Инфраструктуры приятный облик

Ольга ЛИХОГРАЙ

Какие новые объекты и где появятся в Костанайской области в ближайшее время?

 В 2020-й Костанай шагнет с большими планами по глобальному улучшению дорожно-транспортной инфраструктуры. Нам обещают реконструировать три моста, два аэропорта, обновить несколько трасс республиканского значения и облагородить кучу улиц в городах и районах. И хотя многие намерения еще не оформлены даже на бумаге и ждут разработки проектно-сметной документации, чиновники уверяют, что многие из них осуществятся в течение нескольких лет. Уверенности их словам добавляет многообразие государственных программ, в рамках которых местные госслужащие планируют получать средства из республиканского бюджета. В каких местах области наша инфраструктура станет богаче и привлекательнее уже в следующем году, в каких - в ближайшее время, какую выгоду из этого извлекут жители? 

 По прямой, а не по серпантину

Вопрос о начале строительства двух мостов (в Костанае и вблизи Аркалыка) в 2020 году уже решен: ПСД готовы, точные суммы определены, подрядчики с фронтом работ ознакомлены. В Костанае заменят Корейский мост, который обещают возвести за 2 года. Точнее, это будет совершенно новый мост, расположится он в другом месте, так что от его аутентичности останется разве что название, так как давший его Корейский поселок никуда не денется. Также известно, что новый Корейский будет построен по образу и подобию Большого моста.

Новый Корейский мост будет построен в другом месте, дорога к нему станет прямее и пройдет по территории КХ «Садовод»

- Согласно проекту, проезжая часть Корейского моста расширится с 2 до 4 полос движения, ширина которой будет 15 метров, как у Большого моста, - сообщил «НГ» руководитель управления автомобильных дорог Костанайской области Олжас НУРГАЛИЕВ. - Общая ширина Корейского моста составит 24,5 м, длина - 250 м. По проекту на него предусмотрено 4,4 млрд тенге из республиканского бюджета.

Об обновлении Корейского моста регулярно говорилось с конца 2017 года, а в 2018-м даже планировали начать его строительство. Уже тогда реализацию этого проекта называли сложной, потому что участок дороги, на которой расположен мост, имеет приличный изгиб. В связи с чем в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог предлагали два варианта: все-таки реконструировать существующую переправу со всеми изгибами либо построить новый мост намного левее (если смотреть со стороны Заречного). Последний вариант исключал серпантинный поворот и предполагал прямой выход моста на ул. Кубеева.

- Но если мост пойдет по прямой, то через питомник КХ «Садовод», - докладывал в 2017 году и. о. руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Костанайской области Гилимбек ШОХМЕТОВ главе региона Архимеду Мухамбетову. - Можно реконструировать существующий мост. Но есть риск, что экспертиза не пропустит такой проект, потому что у него большой изгиб.

Архимед Мухамбетов тогда сразу ответил, что «лучше пойти по прямой». На республиканском уровне тоже, видимо, решили: чем прямее, тем лучше. И именно под этот вариант, предполагающий снос фруктового сада, разбитого крестьянским хозяйством «Садовод», выделили деньги. Директор КХ «Садовод» Виктор СИМАНЕНКО еще два года назад прокомментировал «НГ» планы чиновников несколькими словами: «Решение принято, будем исполнять».

- Земли сада будут изъяты в связи с госнадобностью, - подтвердил «НГ» в этом году Олжас Нургалиев. - Этот вариант позволит сразу выйти мосту на улицу Кубеева, тогда как сейчас он стоит на серпантине.

По каким костанайским серпантинам местным автомобилистам придется объезжать Корейский мост во время его переделки, пока вопрос. Точнее, чиновники заверили, что закроют движение по мосту всего на 2-3 месяца и в самом конце строительства (а это не раньше 2022 года), когда мост будут соединять с улицей Кубеева. Во время основного этапа возведения для проезда будет служить существующий Корейский, который после открытия нового пойдет на слом. В управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог области уточнили, что Корейский мост ни разу не ремонтировался с 1973 года - года его постройки.

 Наводим мосты с Кызылордой и Шымкентом

Еще один мост, за строительство которого два раза безуспешно принимались в советское время, будет возведен в 30 км от Аркалыка. Подготовительные работы планируют начать уже в январе 2020 года. Речь идет о 291-м км трассы Жезказган - Петропавловск, где протекает река Терисаккан. В этом месте расположен прямой проезд к четырем селам - Жалгызтал (бывшее Ковыльное), Целинное, Фурманово, Восточное и к самому Аркалыку. Но из-за отсутствия моста проезд возможен либо летом, когда река пересыхает, либо зимой, когда она замерзает.

Как изменится дорожно-транспортная инфраструктура региона в ближайшие годы / Инфографика Эдуарда ВОЛКОВА

*нажмите на инфографику, чтобы просмотреть ее в увеличенном масштабе

- Иногда, чтобы сократить дорогу, автомобилисты едут вброд, а во время весенних и осенних паводков проезд там просто невозможен. Приходится делать большие круги по полевой дороге, - пояснил «НГ» директор КОФ НК «КазАвтоЖол» Андрей ГОРВАТ. - Мост расположится над рекой как раз в районе поселка Жалгызтал. После его открытия появится прямой проезд не только на Аркалык, но и на Кызылорду и Шымкент.

Мост будет небольшим: две полосы движения с 9-метровой проезжей частью в ширину и 75-метровой в длину. Стоимость строительства - 1 млрд 210 млн тенге, подрядная организация - ТОО «Костанайжолдары». Закончить возведение объекта и открыть его для жителей области планируют в 2021 году.

В 2021-м планируют приступить и к реконструкции третьего моста области - Аятского, расположенного в нескольких километрах от поворота на Тарановский район, если ехать со стороны Костаная.

- После реконструкции ширина моста увеличится до 11,5 м, - пояснил Андрей Горват. - У него укрепят опорную часть, в частности, с помощью новых резинок, которые позволят сделать конструкцию более подвижной, чтобы реже выходили  из строя деформационные швы. Подрядчик и количество средств, которые потратят на реконструкцию Аятского моста, пока неизвестны, тендер пройдет в 2020 году.

 114 км в сторону Денисовки

Аятский мост является частью реконструкции большого участка автодороги Актобе - Рудный. На недавнем селекторном совещании этот объект назвали «одним из важных проектов, реализуемых в области». Его начали переделывать 2 года назад со стороны Актобе. В этом году реконструкцию участка республиканского значения Актобе - Денисовка протяженностью около 150 км полностью завершили. Удалось не только обновить трассу, но и построить мост, позволяющий ездить со стороны Костаная в Актобе, минуя Денисовку.

В 2020-м реконструкция трассы продолжится от Денисовки в сторону Рудного. Общая длина участка - 114 км, на ремонт которых предусмотрено 36 млрд тенге из республиканского бюджета.

- Реконструкцию этого большого участка дороги мы разбили на несколько лотов, поэтому она будет производиться поэтапно, - рассказал Андрей Горват. - По планам к реконструкции участка Денисовка - станция Тобол приступим в 2020 году, участок дороги от станции Тобол до Аятского моста планируем начать в 2021 году. В этом же году, как я и говорил, переделаем сам мост и приступим к завершению ремонта дороги от Аятского моста до Рудного. Еще один участок дороги длиной 5 км будет отремонтирован от выезда из Рудного по направлению в Костанай.

Сейчас весь этот участок трассы республиканского значения от Рудного до Денисовки находится в плачевном состоянии. Если выражаться на языке автомобилистов, часто ездящих по этому отрезку, то его можно смело назвать «дорогой смерти», так как на нем не раз совершались ужасные аварии. По направлению из Костаная в Актобе и обратно едут большегрузные фуры, грузовые автомобили, пассажирские автобусы и куча легковых машин. При этом ширина двухполосной трассы составляет не более 6 м, что очень опасно для такого напряженного пассажиропотока.

Разговоры о том, что этот участок нужно сделать четырехполосным с разделительной полосой посередине, как из Костаная в Рудный, шли несколько лет подряд. Но в итоге выяснилось, что четырехполосным можно сделать только отрезок от Рудного до Аятского моста (что уже будет прекрасно), после моста и до Денисовки трасса останется двухполосной, но слегка расширится. Согласно проекту, четыре полосы движения от Рудного до Аятского моста составят в ширину 18 метров. Две полосы после моста до Денисовки расширятся с 6 до 9 метров. Объезд на время поэтапных переделок 114-километрового участка дороги не предусмотрен, планируют организовать реверсное движение, при котором при ремонте одной полосы поток машин пойдет по другой.

 Дороги, перекрестки, аэропорты

В самом областном центре в следующем году продолжится реконструкция улиц Каирбекова, Алтынсарина и Чкалова, которая станет сквозной и «пробьет» Абая, образуя полноценный перекресток. Особый упор в 2020-м в отделе ЖКХ акимата Костаная обещали сделать и на ремонт улиц, никогда не видавших асфальта. Таких в областном центре осталось около 63 километров, из которых планируют закатать в асфальт около 30 км. Оставшиеся 33 км увидят асфальт к 2022 году. К тому времени, по задумке областных властей, в Костанае не должно остаться ни одного грунтового проулка.

В 2020 году Т-образный перекресток Абая - Чкалова станет полноценным

К самым давно планируемым и медленно осуществляемым перестройкам можно отнести реконструкцию здания аэровокзала Костаная и полную реконструкцию аэропорта Аркалыка. О переделке здания костанайского аэровокзала активно говорили в 2016 году, когда презентовали общий проект по реконструкции здания заместителю премьер-министра РК Аскару Мамину. Ему сообщили, что предусматривается увеличение площади здания аэропорта с 5 000 кв. м до 10 000 кв. м и пропускной способности с 200 до 400 пассажиров в час. Количество принимаемых рейсов предполагалось увеличить в два раза. Однако уже в конце этого года, сразу после обновления взлетно-посадочной полосы нашего аэропорта, «НГ» заявляли, что ремонт здания аэровокзала, скорее всего, отменится.

В начале декабря на селекторном совещании в акимате области заявили, что реконструкция пассажирского терминала, после которой аэропорт Костаная будет соответствовать международным требованиям ИКАО, станет приоритетной задачей уже в 2020 году.

После чего можно будет подать заявку в МИИР РК для присоединения нашего аэропорта к режиму «Открытое небо», при котором иностранные авиакомпании смогут выполнять рейсы через костанайский аэропорт в третьи страны. Это, в свою очередь, увеличит транзитный поток и поможет привлечь новых иностранных перевозчиков и туристов в регион. Проектно-сметная документация на реконструкцию здания костанайского аэровокзала уже в разработке. Ее стоимость и примерная сумма работ пока не известны.
- Еще одним приоритетным направлением в регионе является развитие малой авиации, - отметил на недавнем брифинге Олжас Нургалиев. - В связи с чем в 2022 году планируется разработка ПСД на реконструкцию ародрома Аркалыка. Деньги на разработку ПСД и реконструкцию планируется привлечь из республиканского бюджета по госпрограмме «Нурлы жол», одним из направлений которой является развитие малой авиации.

Но эти планы настолько отдаленные, что еще сотни раз может поменяться как их грандиозность, так и осуществление, в принципе.

 Фото Ксении РЕБИК