Долгов нет, но споры продолжаются...

Георгий ГОВОРОВ

В начисленном налоге за рекламу пытаются разобраться прокуратура, «Атамекен» и чиновники

История с начисленным за полгода налогом на рекламу, как успешный сериал, набирает обороты и каждую неделю выходит продолжение. В новом эпизоде саги - дело против руководителя отдела архитектуры, многомиллионный ущерб предпринимателям и судебное разбирательство. Как говорят киноманы, запасаемся попкорном.

Карикатура Владимира КРЕМЛЕВА / РИА Новости

14 сентября костанайские предприниматели заявили о том, что им начислили долг по налогу за рекламу с декабря. Основанием стала проверка ревизионной комиссии, которая исследовала даже не вывески бизнесменов, а документы отдела архитектуры Костаная. Итоги проверки почти полгода оформлялись в конкретные суммы. Уже 22 сентября, на совещании под председательством акима Костаная Кайрата Ахметова, приняли решение отозвать данные из налоговой. Кроме того, создали специальную комиссию, которая, как заверил Кайрат Ахметов, «отработает с каждым предпринимателем индивидуально».

 «Социальный взрыв нужен?»

24 сентября пресс-служба костанайского филиала НПП «Атамекен» сообщила о том, что дело руководителя отдела архитектуры и градостроительства акимата Костаная рассмотрит совет по этике. Об этом заместитель руководителя департамента по делам госслужбы Костанайской области Ерлан САЛЫКБАЕВ днем ранее заявил на заседании совета по защите прав предпринимателей.

- От члена совета по этике, руководителя филиала НПП «Атамекен» Мурата Абенова в адрес нашего департамента поступило письмо о нарушениях со стороны уполномоченного органа в сфере архитектуры, - пояснил «НГ» 24 сентября Салыкбаев. - С учетом его позиции и с целью выявления всех обстоятельств было возбуждено дисциплинарное дело по факту нарушения Закона «О госслужбе» и норм Этического кодекса. Служебное расследование для того и проводится, чтобы определить - виновен или невиновен. Итоги расследования будут переданы членам совета по этике, которые коллегиально изучат их и примут окончательное решение. Дело возбуждено 22 сентября, через 15 дней будут итоги. Пока мы не можем говорить ни о степени виновности руководителя отдела, ни о каких-либо нарушениях прав граждан.

Дело руководителя отдела архитектуры Казиева рассмотрит совет по этике / Фото из Instagram акима Костаная

В пресс-службе региональной палаты предпринимателей уточнили, что основанием для возбуждения дисциплинарного дела в отношении руководителя отдела архитектуры Ерлана Казиева стало необоснованное начисление налога на рекламу.

- Работа госорганом была проделана поверхностно, - отметил на заседании председатель совета по защите прав предпринимателей Костанайской области Владимир ШАКУН. - С предпринимателями не поработали, не дали им обжаловать. Здесь махом затронуты интересы 1 251 предпринимателя. Все они оказались в сложной ситуации - некоторые даже оплатили долги, чтобы разблокировать счета. Нам, что, социальный взрыв нужен? При этом нарушение интересов бизнеса происходит в количестве тысяч, а должностных лиц к ответственности привлекают единицы. Вот в чем проблема. Кто-то явно нарушил требования Закона «О рекламе». Принципиальную оценку надо дать. Полагаю, что мы должны поставить вопрос об ответственности виновных должностных лиц.

 Прокуратура оценила ущерб

25 сентября пресс-служба филиала НПП «Атамекен» сообщила, что ущерб костанайских предпринимателей, которым «незаконно начислили налог за рекламу», составил 35 млн тенге. Ущерб подсчитали в прокуратуре Костаная. По данным надзорного органа, столько успели заплатить сами предприниматели, чтобы избежать блокировки банковских счетов.

- Владелец бизнес-центра по ул. Амангельды пояснил, что сдает в аренду помещения своего бизнес-центра нескольким арендаторам, - цитируют сообщение прокуратуры в палате предпринимателей. - В сентябре он узнал о наличии налоговой задолженности по размещению объектов наружной (визуальной) рекламы на сумму более 300 000 тенге. С указанными начислениями предприниматель не согласился, но его счета РГУ «Управление государственных доходов по городу Костанай» на основании незаконного письма руководителя отдела архитектуры Казиева заблокированы, чем парализована его деятельность. Между тем реклама размещена на фасаде здания не им, а арендаторами. Большая их часть является вывесками, а не рекламой.

В палате предпринимателей отмечают, что таких странностей с начислением налога много и они отличаются лишь обстоятельствами. В июле 2020 года с личного счета владельца торгового дома по ул. Алтынсарина без разбирательств были сняты 132 830 тенге. 11 сентября управление госдоходов по Костанаю снова начислило ему задолженность на 334 744 тенге. Между тем на здании его торгового центра висят лишь вывески, которые не являются рекламой.

Всего же, по данным «Атамекена», от неправильного начисления налога пострадал 1 251 предприниматель. Юристы палаты направили письма с просьбой разобраться в произошедшем в прокуратуру и департамент по делам госслужбы.

1 октября в специализированном экономическом суде должны рассмотреть иск предпринимателя Алексея Онипченко. Он просит признать незаконными действия отдела архитектуры Костаная, а также считает, что в ответе на его письмо руководитель отдела архитектуры проигнорировал несколько вопросов и тем самым нарушил закон о доступе к информации.

- Я неделю провел с заблокированными счетами. Мне начислили сначала 75 000 тенге, а затем еще добавили 230 000 тенге - все по налогу на рекламу, - рассказал «НГ» Алексей. - Первый налог я оплатил, потому что нужно было это сделать за 10 дней, а ответ госорган на мое письмо готовил 15 дней. У меня даже не вывеска, а самоклеющимися буквами выложено название магазина. После мы также подали иск против налоговой с просьбой признать блокировку счетов незаконной.

 Что есть реклама?

Среди всех этих судов и проверок непонятным остается один вопрос - что вообще считается наружной рекламой. Споры по этому вопросу идут уже больше года, но точного определения у госорганов пока нет.  

В НПП «Атамекен» указывают, что к наружной рекламе не относятся вывеска, которая информирует о роде деятельности, включая средства индивидуализации. Вывеска может быть размещена не только на входе, но и на крышах и фасадах арендуемого помещения. Не облагаются налогом также вывески с режимом работы, афиши в специально отведенных для этого местах, внутреннее оформление витрин и окон для внешнего визуального восприятия.

- Важно отличать рекламу от вывески, так как неправильное понимание может привести к возникновению налоговой задолженности, - считают в «Атамекене». - К примеру, «Магазин техники «Салют» - это вывеска. А «Магазин самой дешевой и доступной техники «Салют» - уже реклама. Еще пример: если на входе в магазин на вывеске будет указано название магазина и написано «продажа одежды», то это вывеска, она не будет облагаться налогом. Но если на этой вывеске будет изображено брендовое платье и написано «дешевые платья», то это будет рекламой. За нее начисляется налог. И самое основное - если содержание текста подходит под определение вывески, а рядом с вывеской есть информация об акциях, скидках, то это все равно будет реклама.

Руководитель отдела архитектуры Ерлан Казиев, по словам участников совещания в акимате Костаная, которое прошло 22 сентября, дал такое определение рекламе: «Вот я иду мимо, вижу баннер, он привлек мое внимание, значит, это реклама».

Остается надеяться, что после всех штрафов и разбирательств госорганы все-таки сумеют конкретнее сформулировать, что именно они называют рекламой.