Кордайский межэтнический синдром. Что нужно исправлять в национальной политике казахстанских властей

Евгений ШИБАРШИН

Массовые беспорядки 7 февраля в селах Кордайского района Жамбылской области вызвали в обществе особую реакцию. Не только по причине трагических последствий. В Казахстане подобного рода конфликты возникали и раньше, но они не были столь безрассудны и разрушительны.

В массовых беспорядках в Жамбылской области погибло 11 человек, сгорело 59 домов и коммерческих объектов, 47 автомобилей   Фото Радио Азаттык

Пока правоохранительные органы в поисках виновных расследуют криминальные детали этих событий, профессиональные аналитики пытаются разобраться в процессах, которые довели до кровопролития. И тут обнаруживается, что сделать это не просто. «НГ» решила выяснить, что этому мешает.

Причина - бытовой конфликт?

Вопрос не праздный. Казахстан, несмотря на полиэтничность населения, по оценке уровня межнациональной конфликтности среди постсоветских республик, не без основания считался благополучным. И вдруг на почве бытовой ссоры собирается несколько сотен представителей титульной нации, едут в соседнее село, где большинство жителей другого этноса, и в течение ночи убивают их, разбивают автомобили, грабят и жгут дома. Как возможно такое на «островке политической стабильности»?

Успех в лечении любой болезни, в том числе и социальной, в первую очередь зависит от правильности диагноза. Услышав жалобу на боли в области сердца, врач сначала уточняет у пациента ее место и характер, острая или ноющая. Исходя из этого, выстраивает свои первые предположения о причинах и при помощи специальных методов исключает различные варианты заболевания.

 

Сотрудники служб безопасности на границе сел Масанчи и Каракемер. Жамбылская область, 8 февраля 2020 года.     Фото Радио Азаттык

По аналогии нужно относиться и к оценке событий в Кордайском районе. Нужно ясно ответить на вопрос: это были массовые беспорядки с уголовным оттенком, межэтнический конфликт или что-то другое? Для обывателя, возможно, все равно, какое название дать этому событию. Но для специального анализа причин случившегося очень важно, какие формы оно обрело. Тогда, опираясь на аналогичные примеры в истории, можно более точно определить глубинные причины этой трагедии.

Вначале об официальной оценке. В ночь с 7 на 8 февраля президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ сделал заявление в Twitter:

Фото пресс-службы Акорды

- В Кордайском районе Жамбылской области произошла групповая драка из хулиганских побуждений. Этим попытались воспользоваться провокаторы. Полиция нормализовала ситуацию, она взята под контроль. Виновные в нарушении общественного порядка будут привлечены к ответственности.

Вполне возможно, глава государства к этому времени еще не имел полной информации о случившемся, поэтому видение инцидента из Нур-Султана как «групповая драка из хулиганских побуждений» объяснимо. Хотя упоминание о провокаторах уже настораживает.

Утром 8 февраля Токаев провел в Акорде экстренное совещание, после чего вышел в эфир с заявлением, в котором ссылка на «хулиганские побуждения» трансформировалась просто в «стычку, драку между местными жителями». Но, опять же, «этой ситуацией воспользовались провокаторы». В этой связи дано поручение КНБ и Генпрокуратуре привлечь к ответственности лиц, «призывающих к межнациональной розни».

К этому добавилось сообщение о создании правительственной комиссии, которая должна разобраться в причинах и «оперативно решить вопросы социально-экономического и гуманитарного характера».

Председатель правительственной комиссии, заместитель премьер-министра Бердыбек САПАРБАЕВ, приехав на место, собрал аксакалов района и заявил: «Причина - бытовой конфликт». Впоследствии он сообщил журналистам о том, что зарегистрировано 25 уголовных дел «по факту массовых беспорядков, призыву к массовым беспорядкам, убийствам, хулиганствам, применению насилия в отношении представителей власти, уничтожению имущества, также незаконного изготовления и хранения оружия». Как видим, дел «о призывах к межнациональной розни» в этом перечне нет.

Министр информации и общественного согласия Даурен АБАЕВ тоже заявил:

- Это произошло, в том числе благодаря провокаторам, которые подстрекали перевести бытовой конфликт в межэтническую плоскость.

Вызывает большое сомнение, что при таких оценках выводы правительственной комиссии о причинах беспорядков в Кордайском районе будут достаточно глубокими. Судя по тому, что уже сняли с должности замакима Жамбылской области и акима района, а также местных полицейских начальников, причинность будет крутиться вокруг недостатков в решении социальных вопросов региона, коррупции, безнаказанности нарушителей правопорядка, «слабой работой по межэтническому согласию» и т. п.

Фото пресс-службы Акорды

Елбасы Нурсултан НАЗАРБАЕВ при рассмотрении этих событий на заседании Совета безопасности, выразив «сильную тревогу» по поводу «сложившейся ситуации», в очередной раз напомнил о важности сохранения в Казахстане межнационального согласия:

- Если бы мы не смогли объединить наш многонациональный народ и обеспечить стабильность, то сегодня в нашу страну не пришли бы иностранные инвестиции, не работала бы экономика. Конечно, перед государственными руководителями поставлены соответствующие задачи, но сохранение мира и согласия - это прежде всего ответственность нашего народа.

Испытывать «сильную тревогу» по поводу состояния здоровья государственного организма, который Назарбаев холил и лелеял все 30 лет своего правления, - это уже мотив для обращения к лекарю. Только где же его взять, если, образно говоря, персонал правительственной лечебницы пока не демонстрирует способность ставить правильный диагноз?

Как реагировать, власти не знают…

А что же профессиональное экспертное сообщество?

Аналитические структуры, состоящие на государственном содержании, с выводами не спешат. В таком подходе есть определенная разумность. Возможно, официальное расследование вскроет такие детали, в которых прячется тот самый дьявол, реально создавший Кордайский конфликт. Насколько глубоко такого рода эксперты проникнут в анатомию этого «дьявола», мы узнаем позже. Скорее всего, они не станут выходить за пределы границы, очерченной «линией партии и правительства».

Независимые аналитики критикуют пассивность местных властей, которые могли бы назревающий нарыв вскрыть раньше, в то же время делают акцент на межэтнической составляющей. Они видят главную причину в «проколах» национальной политики государственных органов. Но и здесь просматриваются разные подходы.

Например, политолог Досым САТПАЕВ считает, что в основе этого конфликта все-таки «лежит рост социальной напряженности в стране», которая «стала чаще выплескиваться в виде таких эксцессов». Его коллега Айдос САРЫМ в интервью forbes.kz говорит:

- Произошедшая трагедия - это проявление процессов, которые происходили не один год. Нельзя свести вопрос только к социальной неустроенности в регионе или межэтническим конфликтам. Надо рассматривать ситуацию в совокупности, регион сложный, приграничный, где возможны контрабанда, наркотрафик и коррупция.

Фото сайта forbes.kz

Более радикальна в высказываниях известный оппозиционный политик и публицист Гульжан ЕРГАЛИЕВА. На сайте ehonews.kz она заявила:

- Акорда даже не решается признать наличие межнациональной напряженности в стране, которая давно назрела в Казахстане. А она реально существует по целому ряду причин, которые режим создавал сам в целях контроля над народом. /…/ Властям не нужны активные русские, уйгуры, корейцы или дунгане на общественно-политическом поле или в государственном управлении, а также в распределении экономики и финансов. Этим этносам подобрали определенные ниши деятельности и проживания с условиями полной подчиненности местным властям через такие каналы, как старейшины, Ассамблея народа Казахстана, назначенные депутаты маслихатов и мажилиса, а также несколько крупных олигархов и отмеченные наградами деятели науки и культуры.

Директор Центральноазиатского фонда развития демократии, кандидат политических наук Толганай УМБЕТАЛИЕВА в интервью Радио «Азаттык» также утверждает, что власти склонны свести данный конфликт к бытовым причинам и «довольствоваться межэтническим согласием, восхваляя свою модель». Но у нее заметен другой оттенок:

- Им легче /…/ обвинить в этом местные органы власти и ответственность повесить на них. Ну в данном случае политическую ответственность повесить на казахов, что «казахи во всем виноваты». Власти не знают, как реагировать, как выстраивать отношения с этническими группами, соблюдая интересы казахов, соблюдая интересы других этнических групп.

Политолог Толганай Умбеталиева в своих оценках обычно старается быть максимально объективной. Тем не менее у нее нет-нет да проскакивают выводы, объединяющие ее с коллегами по экспертному сообществу, упорно ищущими в Казахстане «имперскую руку Москвы». При этом нащупать границу, где у них чисто политологический анализ переходит в кондовый псевдопатриотизм, достаточно сложно. Возможно, именно эта идеологическая зашоренность мешает им дать точную политологическую квалификацию беспорядков в селе Масанчи в ночь с 7 на 8 февраля.

Слово «погром» в их оценках иногда звучит, но, скорее, без осознания его реального смысла. А ведь именно в нем может быть отражена та самая глубинная причинность «кордайской трагедии», которую аналитики сейчас пытаются найти. Именно это понятие употребил российский историк Дмитрий ВЕРХОТУРОВ, которого часто цитируют при анализе событий в Казахстане.

Фото evrazklub.ru

На этот раз информационное агентство Regnum опубликовало интервью, в котором он официальную оценку беспорядков в Кордайском районе как «массовую драку» называет «дезинформацией общественности» и считает, что там произошел «погром дунган казахами». После чего проводит параллель с аналогичными событиями, которые когда-то происходили с евреями в России и Германии.

Сравнение достаточно жесткое и обидное. Такая аналогия кажется слишком плоской, не учитывающей всех особенностей развития многонационального казахстанского общества. К тому же такого рода подход невольно расширяет поведение относительно небольшой группы людей на весь этнос. Но в том-то и дело, что, по оценке историка, между этими эксцессами слишком много общего.

- Во-первых, организованный характер нападения. Все же собрать больше 300 человек для нападения вовсе не так просто, - считает Верхотуров. - Во-вторых, наличие погромной агитации, в особенности в «Фейсбуке» и других социальных сетях, а также зафиксированный факт наличия провокаторов и подстрекателей к участию в погроме непосредственно в самом селе. В-третьих, в первую очередь уничтожение и повреждение имущества.

Называет историк и другие, не лежащие на поверхности обстоятельства, дающие основания назвать «массовую драку» погромом. В их числе «нападение на слабейших, на тех, которые вряд ли смогут защищаться сами», попустительство или прямая поддержка властей, «целенаправленное унижение какого-либо народа по национальному признаку, демонстрация их беспомощности и беззащитности».

Если суммировать все рассказы очевидцев побоища в селах Кордайского района, опубликованные в СМИ, то действительно можно обнаружить много общего с названными признаками.

 Смотри в корень

Экспертам не откажешь и в изобилии предложений по решению накопившихся проблем. В большинстве своем они действительно могут дать эффект. При одном важном условии: если власть и общество будут понимать, что конфликтность людей на основе этнических различий имеет тысячелетние корни и навряд ли в ближайшем будущем отомрет. Мы можем только сглаживать напряжение, не создавая условий для его обострения. О чем как раз и не думали в последние годы совместного проживания в границах СССР. И уж тем более после развала этой страны. Давайте будем честными: то, что в Казахстане все эти годы было относительно спокойно, не только заслуга умелого политика Нурсултана Назарбаева. На мой взгляд, главная причина - в массовой эмиграции представителей некоренной национальности в другие страны. Это была форточка, через которую улетучивался межэтнический перегрев в нашей многонациональной квартире, который наступил с началом «самоопределения» казахов.

Сейчас в Казахстане другая реальность. Остатки нетитульных народов в этих условиях невольно начали консолидироваться по этническому признаку. Чтобы этот процесс не переходил в эксцессы «кордайского» типа, властям нужно менять национальную политику. Для этого необходимо понимать природу этнических конфликтов и внимательнее приглядеться к советскому опыту, где их свели до минимума.

На мой взгляд, в глубине межэтнической конфликтности лежит два объективных фактора: наличие природной, генетической разности по этническому признаку и конкуренция, которая возникает между людьми в силу их включенности в экономические, политические, идеологические, культурологические и другого типа общественные отношения. Любая разность, имеющая общее основание, рождает противоречие. В том числе и на этнической основе. Противоречие не обязательно переходит в острую конфликтую ситуацию. Чтобы этого не случилось, люди в своем этническом существовании не должны испытывать насилия со стороны представителей других народностей.

Проблема в том, что в чистом виде сугубо этнических отношений не существует. Они вплетены в экономические, политические и другие отношения. А там царствует конкуренция. Это другая область противоречий, в разрешении которых конкурирующие стороны находят внутри себя общие основания для консолидации. Делают это по родовому, этническому, классовому, профессиональному, территориальному и другим признакам, способным их объединить. Начинается борьба за экономические, финансовые, политические и прочие ресурсы, которая зачастую переходит в острые конфликты.

В советское время распределительная система в экономических отношениях была призвана, если не разрешать до конца противоречия, то хотя бы сглаживать. С разной степенью жесткости регулировались и другие сферы. Межэтнические противоречия полностью не уничтожались, но таким способом они минимизировались. Сегодняшние националисты свою идеологию строят на тех негативных фактах, которые возникали еще до включения «регулятора» в этой сфере, либо там, где их устранить не было возможности в принципе.

Сегодня в экономике конкуренция только приветствуется. Но она позволяет отдельным группам, которые консолидируются по разным признакам, создавать себе преимущества в распределении всех видов ресурсов. В таких условиях избежать обострения конфликтов невозможно. Более того, эти группы усиливают свое влияние соответствующей кадровой политикой в структурах власти и культивированием националистической идеологии. Под любой вывеской. Идет ли речь о «национальном коде» или повышении роли государственного языка. В их исполнении эти направления, необходимые для развития казахского народа, приобретают уродливые формы и ничего, кроме вреда, не дают.

Если власти и обслуживающие их интеллектуалы будут считаться с этими реалиями и выработают соответствующую политику, эксцессов, подобных «кордайскому», можно избежать.