«Может вновь начаться противостояние»

Георгий ГОВОРОВ

Лидер движения владельцев машин с иностранными номерами - о протестах и новой партии

Полгода назад Правительство РК потребовало от владельцев автомобилей с госномерами Армении, России и Киргизии, чтобы они растаможили свои машины, поставили их на казахстанский учет и заплатили утилизационный сбор. Желание властей навести порядок на дорогах и заодно пополнить казну вызвало массовые протесты по всей стране. Автовладельцы потребовали легализовать ввезенные в Казахстан автомобили без многомиллионных выплат. Они выходили на площади, писали письма Дариге Назарбаевой, которая тогда была спикером сената, вели переговоры с депутатами и помощниками министров и президента. Лицом протестов в Костанае стал Диас НУРМАГАМБЕТОВ с его лозунгом «Аким, выходи!», адресованным к главе региона в ходе стихийного митинга, который прошел 31 января на площади перед облакиматом. По мнению Диаса, 1 сентября ситуация может обостриться.

 Коронавирус все испортил

- Что изменилось? Власти пошли на уступки или продолжили гнуть свою линию?

Диас Нурмагамбетов: «Проблемы владельцев машин с российскими и киргизскими номерами не решают и не обсуждают»

- Январское постановление обязывало нас выплачивать утилизационный сбор, первичную регистрацию и таможенные пошлины. Это было самое несправедливое постановление, которое мы бойкотировали. Оно до сих пор действует. Насколько мне известно, по нему поставили на учет всего 130 автомобилей по всему Казахстану. Затем создавались различные рабочие группы, мы пытались встречаться на площадке министерства индустрии, встречаться с вице-министрами, искали компромисс, но наши предложения раз за разом отвергали. Мы предлагали поставить нас на учет, минуя сборы, но с условием, что мы выплатим все налоги, предусмотренные для казахстанских авто, за время нахождения автомобиля в стране. Но наше предложение отвергли. Вместо этого 25 мая правительство выпустило новое постановление, по которому до 1 сентября будет проведена регистрация именно армянских автомобилей. Их владельцы получат желтые номера серии А за примерно 12 000 тенге. Как мне известно, с 1 июня уже больше 1 500 человек, включая меня, получили эти номера. Но это не считается полноценным учетом, автомобиль будет и дальше числиться в Армении. Сразу встает вопрос о двойном налогообложении. Нас заверили, что власти Казахстана ведут переговоры с армянской стороной, чтобы мы платили налоги только на родине.

Также пока не решен вопрос переоборудованных автомобилей. Никто не знает, как такие авто регистрировать. Праворульные автомобили с армянскими номерами наотрез отказываются регистрировать. После их переоборудования в леворульные нужно получить сертификат безопасности, но его не выдают.

И, к сожалению, постановление не распространяется на автомобили с российскими и киргизскими номерами.

 - И какие меры вы сейчас предпринимаете?

- Карантин очень сильно связывает нас по рукам. Вышел новый закон «О митингах», который вступил в силу с 6 июня, но из-за эпидситуации мы не можем проводить мирные собрания. Пока все наши действия приостановлены. Ждем, пока коронавирус отступит. Пока у нас нет серьезных проблем с полицией и правительством. Мы проверяли это постановление вместе с нашими юристами, потом власти организовали брифинг и развеяли основные наши опасения. Грубо говоря, платим 12 000 тенге, и конфликт исчерпан. Люди боялись, что, как только отдадут армянские номера, их обяжут оплатить все сборы, то есть выплатить еще одну стоимость этой машины. Поэтому мы просили власти дать слово, что такого сценария не будет.

 - И вам этого слова будет достаточно? Помнится, вы приводили цитату начальника управления административной практики Комитета административной полиции МВД РК Марата Туякбаева в июле 2019-го, что «вопросов о растаможке и налогах не возникает».

- Сомнения всегда будут, учитывая наши реалии. Как нам объяснили, это не чиновники, а лишь исполнители. Поэтому мы хотим гарантии от министра или правительства.

 - Почему, на ваш взгляд, правительство так жестко отделило армянские автомобили от российских и киргизских?

- С нашей стороны это, конечно, выглядит так, как будто нас пытаются расколоть. 14 января они нас не делили. Как они объясняют? По логике правительства, армянские автомобили зарегистрированы в Армении на граждан Казахстана. В этом техпаспорте прописано наше гражданство. Российские автомобили управляются по доверенности или страховому полису, сами автомобили зарегистрированы на граждан России, поэтому их относят к международному движению. Соответственно, мы можем год ездить по РК, но потом на месяц обязаны вывезти машину из страны. Хотя у нас есть документы на автомобиль.

 - Что будет после 1 сентября?

- Нам говорят, что праворульные автомобили будут выдворять из страны. Такая же участь может ждать и машины с российскими и киргизскими номерами. Их владельцы не знают, что их ждет. По действующему закону автомобилем с киргизским госномером вообще может управлять только гражданин Кыргызстана. Официально машин с армянскими номерами - 22 000, с российскими - больше 120 000, кыргызских - около 20 000. Причем проблемы автомобилистов с российскими и киргизскими номерами вообще никак сейчас не решаются и не обсуждаются. Пока коронавирус, мы сидим тихо, но я не думаю, что люди будут терпеть штрафы и выдворения. Несмотря на пандемию, может вновь начаться противостояние.

 Не там дешево, а у нас дорого

- Вы заявляли, что будете создавать политическую партию автомобилистов. Это теперь единственный способ вести переговоры с властями? Зачем вам это?


- Этот вопрос встал еще в январе. Наш диалог в формате правительство - автомобилисты просто не клеится. Плюс параллельно, углубившись в эту тему, мы начали вскрывать другие проблемы этой отрасли. Это не в Армении автомобили дешевые, это в Казахстане они дорогие. Почему так? У нас есть много дополнительных платежей, против которых мы и выступили в январе. Один только утилизационный сбор составляет от 900 000 до 3 000 000 тенге. В 2016 году их вводили, чтобы защитить то, что мы называем «отечественным автопромом». Мы же считаем, что это просто прикручивание колес, потому что все равно у нас их максимум - собирают. Сами мы детали и комплектующие не производим.

Или инициатива сделать платными некоторые трассы! Нельзя брать с нас деньги трижды, мы ведь платим налог на транспорт, акциз на топливо. А состояние наших дорог? Те же федеральные трассы в России на порядок лучше наших.

Мы хотим отстаивать наше мнение на государственном уровне. Пока вопрос создания и регистрации партии повис в воздухе, потому что коронавирус. Мы не можем провести съезд, не можем собирать подписи. Их всего-то 20 000 нужно. Учитывая количество наших автомобилей, я не думаю, что будут с этим проблемы.

 - Читатели «НГ» высказывали в комментариях доводы против ваших идей. В частности, такой: если правительство пойдет на уступки вам, то честные казахстанцы останутся лохами. То есть они соблюли закон, потратили больше денег, а вы закон нарушили, ведь он действовал, просто госорганы его не применяли и толковали его по-другому. Что вы им можете ответить?

- Мы готовы к диалогу с нашими оппонентами. Как у нас работает закон? По принципу «что не запрещено, то разрешено». Эти автомобили завезли не вчера. Это были годы, никаких санкций от МВД и погранслужбы КНБ не было. Почему никто нас не остановил на границе? Были ведь и комментарии госорганов, которые не реагировали отрицательно на ввоз этих машин. Мы заверяли официально у нотариуса доверенности, и никаких вопросов не возникало до января 2020 года. Эти автомобили не украдены, значит, они куплены. Если человек улучшил свое материальное благосостояние, то, я считаю, государство должно это поддержать. Человек ехал за 3 000 км, рисковал. Есть случаи, когда люди погибали в такой дороге.

Я также считаю, что владельцев казахстанских автомобилей лохами делает правительство, которое вводит эти бессмысленные дополнительные платежи. Есть Минский арбитражный суд, где правительство Казахстана может потребовать деньги, которые не получил госбюджет. Я предлагаю не выступать против того, чтобы мы покупали дешевые автомобили, а объединиться за то, чтобы владельцам казахских авто вернули эти дополнительные сборы и платежи. А это значительно больше, чем 42 500.

- Были еще претензии, что вы не оплачиваете штрафы за нарушение ПДД...

- Вопрос неотвратимости наказания был решен еще в октябре прошлого года, когда наши автомобили МВД интегрировало в базу страховых полисов. Штрафы нам приходят, мы их оплачиваем.

 - Как вам кажется, сможете добиться от правительства уступок?

- Нам очень помогали костанайские власти. Архимед Мухамбетов - единственный аким, который вел переговоры с владельцами автомобилей в Казахстане. В нашей стране все зависит от политической воли президента. Мы не видели ни одного протокола наших встреч с представителями правительства. Он вроде ведется, но после заседаний его никто не видел. По сути, ведем диалог за закрытыми дверями. Мы предлагаем вывести его в публичное пространство.

 - Вы сказали, что у вас есть желтый номер серии А. Если проблема армянских автомобилей будет окончательно решена, вы продолжите бороться за права автомобилистов?

- Безусловно. У нас очень много вопросов к нынешним законам. Одни дороги чего стоят. Вопрос к отделу ЖКХ акимата Костаная, где второго руководителя за 5 лет сажают по коррупционной статье. Повышение цен на бензин, повышение акцизов, плюс все эти налоги и утильсбор с растаможкой... Автомобилисты становятся дойной коровой в нашей стране. Если хотите платную дорогу, то она должна быть очень качественной. Если я привезу в Казахстан запчасти автомобиля и у себя в гараже его, как конструктор, соберу, смогу ли я себя гордо называть казахстанским производителем и требовать субсидий и преференций? Давайте не будем строить из себя Германию или Японию, откроем границы, позвольте людям привозить качественные автомобили по приемлемым ценам!

 Фото Ксении РЕБИК