В приеме автоутиля - технический перерыв

Галина ПЕТРЕНКО

В Костанайской области старых машин сдали почти в полтора раза больше квоты

С 21 ноября по 30 декабря длился первый этап пилотной республиканской программы стимулирования сдачи вышедших из эксплуатации транспортных средств «Сдай в утиль и выиграй автомобиль». За это время на двух площадках в Костанайской области было принято 687 старых легковушек: 612 - в Костанае и 75 - в Рудном, где отработал мобильный пункт приема автоутиля. На старте проекта планировалось, что наш регион ограничится 500 машинами.

 Толковый проект

Это второй после Шымкента результат, 6 января прошел розыгрыш призов между участниками областей-лидеров. Костанайцам досталось четыре ценных подарка, участник из Южного Казахстана выиграл-таки машину - автомобиль JAC S3, произведенный в Костанае. Но интерес, безусловно, не в призах. А в том, что проект, который ведет ТОО «Оператор РОП (расширенной ответственности производителей)», оказался не пустышкой. И утиль везли, а значит, освобождали территорию от автохлама, снимали старье с учета, вынуждены были все-таки уплатить давным-давно «висящие» налоги на древние «жигули» и «москвичи» - и при этом с материальным стимулом народ не прокатили. А участвовали и юридические, и физические лица.

- Из всех принятых машин только за две, по-моему, пришлось выплатить по 48 тысяч тенге, все остальные получают компенсацию по 150 тысяч тенге на расчетные счета. Сумма зависит от комплектации. Пока еще деньги не перечислены тем, кто привозил утиль в конце декабря. Я посчитал, костанайские сдатчики получают 103 млн тенге. Толковый проект - и хлам подчищаем, и гражданам почти что социальную помощь оказываем, - сказал «НГ» представитель ТОО «Оператор РОП» в Костанайской области Вячеслав КЛИНКОВСКИЙ. - Как правило, старые машины максимум за 50-60 тысяч тенге хозяева могли сбыть частным порядком.

Перерыв до 25 января

Распробовав идею и найдя ее неплохой, костанайцы одновременно заметили, что с площадки, куда со всей области доставляли машины, они не убывают. И забеспокоились: с 16 января должен был начаться второй этап приема автохлама, начнется ли он в этот срок?

Оказалось, что проблема имеет место. И дело даже не в том, что наши сдатчики превысили некую квоту. Запаздывает собственно начало утилизации старых авто. Дело в том, что на переработку они должны поступать после соответствующей подготовки: с них сливают все технические жидкости, а затем превращают в компактные «кубики». Делают это шредерные машины. И делать это они должны на месте - прямо в пунктах приема. Техника импортная, заказана где-то в Италии и пока на место работы не прибыла. Так что на пункте сдачи образовался дефицит площадей.

В регионах, где автохлама сдавали немного, старые легковушки будут продолжать принимать в назначенное время. А вот в Актобе, Уральске и Костанае объявлен технический перерыв. До 25 января.

- При этом обращаю внимание, что с 11 января на auto.recycle.kz начала действовать электронная очередь. Можно забронировать себе в ней место, - сказал Клинковский. - На пике приема у нас творилось что-то несусветное. Люди скандалили. А мы ведь не просто принимаем старый транспорт, мы же пакет документов к нему изучаем, со своей стороны оформляем. Видели сейчас - на подъезде к пункту сбора несколько кузовов стоит? Оставили те, кого в соответствии с правилами выкупа старых машин попросили снять транспорт с учета, еще среди них оказались с неоплаченными штрафами. Пообещали «быстренько сделать» и бросили. Вообще норма приема - 8 машин в день. Поэтому электронная очередь имеет смысл. Организация работы совершенствуется.

Планы на завтра

В будущем в эту программу встраивается и реальный бизнес-интерес - она рассчитана на поддержку отечественного автопрома. В ход пойдут сертификаты за сданные автомобили. Эквивалент денег. Их можно будет использовать при покупке новых машин, но только казахстанского производства.

Еще из перспектив, более дальних - прием утиля из разряда сельскохозяйственной техники, грузового транспорта, автобусов. И тоже с расчетом на льготное приобретение техники, производимой в РК.

Напоследок - немного лирики. Ах, какие есть экземпляры среди сданного утиля! Охранники рассказывали о шикарной просто «Волге 3110», о практически новенькой «копейке» уникальных качеств - с луженым кузовом, форсированным двигателем. Еще сдали в прекрасном состоянии «запорожец» - пробег совсем маленький, а главное, он с ручным управлением. Штабелями, вперемешку с советскими старушками стоят «праворукие японки», автохлам немецкого производства - первые иномарки людей, которых угораздило из социализма угодить в капитализм, в некотором роде памятник времени. Завтра его сомнут, а послезавтра переплавят...

 Для справки

На auto.recycle.kz начала действовать электронная очередь. По спорным вопросам можно бесплатно звонить 8 800 080 08 65.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА