Стоят грязные и прячутся за столбами

Артём МАРУСИЧ

«НГ» оценила ситуацию с дорожными знаками и разметкой в Костанае

Поводом для двухдневного рейда «НГ» стало недавнее сообщение проектного офиса «Қостанай - адалдық алаңы» о том, что они планируют совместно с департаментом полиции сделать улицы удобными для жителей города.

Бравое начало

Пресс-служба департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции обратилась к костанайцам с предложением присылать информацию о дорожных знаках, мешающих движению транспорта и пешеходов. 3 апреля представители проектного офиса вместе с полицейскими посетили несколько мест, о которых за пару дней сообщили горожане.

Знак «Стоп-линия» на перекрестке Каирбекова и Гагарина полностью залит грязью

- У нас уже 6 письменных заявлений и несколько звонков, присылают подробное описание проблемы, включая карты, - рассказала «НГ» руководитель проектного офиса «Қостанай - адалдық алаңы» Анжела АЛЬЖАНОВА. - Совместно с сотрудниками отдела ЖКХ акимата Костаная и административной полиции мы отработаем эти замечания. У отдела ЖКХ есть план по установке дорожных знаков, мы хотим предложить коррективы в этот план.

Первой точкой в маршруте стала автобусная остановка в микрорайоне Аэропорт. Возле нее нет соответствующих знаков, пассажирам приходится выходить из автобуса прямо в грязь, а водители легковых автомобилей жалуются на расположение остановки. Она размещена рядом с перекрестком, поэтому автобусы закрывают обзор.

- Граждане просят, чтобы переместили остановку, - отмечает руководитель управления профилактики коррупции департамента по делам госслужбы Рустем БОЛАТ. - Тут находится трансформатор, прямо напротив него - остановка, рядом еще одна, водителям ничего не видно, это создает дискомфорт местным жителям.

Следующей точкой маршрута стала остановка «Лесоторговая база» по улице Карбышева. Жители жаловались на то, что расстояние между знаками «Пешеходный переход» на обеих полосах движения - около 50 м. Люди не понимают, где им переходить дорогу.

Между тем знаки пешеходного перехода должны быть установлены с двух сторон пешеходного перехода, а тут по одному. Установка односторонних знаков - видимо, дань экономии, за которую часто приходится слишком дорого платить.

Подземным пешеходным переходом по Каирбекова не пользуются даже полицейские

- При выявлении недостатков в улично-дорожной сети города сотрудники дорожно-технической инспекции выдают предписание в отдел ЖКХ, - рассказал о системе взаимодействия структур инспектор административной полиции УП Костаная Магжан ОЛЖАБАЙ. - Если оно не выполняется в течение трех дней, мы можем привлечь к административной ответственности. Но таких случаев еще не было. В этом месте несоответствий нет, но мы рассмотрим возможность установки дополнительных знаков.

Поступила жалоба и на знак «Стоянка запрещена» возле спорткомплекса «Динамо» по улице Толстого. По словам горожан, на этом месте часто приходится парковать автомобиль, привозя детей в спортзал. Как пояснил Магжан Олжабай, знак позволяет останавливаться под ним на пять минут и выходу детей из автомобиля не мешает. Тем не менее и этот вопрос обещали рассмотреть.

Оценка проблемы

Вопросы безопасности дорожного движения не раз поднимал член республиканской специальной мониторинговой группы при АГДСПК общественный деятель Алдан МЕНКЕЕВ, в том числе он озвучивал проблему на отчетной встрече акима Костаная Кайрата Ахметова с горожанами в феврале этого года.

- В ДТП у нас почти ежемесячно погибают люди, и я вижу причины, - заявлял тогда Менкеев. - Дорожные знаки не отражают свет, они не соответствуют стандарту, отсутствует дорожная разметка, она держится неделю, тоже не светоотражающая.

На перекрестке Тауелсиздик и Майлина установлены два знака «Уступи дорогу» в метре друг от друга

Слова о гибели людей на дорогах не были преувеличением. Так, к примеру, в 2016-м и 2017 году, по сообщению пресс-службы департамента полиции, на дорогах Костаная погибли 11 и 13 человек соответственно.

- 90-95% знаков в городе в ночное время абсолютно не видно, - считает Менкеев. - А по разметкам: у нас простая краска, которая сходит по весне вместе со снегом каждый год. Замакима Костаная собрал рабочую группу, он вызвал организации, которые занимаются установкой знаков. ЖКХ с этим согласилось: будут менять все. Но когда это будет?

Качественные светоотражающая краска и знаки стоят дороже, но попытка на них экономить напрямую влияет на безопасность дорожного движения. Подход к решению проблемы должен быть системным.

- Нужно идти по каждой улице и менять все знаки, приводить их в порядок, - считает Менкеев. - У нас сколько знаков в городе? Может, 5 000, не знаю. Если будем вот так по каждому знаку ездить - ни у кого сил не хватит.

Конкретные примеры

Односторонние знаки «Пешеходный переход» широко представлены на недавно отремонтированном проспекте Кобланды батыра. В этом мы убедились, проехавшись вместе с Алданом Менкеевым по городу, чтобы оценить «знаковое хозяйство» Костаная. И если водители, подъезжая к пешеходному переходу, могут увидеть хотя бы один знак, то пешеход, подходя к переходу, не видит их вообще, так как оба знака повернуты к нему «жестью», а разметка отсутствует.

Знаки на пересечении улиц Гвардейской и Рудненской

Сворачиваем с улицы Карбышева на Гвардейскую, проезжаем чуть более 500 метров. За перекрестком с улицей Рудненской видим на фонарном столбе знак «Запрещается движение грузовых автомобилей». На самом перекрестке отсутствуют знаки «Направление движения для грузовых автомобилей». С перекрестка его можно легко не заметить и, проехав, уткнуться в него, как в стену, а дальше пытаться развернуть свой грузовик или нарушать.

На этом же перекрестке видим следующую популярную категорию - знаки, спрятанные за столбами, деревьями и... другими знаками. Установленный знак «Главная дорога» закрывает около четверти знака «Пешеходный переход».

Проезжаем по Гвардейской еще 400 метров до перекрестка с улицей Садовой. Здесь знаки установлены таким образом, что, если ими руководствоваться, завершая переход дороги, человек может оказаться на проезжей части ул. Садовой.

Еще через 300 метров Гвардейская заканчивается, упираясь в улицу Баймагамбетова. Если судить исключительно по знакам и разметке, которых тут нет и в помине, пешеходных переходов на этом перекрестке тоже нет.

С Баймагамбетова уходим на Алтынсарина и через 600 метров оказываемся на перекрестке с ул. Хакимжановой. Тут мы видим уже знакомую нам категорию застенчивых знаков - это те, что предпочитают прятаться от взора водителя. Ветви скрывают знаки «Уступи дорогу» и «Пешеходный переход».

На этом же перекрестке замечаем еще одну категорию знаков - физически опасных. Сантиметров 20 знака «Стоп-линия» просто выпирает на проезжую часть. Вписаться в такой вполне возможно. Кстати, часто аналогичные знаки располагаются настолько низко, что их буквально заливают грязью проезжающие мимо автомобили. Полностью нечитаемый знак мы нашли на следующий день на перекрестке улиц Каирбекова и Гагарина.

Знак «Пешеходный переход» на перекрестке Баймагамбетова и Леонида Беды закрыт светофором

Проезжаем еще 500 м по Алтынсарина до перекрестка с ул. Леонида Беды. Знак «Пешеходный переход» прячется за столбом, светофором и знаком «Слепые пешеходы». При этом сам он закрывает собой часть светофора. Как такое могло вообще получиться, остается загадкой, разве что знаки либо светофор на этом перекрестке устанавливали те самые слепые пешеходы.

Богатый центр

Наша воскресная экскурсия закончилась на пересечении улиц Гоголя и Алтынсарина, где перед городской школой детского творчества нам открылась новая категория знаков, которую можно назвать «Нехай стоить, щоб було».

Так стенд со знаками «Внимание, дети!» и «Ограничение скорости 40 км/ч» скрывает за собой старый, прикрученный к опоре рекламного щита, аналогичный знак «Ограничение скорости 40 км/ч».

Подъезжая с Майлина к Тауелсиздик, мы заметили сразу два знака «Уступи дорогу». Буквально в трехстах метрах в сторону центра проезд через двор тоже был закрыт двумя знаками «Движение запрещено». На перекрестке с улицей Алтынсарина на одной стороне дороги в метре друг от друга стоят два знака «Внимание, дети!», один из которых, кстати, покрыт светоотражающей пленкой и, скорее всего, установлен сравнительно недавно. Оба стоят в ряд с еще одним знаком «Пешеходный переход». Все три установлены на разных столбах и с определенного ракурса немного перекрывают друг друга.

На улице Тауелсиздик многие знаки имеют светоотражающую поверхность. Но вот с их размещением дела обстоят не лучшим образом. На перекрестке с пр. Абая дополнительную секцию светофора закрывает знак «Пешеходный переход» и фонарный столб.

Без знаков

Волнует тема безопасности дорожного движения и читателей «НГ». На редакционный WhatsApp периодически приходят сообщения, свидетельствующие об этом.

Из обращений читателей. На днях нам сообщили, что у ГДЮСШ по ул. Гоголя отсутствует даже элементарный пешеходный переход. Это несмотря на то, что в спортивной школе занимается много детей, а рядом находится детский сад.

В надземном переходе по улице Гашека до сих пор не работают лифты

Мы зашли в гимнастический зал школы и спросили у родителей, ожидающих своих детей, не мешает ли им отсутствие знаков «Пешеходный переход». Мешает, дружно подтвердили они. Кое-кто уже получал предупреждения и штрафы за переход дороги в неположенном месте. А положенное в сколь-нибудь удобной доступности отсутствует.

- Сейчас я вожу ребенка, а вот как дети постарше там сами ходят, даже не представляю. А ведь подрастет, будет сам ходить. Я очень переживаю, - поделилась с «НГ» Дарья КУДРЯШОВА. - Мы ходим утром, когда еще машин мало, но вечером там не пройти, все люди едут домой с работы, движение очень сильное. Знаков там нет. Ждут, когда кого-нибудь собьют? Переход там очень нужен.

В проблему превратились подземные и надземные пешеходные переходы. Поскольку они есть, переходить дорогу традиционным способом незаконно. Естественно, на дорогах нет ни разметки, ни знаков. Но пешеходы поверху двигаются довольно активно.

Мы подъехали к подземному пешеходному переходу по улице Каирбекова, который находится между супермаркетом «Солнечный» и средней школой № 9. Как и в прошлом году, всего за 5-10 минут нам удалось заметить несколько человек, переходящих дорогу поверху, нарушая правила.

Пешеходный переход через Гвардейскую заканчивается на проезжей части улицы Садовой

Если в прошлом году это были люди с сумками, беременные и женщины с детьми на руках, то в этом году решили, что ступени - это слишком, пожилой хромающий мужчина, беременная женщина и... сотрудник полиции. Можно сколько угодно штрафовать нарушителей, но нельзя не признать, что пользоваться альтернативными переходами совершенно не под силу маломобильным группам граждан. Они просто на них не рассчитаны. В подземный переход нереально спуститься человеку с ограничениями в движении, мамочке с коляской.

В единственный надземный на улице Гашека ни за что не подняться тем же категориям. И хотя у перехода предусмотрен лифт, толку от него нет. Недоступным для маломобильных граждан, судя по всему на долгое время, стал парк 25-летия Независимости. Спустя год к лифтовым кабинам нет подъезда, а двери в них все еще закручены на болты.Что-то подсказывает, что, даже если лифты в этих переходах заработают, это ненадолго. При любой поломке стоять они будут годами. Как быть? Наверное, привести альтернативные переходы в соответствие с нормами. Возможно, в таких местах в шаговой доступности нужно располагать стандартные переходы.

- Это все зависит от местного исполнительного органа, - прокомментировал ситуацию «НГ» начальник отделения дорожно-технической инспекции города Костаная Нурлан БЕЙСЕКЕЕВ. - Мы только согласуем законность. Если они дополнительные финансовые средства выделят, то сделаем на Каирбекова пешеходный переход, но только со светофором, так как там школа и 4 полосы движения.

Что касается знаков и необходимости навести с ними порядок, то еще не поздно сообщить, где этот порядок, по-вашему, нужнее всего. Всю информацию о подобных фактах будут аккумулировать в проектном офисе «Қостанай - адалдық алаңы». Сообщения от граждан вместе с фотоматериалами и обоснованием своего мнения принимаются на странице департамента в Facebook, по электронной почте qostaa@mail.ru. Справки по телефону 54-46-24.