В чем сила, брат? В валидаторе...

Георгий ГОВОРОВ

Как пандемия повлияла на пассажирские перевозки в Костанае и что будет дальше

Когда этим летом из-за режима ЧП оказались под запретом все пассажирские перевозки, костанайцы смогли ощутить ценность общественного транспорта. От одной только мысли, что автобусы вновь поставят на стоянку из-за второй волны коронавируса, многим горожанам становится плохо. Будут новые ограничения или нет, пока неизвестно. Но вот тот факт, что пандемия еще аукнется перевозчикам и, как следствие, всем пассажирам, сомневаться не приходится. Уже сейчас увеличился интервал движения автобусов, перевозчики заговорили о дефиците кадров и средств, а власти назвали очередную дату внедрения валидаторов - конец 2020 года.

Где водителей искать?

Пока длительное ожидание автобуса не так сильно бросается в глаза. Если, конечно, вы не опаздываете. Можно постоять на остановке, зависнуть на 20 минут в соцсетях. Но не за горами морозы, и каждая минута, проведенная на свежем воздухе при температуре минус 20-30 градусов, покажется вечностью.

В среднем костанайцы сейчас ждут автобус на 15-20 минут дольше положенного по графику

Корреспондент «НГ» 13 и 14 октября проверил, как автобусы Костаная соблюдают интервал. На остановке «Форте Банк» по ул. Тауелсиздик с 16 до 17 часов автобус маршрута № 24 должен был появляться каждые 5 минут. Но по факту интервал увеличился в среднем до 15-20 минут. Первый автобус прибыл на место в 16.05, а опоздавшим на него пришлось ждать следующего до 16.27. После автобусы останавливались в 16.38, 16.51 и 17.03. Автобусов маршрута № 11 пришлось ждать на 10 минут дольше положенного по графику. Автобус маршрута № 102 от заявленных 10-15 минут отклонился примерно минут на 5.

- Днем интервал увеличился, примерно 20-25 минут приходится ждать 102-го, когда пытаешься уехать из Тобыла в Костанай, - рассказала нам ждавшая на остановке автобус Мария РАСКОВАЛОВА. - Утром еще более-менее соблюдается интервал - минут 10 можно ждать автобус. Я каждый день на нем на работу езжу. Людей в салоне меньше, чем обычно в последнее время.

- Я знаю, почему так долго ждем автобус, водителей не хватает, - добавляет пенсионер Павел Иванович. - Я точно знаю, что половина парка у 24-го маршрута убежала. 10-й и 19-й, как и раньше, по расписанию ходят. Я обычно сам на машине ездил, в разгар пандемии дома сидел. А сейчас вот езжу с супругой на автобусе. Конечно, зимой тяжелее будет ждать автобус. Особенно на таких продуваемых остановках.

Версию о нехватке водителей подтвердили и перевозчики, и отдел ЖКХ акимата Костаная. По данным последнего, примерно половина водителей уволилась в разгар пандемии, когда автобусы «отдыхали» на стоянках.

- У меня на маршруте № 27 в рабочие дни было 16 автобусов, три пришлось сократить, а по маршруту № 24 вместо 11 работают всего 8 автобусов, - сообщил «НГ» директор ТОО «Жарык-Жол 1» Виктор МУЩИНСКИЙ. - Нам в отделе ЖКХ поддержали увеличение интервала до 15 минут, давно мы это согласовали. Но тариф поднять не разрешили. А как вы хотели? Кто захочет работать водителем за 100 000 в месяц? У нас скоро одни пенсионеры останутся. Водители уходят куда угодно: «ГАЗели», фуры. А если я увеличу зарплату водителям, то мне даже на масло денег не хватит. Два с половиной года работаю в убыток. Да и пассажиропоток серьезно упал.

Заместитель директора ТОО «Компания STA» Юрий ПАНАСЕНКО отмечает: в противовес сильному оттоку водителей нет почти никакого притока кадров. Связано это не только с низкой зарплатой, но и со сложностями обучения.

Юрий Панасенко: «Мы за пандемию потеряли 30-40 водителей»

- Мы за пандемию потеряли порядка 30-40 водителей, было у нас их около сотни, - рассказал Панасенко. - Помимо пандемии, по нам бьют и требования к водителям. Он должен быть не моложе 25 лет, пройти сначала обучение на категорию Д1, потом при наличии стажа 5 лет получит право сесть за руль большого автобуса и отучиться на категорию Д. Еще сложнее подготовить водителя на двухэтажный автобус. Поэтому у нас коллектив сейчас - от 50 лет до пенсионного возраста. Мы стараемся соответствовать требованиям тендера. По правилам, за одним автобусом должно быть два водителя. А по факту водитель может работать дополнительно на двух автобусах. Он в 2 часа ночи уезжает домой, а в 6 часов уже должен вернуться на базу.

Уменьшение количества автобусов сказалось не только на интервале движения, но и на условиях проезда. Один из самых популярных маршрутов - № 3. Утром 14 октября он приехал на остановку «Казахско-французский центр» по ул. Гоголя в 9.08, потом - в 9.32 и в 9.39. После чего интервал снова увеличился: пассажиры смогли сесть в автобус в 9.52 и 10.04.

- Автобусов мало, люди в них, как селедки в банке, ездят, - говорит пассажир Дмитрий. - Особенно если брать утро или вечер. Порой по 50 человек на остановке скапливается. И это еще студенты по домам сидят.

По словам Панасенко, проблему нехватки водителей обсуждали на совещании в филиале палаты предпринимателей «Атамекен». Участники встречи предлагали заняться обучением водителей, а перевозчики обещали их трудоустроить. Но пока это только планы.

- После 30 августа всем перевозчикам было направлено письменное уведомление, что ранее увеличенный интервал нужно привести в соответствие тендеру, - сообщил «НГ» специалист отдела ЖКХ Костаная Нурдаулет БЕЙСЕНОВ. - При поступлении обращений от жителей города мы проводили выездные проверки. Если выявляли нарушения графика движения или интервала, составляли акты и в адрес перевозчика отправлялись претензии о досудебном урегулировании.

В отделе ЖКХ о проблеме перевозчиков знают, но в поиске водителей этот госорган не помощник.

Определить расходы

Перевозчики и власти согласны в том, что решить проблему помогут валидаторы. Они уверены, что электронная оплата проезда поможет посчитать пассажиропоток и от этого рассчитать субсидии. Правда, такое решение проблемы обговаривают уже несколько лет. Сначала в отделе ЖКХ заверяли, что валидаторы появятся до конца 2019 года. Сменился руководитель госоргана, и вот уже новая дата - конец 2020 года. При этом Костанайская область останется регионом, где в автобусах нет контролеров. Валидаторы планируют установить возле водителя. Пассажир в таком случае заходит через переднюю дверь, оплачивает проезд, занимает любое место и выходит через любую дверь автобуса.

Пассажиров не могут заставить носить маски. Что уж говорить о приобретении бумажных билетов

- Через месяца 3 или 4 после установки валидаторов будет виден конкретный результат, - отмечает Мущинский. - Валидаторы устанавливает оператор, он вкладывает свои деньги, свою аппаратуру. Но потом 9,25% будет удерживать за обслуживание каждого пассажира. А акимат будет компенсировать.

Юрий Панасенко добавляет, что монтаж валидаторов планируют завершить до 1 ноября 2020 года, а потом в течение квартала будет тестовый период.

- У нас существовала система бумажного билетирования, но большинству пассажиров лишние бумажки оказались попросту не нужны, - отмечает Панасенко. - Хорошо, если бы у нас был контролер, ему нужно было предъявить билет. Водитель может выдать билет, но люди не берут. Валидаторы облегчат и оплату, и расчет. Мы разговаривали с оператором, они прорабатывают все технические моменты.

Пока не известно, когда окончательно внедрят электронную оплату проезда и когда появятся терминалы, чтобы пассажиры могли купить карточку. Не смогли пока нам ответить, когда будет введен дифференцированный тариф, ведь предполагалось, что стоимость проезда без карты увеличится в разы. В отделе ЖКХ на эти вопросы обещали ответить позднее и письменно.

Как признался Панасенко, он пока относится к внедрению валидаторов с настороженностью.

- Как говорится, пока не увижу в действии, не поверю, - сказал заместитель директора ТОО «Компания STA». - Пока мы видим, что эта система пробуксовывает. Но надеемся и верим, что сможем получить от государства деньги и улучшить качество услуг.

Фото Георгия ГОВОРОВА