Состояние ежедневной экстренности

Елена ПИКЕЛЬНАЯ

Все процессы автоматизированы - на таких принципах строится работа центра крови

О том, что нужно знать о донорстве тем, кто хочет и может делиться своей кровью с нуждающимися, рассказывает директор Костанайского областного центра крови (ОЦК) Елена ИОСИПЕНКО.

 

Все процессы в центре крови автоматизированны / Фото Николая СОЛОВЬЕВА

- Елена Степановна, раньше было так: чем больше доноров, тем лучше, и добровольное донорство всячески поощрялось. Сейчас есть потребность в массовом донорстве?

- Забор крови в ОЦК проходит планово. Но при этом состояние экстренности у нас каждый день. Мы идем на работу и не знаем, что же будет сегодня, какая группа крови будет более востребована. Ситуация с потребностью в крови может резко меняться в течение дня, даже часа. Все определяется контингентом больных, которые поступают в стационары и нуждаются в переливании. Предвидеть, кровь каких групп и в каком количестве понадобится, просто невозможно. И донора с редкой группой крови не всегда удается вызвать в любой момент. По правилам между кроводачами должно пройти не менее 56 дней. Даже если пройдет 55 дней, донору будет отказано. 

- И в самых экстренных случаях нельзя обойти это правило и разрешить дачу крови до окончания периода восстановления?

- Этот процесс управляется автоматически, человеческий фактор исключен полностью. За всем этим следит и управляет компьютерная программа, начиная от регистратуры и заканчивая процессами обработки и выдачи  компонентов крови. Программа не допустит нарушения сроков, даже если мы попытаемся это сделать. Все сведения о донорах хранятся в базе общереспубликанской программы INFO DONOR, и система следит за соблюдением всех критериев вне человеческого участия. Претендент на кроводачу (потенциальный донор) проверяется программой «Антидонор», в которую внесены данные, касающиеся абсолютных противопоказаний к донорству: положительная реакция на инфекционные маркеры ВИЧ, вирусных гепатитов, заболевания сифилисом, бруцеллезом. Программа постоянно пополняется данными из противотуберкулезного, кожно-венерологического, наркологического диспансеров, психиатрической больницы, областного центра СПИД. То есть пациент идет на первичное лабораторное тестирование, на осмотр к доктору только при разрешении  информационной системы, в дальнейшем на каждом этапе его данные заносятся в программу INFO DONOR, включая вид донации. После забора кровь обследуется. Наша лабораторная служба оснащена автоматизированными комплексами для клинических, биохимических, серологических, иммунологических и бактериологических исследований. Диагностика инфекций проводится на автоматических иммуноферментных анализаторах закрытого типа. При таком продуманном технологическом процессе исключается ошибка под названием «человеческий фактор», и люди нам нужны подготовленные. После заготовки кровь разделяется на компоненты: эритроциты, плазму, тромбоциты. Обследованные компоненты крови хранятся и выдаются медицинским организациям для переливания пациентам строго по заявкам. В связи с особенностями технологического процесса есть компоненты крови, которые можно хранить в замороженном состоянии несколько лет и создавать запас. Тогда как тромбоциты, имеющие строго ограниченный срок хранения (не более 3-5 дней), требуют специальных условий для сохранения лечебных  свойств. Запасы ОЦК поддерживает, чтобы в случае экстренной необходимости, по первому требованию, выдать необходимые продукты крови.

 

Елена Иосипенко: «Ситуация с потребностью в крови может меняться в течении дня» / Фото Елены ПИКЕЛЬНОЙ

- Это значит, что сама потребность в авральных заборах крови отпадает?

- В последние два года у нас поменялись принципы работы. Раньше в Республиканском центре крови в Алматы осуществлялось производство препаратов крови. Неиспользованные компоненты крови передавались туда для производства альбумина. Сейчас их передавать некуда. Это  производство практически закрыто. К тому же с 2018 года, когда  медицинские услуги стали оплачиваться Фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС), финансирование идет из республиканского бюджета, а не из местного, как это было раньше. И, согласно договору с ФОМС, финансирование осуществляется не по заготовленной, а по выданной в медицинские организации продукции. Следовательно, работа центра крови теперь ориентирована на заявки  медорганизаций. В свою очередь, медицинские организации тоже не могут знать, сколько и какие компоненты им могут понадобиться, сколько будет больных, нуждающихся в переливании крови. При этом все больницы, осуществляющие трансфузионную помощь, предоставляют заявки на год заранее (в ноябре-декабре) с учетом  фактических затрат предыдущего года. Но ведь ситуация в течение года с потребностью в крови определенных групп может сложиться несколько иначе. Эти особенности доставляют определенные трудности в планировании. Такова в общих словах ситуация на сегодняшний день. Экономические законы действуют во всех сферах, и здравоохранение - не исключение из правил. Выдача в медицинские организации производится с целью переливания конкретному пациенту и с целью создания запаса основных компонентов крови для оказания экстренной  помощи. В Костанайской области на основе статистических данных и многолетнего практического опыта сложились представления об общем объеме запаса необходимых компонентов. У нас в области 34 медорганизации оказывают трансфузионную помощь, из них 31 имеет кабинеты для резервного хранения. Частные клиники запаса крови не имеют, экстренной помощи они не оказывают. В случае необходимости они имеют возможность использовать компоненты банка центра крови.

В медучреждениях государственного сектора, учитывая круглосуточный характер их работы и то, что помощь оказывается и экстренная, и плановая, имеется запас всех групп крови. В планировании нельзя ошибиться: дефицита (к примеру, ситуации с редкими группами крови) важно избегать, как и излишков, другими словами - убытков предприятия. Все неиспользованные в срок компоненты подлежат утилизации. 

Сейчас часто информация о том, что кому-то нужна кровь, мгновенно распространяется посредством соцсетей. И люди откликаются, не проверив, так ли это на самом деле. А придя к нам с самыми благородными намерениями и получив отказ, многие не сдерживают раздражения. Человека можно понять, он отпросился с работы, потратил деньги и время на дорогу, с огромным желанием оказать посильную помощь, а ему отказывают. Помните, что такие просьбы часто пишут находящиеся в состоянии паники родственники пациентов, а на самом деле может быть, что все необходимые продукты для помощи имеются или помощь уже оказана.

Поэтому просьба ко всем желающим стать донором в экстренных случаях: прежде чем идти в центр крови, справьтесь о потребности в этом на нашем сайте donor-kostanay.kz или позвоните в донорское отделение по телефону 26-62-74, или приемную 26-63-06 (доп. 122), вас обязательно проконсультируют.