«Привыкли мыслить стереотипами»

Евгений ШИБАРШИН

Историк Еркин Абиль - о природе самодержавия и значении любви в политике

Фильм «Золотая Орда» вызвал немало споров по поводу его исторической достоверности. В титрах сообщалось, что в сериале «сюжет и герои являются плодом авторской фантазии», поэтому дискутировать о степени его реалистичности нет смысла. Но интересно узнать мнение специалиста, как около 240 лет татаро-монгольского ига сказались на истории народов, живущих на этой территории. Об этом мы поговорили с ректором Костанайского государственного педагогического университета, доктором исторических наук Еркином АБИЛЕМ.

Влияние Орды преувеличено

- Еркин Аманжолович, некоторые историки считают, что Золотая Орда стала основой для создания Российской империи и формирования сегодняшнего евразийского пространства. Эти выводы обоснованны?

Еркин Абиль считает, что на формирование самодержавия в России больше повлияла на Золотая Орда, а византийство / Фото Николая СОЛОВЬЕВА

- О роли Золотой Орды в русской истории и в истории Евразии до сих пор много споров. Начались они еще в 19-м веке. Одни говорили: Золотая Орда -  тормоз в развитии России, другие утверждали, что Россия - наследница Золотой Орды. Здесь спорных моментов очень много. Думаю, ее влияние на выбор исторического пути России сильно преувеличено. Ведь географическое положение, специфика ландшафта не оставляли особого выбора в экспансии на Запад или на Восток. Домонгольское и постмонгольское развитие России сильно отличалось от политических практик ордынцев. Домонгольская Русь - чисто раннефеодальное европейское государство. Без особого отличия от ранней Франции или скандинавских стран.

- Исследователи отмечают, что в русских княжествах в то время были даже демократические формы правления: народное вече, собрание бояр и дружин...

- Понятие «демократическое» у наших историков растяжимое. В нашем случае, скорее, подходит - «олигархическое». Там существовало сословное деление. Классическое греческое понимание демократии означало «демократия только для знати». Такое в русских княжествах присутствовало. Где-то - в большей степени, а где-то - в меньшей. В зависимости от социальной базы. Где большее влияние торгового и ремесленного люда, там было больше олигархической демократии (Новгород, Псков). Там, где у этой прослойки влияние было меньше (Киев), доминировала военная аристократия - князья и дружины. Так и в Западной Европе было. И там опора делалась на сословия воинов, купечества и ремесленников. В России если и были какие-то отличительные нюансы, то они связаны только с большими пространствами, меньшими площадями пахотных земель и системами управления.

Золотая Орда сильно отличалась от постмонгольской Руси. В Золотой Орде доминировали кочевники и торгово-купеческая верхушка. Отсюда - имперский характер устройства государства, важность дли них торговых путей и в основе войска - племенное ополчение. Там, где племенное ополчение, там правящая верхушка - родовая знать.

В русских княжествах какие-то внешние атрибуты, может, и заимствовались в постмонгольскую эпоху, но только внешние. Например, система приказного управления (приказы - органы власти - ред.) при Иване Грозном. Если говорить о культуре, об одежде, они, безусловно, заимствовались. Сама же система политического управления, начиная с Ивана III, была европейская. Больше даже - византийская.

Как создаются империи

- Существует мнение, что как раз в имперский характер Золотой Орды и уходят корни российской империи, не способной существовать без самодержавия. Воздействие политической практики Орды якобы оказалось настолько сильным, что элементы самодержавия воспроизводились даже в единоличном управлении «советской империей», которые затем  трансформировались в авторитарные режимы некоторых постсоветских республик.

- Не стал бы связывать это явление с Золотой Ордой. Ее система политического управления мало изучена. Люди связывают самодержавие с Золотой Ордой, потому что об этом государстве у нас много мифов. Внешние формы российского самодержавия, возможно, заимствованы у Золотой Орды, но большее влияние на формирование имперского характера оказало византийство. В конце XV века система управления Византии хорошо ложилась на ту историческую эпоху. Тогда Иван III стал наследником Византийской империи, женившись на представительнице правящего рода в Византии.

В это же время создается дворянство как социальная основа будущего самодержавия. Тогда же возникает и поместное войско, чего в России не было, и создается Судебник (свод законов - ред.). Чтобы кормить новую социальную силу, начинают закрепощать крестьян. Крепостническая Русь окончательно оформилась при Екатерине II, но складывалась она под знаменем византийства. Ничего похожего на крепостничество и дворянство в Орде не было. Хотя внешне ордынские институты и атрибуты правления были до Петра I.

- После распада Золотой Орды на этой территории образовались самостоятельные ханства. Почему русские князья не стали развивать торговлю с Западом, а повели войска на Восток? Может, именно тогда и был упущен шанс «стать Европой»?

- В современном мире при современных технологиях завоевание чужих территорий для процветания своего государства не нужно. При средневековых технологиях, чтобы удовлетворить постоянно растущие потребности элиты - основного слоя в управлении государством, требовалось расширение территории. Те же монголы, чтобы увеличить, как сейчас говорят, налогооблагаемую базу, с которой они получали сверхдоходы, исторически были вынуждены вести завоевательные войны. 

У Ивана Грозного, при котором Русь начала превращаться в империю, первоначально были устремления западные. Но он столкнулся с тем, что в такой же ситуации находилось и польско-литовское государство. В тот момент оно было сильнее Московского государства. Поэтому Ливонская война, попытка выйти на Балтику, для Ивана Грозного успехом не увенчалась. Он начинает более успешную кампанию на Востоке. Дворянство-то надо было кормить. После завоевания Казанского ханства эти земли поделили между ними.

Потом начали развивать торговлю с Англией. Купечество стало крепнуть. Что Россия могла продать Европе? Воск, пеньку, пушнину. За дешевой пушниной повели войска в Сибирь. Так создавались и другие мировые империи.

С соседом нужно дружить

- Из всех ханств, оставшихся на обломках Золотой Орды, самостоятельность дольше всех сохранило Казахское ханство. Его правители оказались более гибкими в отношениях с могущественным северным соседом?

- Я не очень верю в особенности национального характера, в комплементарность, в склонность народов «к вечной дружбе». То, о чем вы говорите, диктовалось исключительно условиями, которые тогда были. Казахское ханство в прямом смысле - осколок Золотой Орды. Сами правители не называли себя «казахскими ханами». Это мы их так задним числом называем. Они считали себя ханами Дешт-и-Кипчака. «Золотую Орду» начали употреблять, когда это государство уже перестало существовать.

Здесь важно упомянуть о политической борьбе, которая происходила внутри Золотой Орды. Это не только борьба за трон. Там были сторонники меньшей централизации государства, за что боролась верхушка кочевников, и сторонники  большей централизации, за что ратовали представители торговцев. Деление, конечно, условное, но в распаде Золотой Орды эти политические линии сыграли немаловажную роль. И в казахском ханстве шла такая же борьба. Например, первые казахские ханы всерьез были настроены восстановить могущество Золотой Орды. Хакназар хан даже предпринял военный поход в сторону Поволжья, считая, что там сердце Золотой Орды. Но, чувствуя, что эта территория уже закрепилась за Россией, вынужден был пойти на дипломатический контакт. Поскольку русская территория входила в Золоту Орду в качестве одного из улусов, казахские ханы не считали Русь особой заграницей. К тому же с сильным соседом лучше дружить, чем воевать.

- С тех времен прошло несколько веков, но в Западной Европе до сих пор еще воспринимают территорию от Вислы до побережья Тихого океана как Татарию, в которой живут «варвары». Это потому что Русь в составе Золотой Орды утратила связи с Западной Европой и теперь «варваров» на Западе не ждут? Или работают причины экономического порядка?

- Причины, безусловно, экономические. Я не верю в какие-то цивилизационные, глубинно-психологические различия. Для французов поляки в то время были варварами, для поляков московиты считались варварами. Никто никого нигде не ждет. Людям легче мыслить стереотипами, поэтому у народов исторически сложились свои стереотипы в восприятии друг друга, и они сегодня дают о себе знать.

- В фильме «Золотая Орда» параллельно интригам у трона правителей показана «интернациональная» любовь, ради которой герои готовы идти на смерть. Создатели фильма, наверное, этими историями хотели сказать, что мир спасет не политика, а любовь?

- Не знаю, что хотели сказать авторы фильма, но подозреваю, что подобные чувства людьми тогда обуревали. Например, Узбек хан отдал свою сестру Кончаку в жены князю Московскому, после чего она приняла христианство. Что касается любви, которая может объединить народы, я не столь романтичен, как создатели сериала «Золотая Орда». Известно, что от любви до ненависти один шаг. В современном мире объединять народы может, скорее, взаимовыгодное сотрудничество.

Досье «НГ»

Абиль Еркин Аманжолович родился в 1969 году в Мендыкаринском районе. В Карагандинском госуниверситете получил специальность «преподавателя истории и общественных дисциплин». Работал в Карагандинской высшей школе милиции, затем - в Костанайской академии и КГУ. С 2009 года - в Костанайском пединституте (сейчас - педуниверситет): проректор, ректор. В 1996 году защитил кандидатскую диссертацию, в 2009 - докторскую. Написал около 200 научных трудов, более 20 книг. Женат, имеет сына.