из объяснений сотрудников отдела архитектуры так и не удалось понять, что они считают архитектурным стилем и по каким критериям госслужащие будут отделять рекламу от вывесок. Четких разграничений в законе нет.

Татьяна Новикова: «Госорганы ориентируются на какие-то внутренние приказы»

- Я с вами согласен, что нужны какие-то разрешения, паспорта, возможно, даже экспертиза, - сказал руководитель Ассоциации рекламодателей Костанайской области Юрий ТРОЯН. - Но где грань между маленьким баннером на стенке и вывеской? Что касается реконструкции здания, то какими документами будет сопровождаться получение АПЗ и дополнительных разрешений? Перечень большой, и у вас есть хорошая возможность сказать, что баннер не соответствует облику и на этом отказать предпринимателю. А как и кто определит облик города?

Еще один актуальный вопрос - как узаконить те решения, к которым придет рабочая группа? У ее членов нет полномочий менять или уточнять закон.

- Одна из целей - внести изменения в правила и приказы, - ответил руководитель отдела архитектуры и градостроительства Костаная Ерлан КАЗИЕВ. - Если будут конкретные предложения, будем сначала через областные исполнительные органы менять правила. Возможно, выйдем и на уровень рекламы. Пока, согласно закону, что есть вывеска или реклама, решает предприниматель. А мы согласуем и говорим - прав он или нет. Рекламодатель не должен нарушать права третьих лиц. Дом сделан в одном стиле. По той же «стекляшке» есть много вопросов - там нужны изменения в проекте, нужно приводить вывески и рекламу в порядок.

Пока предприниматели договорились выработать свои предложения и внести их уже на следующем заседании рабочей группы. Дата встречи пока не определена.

Фото Георгия ГОВОРОВА