«Предприниматели доказали: они больше знают, чем госорган»

Галина КАТКОВА

Последствия рекламного скандала обсуждали на заседании совета по этике

7 октября совет рассмотрел дисциплинарное дело руководителя отдела архитектуры и градостроительства акимата Костаная Ерлана Казиева. Оно возникло после скандала с незаконным начислением налога на рекламу по 1 251 объекту в областном центре. «НГ» в нескольких номерах писала на эту тему. В основе конфликта, который обернулся для бизнеса нервотрепкой и денежными потерями, - нарушения отделом архитектуры закона «О рекламе».

Ерлан Казиев за рекламный скандал получил строгий выговор / Фото Галины КАТКОВОЙ

Главное из них - госслужащие действовали без уведомления предпринимателей, то бишь субъектов контроля, о нарушениях и необходимости что-то исправить. Таким образом людям не давали возможности защититься - обжаловать уведомление или при необходимости демонтировать рекламный носитель. Всех сразу наказали деньгами. Палата предпринимателей, куда массово пошли обращения, установила, что ущерб за незаконное начисление рекламных налогов составил в Костанае около 35 млн тенге.

По словам Казиева, который давал пояснения членам совета по этике областного департамента Агентства РК по делам госслужбы, алгоритм действий был такой: отдел получил предписание ревизионной комиссии и направил сведения в управление госдоходов. Живые проверки не проводились, потому что мораторий, оперировали фотографиями. Кстати, интересно, как налоговики посчитали суммы платежей, которые зависят от размеров рекламы.

Что происходит сейчас? Данные, предоставленные отделом архитектуры управлению госдоходов, отозваны, сообщил Казиев. По заявлению предпринимателей уже перечисленные суммы фискалы возвращают. Опять же, по его словам.

- Из-за долгов, которые были предъявлены предпринимателям, у некоторых были арестованы счета, люди не могли оплатить коммунальные и другие расходы... За эти издержки предусмотрена компенсация? Кто будет возмещать? - спросила член совета по этике Динара УТЕБАЕВА.

Четкого ответа от руководителя отдела не прозвучало. Но кто-то из членов совета отметил, что пострадавшие вправе требовать возмещения ущерба через суд.

До заседания совета в акимате Костаная провели заседание дисциплинарной комиссии, итогом которой стало объявление акимом города Ерлану Казиеву строгого выговора за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей. Совет по этике должен был решить, соразмерно ли наказание, надо ли его усилить или ослабить. А также будут ли добавлять меры по Этическому кодексу, исполнение норм которого обязательно для госслужащих.

Кстати, мнения разделились. Члены совета Токтарбай КАДАМБАЕВ и Кадыргали ДЖАМАНБАЛИН считали, что аким Костаная излишне жестко наказал Казиева, молодого, креативного. Работает только с января 2020 года. Дескать, если ему сейчас дать по рукам, кто работать будет.

- А я вижу проблему в том, что предприниматели лучше знают закон, чем госорган, - высказалась Утебаева. - И ведь только после того, как они начали активно защищаться, отдел отреагировал, пошли отмены. Вы на пустом месте для государства создали проблему, если массово пойдут иски в суд и придется платить компенсации.

Строгий выговор оставили, добавили - за непрозрачность принятия решений и действия, вызвавшие массовую критику в обществе - наказание по Этическому кодексу. Оно состоит в том, что в течение полугода Казиев не имеет права переводиться на другую работу и с него не может быть досрочно снят строгий выговор.

Решения совета по этике носят рекомендательный характер.

Члены совета также рекомендовали в конце концов унифицировать определения того, что является рекламой, а что нет. Создать справочные шаблоны, которые должны иметь, например, изготовители рекламной продукции, чтобы сразу было ясно: при таком-то наборе сведений человек заказывает просто вывеску, при другом - уже рекламный объект. Сейчас с этим у бизнеса связано множество сложностей.

Руководитель отдела архитектуры сообщил, что создается рабочая группа, в которую войдут эксперты палаты предпринимателей, представители рекламного бизнеса. Встречаться будут на площадке НПП, в том числе для консультаций, разъяснения давать планируют через инициативную группу предпринимателей.

Благих намерений теперь много. Немного странно, что о разъяснениях заговорили только сейчас, хотя закон о рекламе действует не первый год. И в нем четко прописано, что уведомления должны быть вручены субъекту бизнеса под подпись, для исполнения дается 10 рабочих дней, предусмотрен и срок для обжалования.