Комариные укусы против подрядчиков

Ольга ЛИХОГРАЙ

По мнению экспертов, погоня за освоением средств вредит качеству ремонта дорог 

Специалисты РГУ «Костанайжоллаборатория» на аппаратном совещании в облакимате 26 июня рассказали о результатах выборочной проверки ремонтируемых городских улиц и областных трасс. Плохое состояние  объездных дорог, грубые нарушения при укатке асфальтобетонной смеси, образование просадок и колеи - вот далеко не полный список замечаний экспертов. Но все они останутся на бумаге. Лаборатория не может привлечь к ответственности заказчика работ, подать в суд на подрядчика и заставить его переделать явный брак.

«Можем только сообщать»

Как отметил директор РГУ «Костанайжоллаборатория» Ескандер КУАНЫШПАЕВ, в этом году эксперты сделали упор на исследование качества используемых материалов при ремонте дорог в Костанае и Костанайском районе.

 Ескандер Куанышпаев посоветовал переходить на ЩМА, но поддержки не нашел

- По дорогам областного центра и Костанайского района было сделано 24 выезда, - сообщил он. - Отобрано 115 проб дорожно-строительных материалов. Три пробы находятся в стадии испытаний, 13 проб не отвечают требованиям нормативных документов, 13 проб запрещены для применения. Выявлено 15 замечаний, информации по их устранению не поступало.

На ул. Козыбаева в Костанае лаборатория выявила грубое нарушение технологии ямочного ремонта: укатка горячей асфальтобетонной смеси на проезжей части велась с помощью тротуарного катка. Получается, что заказчик работ - отдел ЖКХ горакимата - не контролировал технологию производства работ и наличие необходимой дорожно-строительной техники у подрядчиков.

 

После укладки асфальта эксперты уже не смогут выяснить - устранены нарушения или нет

На подъездной дороге к кладбищу в п. Затобольск, где делали средний ремонт, отсутствовала подгрунтовка основания перед укладкой асфальтобетонного покрытия. После устного и письменного замечаний подрядчик - ТОО «Акжан және біз» - все равно продолжил работы без подгрунтовки.

Во время проверки качества среднего ремонта улиц микрорайона Восточный в Затобольске подрядчик - ТОО «Вакхстрой» - вел укладку асфальтобетона с просадками и образованием колеи. В некоторых местах качество уплотнения основания не соответствует требованиям нормативных документов. В лаборатории сделали вывод, что устройство асфальтобетонного покрытия производилось с грубым нарушением технологии производства работ и требований технической спецификации. В частности, на момент проверки не выполнялась подгрунтовка битумом или битумной эмульсией основания из ЩПЦС.

Корреспонденты «НГ» побывали на всех трех участках, о которых говорил Куанышпаев, в тот же день, 26 июня. На всех появился свежий асфальт и все недостатки давно устранены, заверили нас в РГУ «Костанайжоллаборатория».

- Согласно письмам от заказчика, в частности, отдела ЖКХ Костанайского района, на участках дорог которого были выявлены нарушения, все недочеты устранены и дорожное покрытие переделано, - сообщила «НГ» специалист РГУ Наталья ЯКУБА. И добавила: - На улицах Костаная с начала 2017 года мы выявили 17 нарушений. Пока не поступило ни одного письма от отдела ЖКХ акимата Костаная о том, что нарушения устранены. Основные замечания касались асфальта и фракции щебня.

При капитальном ремонте и реконструкции улиц в асфальтобетонной смеси допускается не более 25% щебня лещадной формы (плоской). Однако у многих подрядчиков, латающих костанайские улицы, количество лещадки превышало 33%. Были у экспертов нарекания и на качество битума.

- Специалисты отдела ЖКХ должны были обязать подрядчиков, чтобы те устранили все нарушения, и проконтролировать их устранение, - отметила Наталья Якуба. - Провести повторный контроль, чтобы выяснить - поменяли ли строители щебень или сделали подгрунтовку, мы не можем, когда асфальт уже укатан. Мы можем только сообщать о нарушениях в акимат.

ЩМА вместо ЩПЦС

Как выяснилось в ходе аппаратного совещания, специалисты РГУ «Костанайжоллаборатория» практически никак не могут повлиять на подрядчиков. Так что эффективность таких проверок вызывает большие вопросы.

- У нас нет полномочий подавать в суд на подрядчика или расторгать с ним договор, мы только направляем жалобы на имя заказчика работ, - объяснил Куанышпаев.

- Тогда нужно публично выявлять недостатки в работе подрядчиков. А заказчикам - расторгать с ними договоры, - сказал аким области Архимед МУХАМБЕТОВ. И резюмировал: - Ваши письма и предупреждения - это комариные укусы.

Не поддержал аким области и предложение директора лаборатории - применять при ремонте дорог щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) вместо щебеночно-песчано-цементных смесей (ЩПЦС).

- ЩМА обладает качествами, которые дают ему преимущество перед другими видами асфальтобетона: сдвигоустойчивость при высоких температурах, которая означает способность сопротивляться пластическому деформированию при многократной нагрузке от транспортного средства, - пояснял Куанышпаев. - Шероховатая поверхность способствует хорошему сцеплению с колесом автомобиля. При движении транспорта зерна крупных фракций щебня контактируют между собой, нагрузка равномерно распределяется на значительной площади покрытия. Благодаря этому предотвращается неравномерный износ покрытия и образование колеи.

Мухамбетов заметил, что сам «укладывал ЩМА» и знает, «что это такое».

- ЩМА - это хорошо, но он применяется при температуре воздуха выше 25 градусов, а как мы поймаем такую погоду в нашем северном регионе? Нам нужно изучать и искать другие технологии, которые применяются в регионах со сходным с нашим климатом.

Сначала деньги, потом качество?

Но, похоже, пока подрядчикам не до изучения технологий ближнего и дальнего зарубежья. Куда ни глянь - всюду аврал: и с проведением конкурсов, и на ремонте. Главной головной болью аким области назвал участок дороги Камысты - Денисовка.

 

По словам Андрея Горвата, освоение средств на ремонте дорог пока идет медленно

- Ямочный ремонт запланирован на 15 000 кв. м автодороги, выполнено на 26 июня 2 700 кв. м, - доложил на совещании директор КОФ НК «КазАвтоЖол» Андрей ГОРВАТ. - Запланированное на площади 21 000 кв. м устройство выравнивающего слоя в районе п. Алчановка, недалеко от Лисаковска и на границе Тарановского и Денисовского районов, выполнено на площади 1 800 кв. м. На вышеуказанных работах на автомобильных дорогах республиканского значения работают 1 430 человек, в том числе на время строительного сезона принято дополнительно 535 человек. Срок окончания работ - 20 июля этого года.

Реально ли уложиться в такие сроки с учетом того, что некоторые тендеры на ремонт дорог еще не разыграны, и при этом не потерять в качестве? По мнению экспертов, когда повышается внимание к освоению средств, то внимание к качеству дорог автоматически становится нулевым.

В идеале цепочка контроля над ремонтом улиц должна выглядеть так: заказчик нанимает представителя технадзора, который круглосуточно находится на объекте и контролирует все действия подрядчика. При любых подозрениях он требует сертификата качества на материалы (битум, щебень, песок) и тщательно проверяет сами работы. При необходимости доходит до завода-изготовителя. Но в реальности все не так.

- Большая ответственность за качество ремонта лежит как на заказчике, так и на подрядчике, - считает главный инженер ТОО «Костанайводпроект» Владимир КОЧИН. - Но, к сожалению, ни заказчик, ни подрядчик не доводят процесс контроля до конца. Что касается лабораторий, то они в принципе не могут быть независимыми, потому что их нанимают либо подрядчики, либо заказчики и платят им за это деньги.

Так что пока просвета в качестве ремонта дорог не видно, зато прорех - хоть отбавляй. Впрочем, это не мешает наращивать объемы работ «по всем направлениям», как выразился аким области. Несмотря на то, что в этом году с трудом удается осваивать несколько миллиардов, главным ориентиром в следующем Архимед Мухамбетов уже назвал ремонт дороги Денисовка - Рудный стоимостью... 53 млрд тенге. С таким подходом качество еще долго будет гоняться за освоением средств.