Преемник избран. Что дальше?..

Евгений ШИБАРШИН

Могут ли выборы нового президента РК стать началом политических реформ?

То, что Касым-Жомарт Токаев на выборах президента Казахстана 9 июня получит голосов больше своих соперников, вряд ли кто-то сомневался. Однако анализ хода выборной кампании показывает, что для нового главы страны уже недостаточно быть только «приверженным курсу первого президента страны». Обнажились риски, ответственность за устранение которых придется брать на себя. Получится или нет?

На избирательном участке в ДК «Мирас» итоги голосования наблюдателям не предоставили / Фото Н. СОЛОВЬЕВА

Предыстория

Нурсултан Назарбаев заявил, что три года готовился к передаче власти, подбирал различные кандидатуры и наконец остановил свой выбор на Касым-Жомарте Токаеве. Сейчас эта новость преподносится как «раскрытие тайны», хотя аналитики начало этого процесса зафиксировали еще в 2013 году. Тогда Токаева «вернули» с должности заместителя Генсека ООН на место председателя сената Парламента РК. Согласно Конституции, в случае досрочного освобождения президента от должности его полномочия переходят к председателю сената, поэтому тогда на фоне слухов о болезни Назарбаева некоторые эксперты в новом назначении Токаева увидели определенный знак. Они пришли к выводу: этот человек вполне подходит для передачи ему президентской власти как «переходной фигуре». 

Однако в 2015 году Назарбаев опять проводит досрочные выборы и выставляет свою кандидатуру. Возможно, тогда он еще не собирался уходить. Помешали несколько неприятных событий: в феврале 2014 года начал обваливаться валютный курс тенге, а в ноябре по обвинению в коррупции арестовали экс-премьер-министра Серика Ахметова. При таких обстоятельствах проталкивать преемника рискованно. К тому же с 1 января 2015 года вступил в силу договор о создании Евразийского экономического союза, и Нурсултану Абишевичу, наверное, хотелось поставить свое детище на ноги.

Реально процесс подготовки передачи власти преемнику начался в марте 2017-го с конституционной реформы, призванной перераспределить властные полномочия. К этому времени на выборах в мажилис Парламента, которые прошли в марте 2016 года, стало очевидно, что реальная оппозиция в Казахстане перестала существовать, и политические процессы полностью начали управляться исполнительной властью. Опасности, что оппозиция может воспользоваться поправками в основном законе и реально воздействовать на правительство, уже не было.

В июле 2018-го делается следующий шаг к транзиту власти: принимается закон, дающий право первому президенту пожизненно возглавлять Совет безопасности с расширенными полномочиями. К статусу Елбасы Нурсултан Назарбаев получает возможность реально воздействовать на политику государства после передачи штурвала управления другому человеку. И наконец, 5 октября 2018 года Назарбаев выступает с обращением «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни». Провозглашенная им социальная программа стала тем популистским мостиком, шагая по которому его преемник может без стеснения называть себя последователем президента № 1. Будто и не висит на его предшественнике груз проблем, вина за нерешенность которых может автоматически перейти к президенту № 2. 

Касым-Жомарт Токаев в своей предвыборной программе искусно обыграл последний посыл обществу Назарбаева, выбрав в качестве ключевых три цели: преемственность - справедливость - прогресс. Против «справедливости» и «прогресса» возражать никто не станет, но по поводу «преемственности» есть вопросы. Прежде всего, по делам в экономике и политической системе. Токаев и в этих сферах излагает подходы с точки зрения создания экономических возможностей для реализации социальных программ. И никаких политических реформ, за что всегда ратовала демократическая оппозиция. Взамен - реформирование системы госуправления в сторону подконтрольности ее гражданам. Фактически речь идет о том, что сложившаяся в Казахстане система государственного управления должна будет и дальше сама себя совершенствовать.

Для людей, которые так и не почувствовали, что значит жить в реально многопартийном обществе, да еще на фоне майданов, где митингующие превращают полицейских в живые факелы, куда понятнее обещание Токаева приструнить чиновников с помощью «Твиттера», «Инстаграма» и прочих новаций компьютерной эпохи.

Его главный соперник Амиржан Косанов после выдвижения в качестве кандидата в президенты от общественной организации «Улт тагдыры» заявил:  нужно упростить регистрацию партий и дать возможность всем участвовать в парламентских выборах. И пообещал: если его изберут президентом, он создаст конституционное совещание для внесения в Конституцию норм, делающих разделение власти в Казахстане реальным. На его взгляд, это может стать «золотым ключом к решению всех проблем, которые существуют в Казахстане». Что достаточно туманно.

 Обещать - одно, делать - другое

Перечисленные факторы и определили в основном, на мой взгляд, исход голосования. По данным Центризбиркома, Касым-Жомарт Токаев получил 70,96% голосов избирателей, его главный соперник Амиржан Косанов - 16,23%. Остальные 5 кандидатов - примерно от 1 до 5%. Общая явка избирателей официально зафиксирована на уровне 77,5% (в Костанайской области - 84,1%).

По данным Центризбиркома, в Костанайской области в голосовании участвовало 84,1% избирателей Фото Николая СОЛОВЬЕВА

Кто-то к этим цифрам относится скептически. В истории становления демократии казахстанского образца было слишком много моментов, сформировавших у определенной части общества недоверие к сложившейся выборной практике. Этим воспользовались недоброжелатели из числа политических противников Назарбаева, уехавшие за рубеж. Они в ходе кампании регулярно бомбили социальные сети призывами бойкотировать выборы. Отвечая на них, Токаев в качестве главы государства публично заявил, что честность и прозрачность выборного процесса будет обеспечена.

Рисунок А. МАЦАРИНА

Но одно дело обещать и другое дело - заставить некоторых услужливых организаторов следовать законодательным нормам. В день голосования заместитель генерального прокурора республики Булат ДЕМБАЕВ сообщил журналистам о 19 зафиксированных нарушениях в Нур-Султане, Алматы и еще пяти южных и западных регионах Казахстана.

- Это незаконная агитация, выдача гражданам на руки по несколько бюллетеней, вброс в урну по два-три бюллетеня и голосование на двух участках, - перечислил виды нарушений Дембаев.

Корреспонденты «НГ» побывали в этот день на нескольких избирательных участках в Костанае и видимых нарушений не зафиксировали. Присутствующие там общественные наблюдатели также замечаний не высказали. Однако на участке № 62, расположенном в ДК «Мирас», наблюдателям отказались показать протокол об итогах голосования.

 - Вдруг мы там что-то напутали и сейчас дадим вам недостоверные данные, - пояснила наблюдателям председатель участковой комиссии Ольга МАЛЫХ. - Вы можете посмотреть наш протокол в городской избирательной комиссии.

Делегация международных наблюдателей от СНГ, работавшая в Костанайской области, провела в Костанае пресс-конференцию, где проинформировала о полученных результатах. Я спросил у руководителя этой группы Дмитрия СЕМЕНОВА, насколько такого рода действия участковой комиссии правомерны. Он ответил, что вместе с наблюдателями от ОБСЕ присутствовал при подведении итогов голосования на избирательном участке в Костанайском физико-математическом лицее. Были там и несколько местных общественных наблюдателей.

Наблюдатель от СНГ Дмитрий Семенов организацию выборов оценил положительно / Фото Н. СОЛОВЬЕВА

- Абсолютно на виду у всех наблюдателей считался каждый бюллетень, называлось количество голосов за каждого кандидата, - сказал Семенов. - И самое главное - после первой же нашей просьбы для всех наблюдателей были отксерокопированы протоколы и лично вручены. Копию протокола разместили на информационном стенде. Тот факт, который вы привели… тут или какой-то технический нюанс, или кто-то из наблюдателей должен официально оформить свою претензию. Очень важно любой вопрос на выборах не просто проговаривать. Их всегда нужно официально фиксировать. Если предполагаемое нарушение не зафиксировано, очень сложно по нему дальше работать.

В целом наблюдатели СНГ, приехавшие из Челябинской области, ход выборной кампании в Костанайской области оценили положительно. Мы предприняли попытку узнать мнение у наблюдателей от миссии ОБСЕ, которых  встретили на участке в школе-лицее № 1. Представители Швеции и Азербайджана от комментариев воздержались. Сказали, что это сделает руководство миссии на пресс-конференции в Нур-Султане.

10-го числа мнение было озвучено. Отмечалась хорошая подготовка к выборам и рекордное число кандидатов, однако, заявили в ОБСЕ, «во время кампании выражалось мало критических взглядов. Выборы прошли в политической среде с доминированием правящей политической партии и в подавляющей критические мнения атмосфере. В то же время нарушения в день выборов и пренебрежение формальными процедурами означали, что честный подсчет голосов не гарантирован.

 Пойдем по китайскому пути?

Был ли факт, замеченный нами на участке № 62, единичным или носил системный характер, сказать сложно. В Костанайской области голосование шло на 782 избирательных участках, оценить их работу в этом плане невозможно. Но разве не такие случаи рождают общее недоверие к официальным итогам выборов и подпитывают радикальных противников существующей власти? А они в эти дни дали о себе знать достаточно ощутимо.

9 июня в Нур-Султане и Алматы за участие в акциях протеста задержали около 500 протестующих / Фото «Радио «Азаттык»

По информации пресс-службы МВД, 9 и 10 июня в нескольких городах Казахстана за проведение несанкционированных акций арестовали около 700 протестующих, из которых примерно 550 привлечены к административной ответственности. В полицейском ведомстве заявили, что эти выступления были организованы представителями запрещенной судом организации ДВК с целью «дестабилизировать общественную ситуацию во время выборов».

Какие бы цели ни ставили организаторы подобного рода действий, напрашивается вывод, что после ухода Назарбаева с поста главы государства в Казахстане начинает складываться новая политическая ситуация. Накопившийся протест будет и дальше искать выход на публичную арену, и президенту № 2 с этим придется что-то делать.

К чести Токаева, он толерантно оценил действия протестующих и пообещал создать Комитет общественного согласия для решения накопившихся общественных проблем. Другое дело, устроит ли такой подход радикалов? Им нужен уход всей команды Назарбаева. Кого хотят привести к власти эти люди, пока не ясно. Известно лишь имя человека, который, пребывая за рубежом с большим багажом заочно полученного тюремного срока, мечтает возглавить Казахстан.

В конечном счете в казахстанских условиях выборной системы для прихода к власти наличие реального лидера, пользующегося поддержкой основной массы электората, - условие обязательное. После 9 июня, вполне возможно, что эту роль на себя будет примерять Амиржан Косанов. Например, в Мангистауской области он получил 32,7% голосов. В его пользу, очевидно, сработал тот факт, что еще в 2012 году он проводил несанкционированные акции в защиту жертв жанаозенской трагедии, за что и был лишен свободы на 15 суток. У Косанова пока нет своей партийной опоры, и в этом плане в политическом спектре Казахстана пока свободна ниша национал-популистов. В прошедшей кампании он сделал крен в эту сторону, однако там сейчас слишком много внутренних проблем.

Есть другой способ смягчить протестный фактор - выделять больше средств на реализацию социальной направленности государственных программ. Токаев этот путь предпочел политической реформе. Вполне возможно, что у него что-то получится. Некоторые эксперты прогнозируют, что он может баллотироваться и на второй срок. Если это так, то у социальной направленности его выборной программы есть хороший мотив для исполнения. Возможно, он вспомнит о своей работе в Китае и начнет перенимать их опыт.

  Что вы ждете от нового президента Казахстана?

 Сергей БОГАТЫРЕВ, председатель областного филиала ОСДП:

- Главное, чтобы все социальные программы, которые до этого работали, сохранили и совершенствовали их. Чтобы не стало хуже. Ждать от Токаева политических реформ не приходится. Что он обещал создать специальный орган для налаживания диалога с обществом, то важно, кто в него войдет. Раньше такие советы, комитеты уже создавали, и эффект от них был никакой. Сильно сомневаюсь, что и на этот раз что-то получится. Как и какие-то серьезные изменения в борьбе с коррупцией. Ниже опускать планку в этой работе уже не получится, а если что-то и будет изменяться в лучшую сторону, то я только за.

 Екатерина СМЫШЛЯЕВА, депутат областного маслихата:

- Сейчас звучит много предложений по поводу возможных изменений. Вопрос в том, насколько сильно нужно что-то менять, и вообще, надо ли? Если мы уже выбрали определенную стратегию, какой смысл поворачивать в противоположную сторону. То, что президентом избран человек, работавший в команде предыдущего главы государства, знает его курс, - это, на мой взгляд, правильно. Поэтому ожидаю продолжения социальной политики и то, что Токаев свой дипломатический опыт будет использовать для развития международных связей и привлечения иностранных инвестиций для развития Казахстана. Протесты, которые наблюдались в дни голосования, - это проявление третьей силы. Я убеждена, что мы имеем дело с вливанием средств из-за рубежа. Размеры этих протестов напрямую корригируются количеством средств, вливаемых из-за рубежа. Можно заметить, что объем грантов для различных общественных институтов и НПО на территории Казахстана в последнее время резко увеличилось. Начали заходить сюда британские фонды, чего раньше не было. Все зависит от денег и технологий, которые используются для организации толпы. Ведь у этих протестов нет конструктивных требований, нет лидера. Это путь в никуда, протест «против всех». Думаю, что у нового президента хватит власти и дипломатического умения для сдерживания вмешательства извне.

 Ибраш ЕСТАЕВ, руководитель крестьянского хозяйства «Естаев» (Костанайский р-н):

- Мне понравилось, что Токаев обещал не продавать землю иностранцам. Земля должна принадлежать людям, которые на ней живут. Теперь нужно только создать условия, чтобы аграрии со своей продукцией могли свободно выходить на внешние рынки. Приезжал к нам замминистра сельского хозяйства и говорил, что в будущем, возможно, государство не будет субсидировать сельское хозяйство. Для подъема села в последнее время многое сделано, и у кого-то появились свободные средства, поэтому они могут не нуждаться в государственной поддержке. Но я был в Америке, Канаде, Австралии, везде село получает субсидии на культуры, которые пользуются спросом. Надеюсь, и наше государство разбогатеет настолько,  что денег на поддержку села хватит. Потому что в любое время хлеб будет всему голова.

 Петр СВОИК, политический аналитик (Алматы):

- После этой кампании Касым-Жомарт Токаев, на мой взгляд, во многом отрезвел. Он понял, что «вляпался» в ситуацию, которую не предполагал. Выборы ему были необходимы, но они его ослабили политически. Наблюдатели ОБСЕ оценили эти выборы, как никогда, низко. Со стороны этой организации в истории Казахстана еще никогда не было таких жестких оценок. Рухнула как оппозиция, так и провластная часть политиков. Амиржан Косанов перечеркнул имидж оппозиции настолько, что от нее никого, кроме Аблязова за рубежом, не осталось. У «Ак жола» полный провал, а у КНПК -  тройной провал. То есть победитель получил негативную оценку от международных наблюдателей, а остальные участники потеряли лицо. Токаев хотел сгладить ситуацию и объявил о создании органа по общественному диалогу, но его работу не на чем строить. Там и власти некого включить в него кого-то авторитетного, и с другой стороны некого включать. Что-то он изобразит, но все это будет без последствий. Людям вообще другое нужно. Если говорить образно, нужно строить новое здание, но Токаеву придется вернуться к старому сооружению. Можно бы и его капитально отремонтировать, но для этого нет ни материалов, ни «бабок».