Вернуть народный контроль

На прошлой неделе в стенах Мажилиса возник очередной скандальчик. Получив из Сената поправки к Кодексу о труде, депутаты не обнаружили в них один пункт, принятый ими в первом чтении, - о введении института общественных инспекторов труда. Депутаты Тоскин, Нехорошев попытались найти виновных, потерзали слегка министра труда и соцзащиты Саларбаева, но тот хладнокровно заявил, что поправка эта не имеет поддержки среди его сотрудников.

А вот это уже принципиальный момент, потому что со времени выхода нового закона «О труде» (2000 г.) профсоюзы республики яростно и последовательно настаивали на введении института общественных инспекторов труда с наделением их правом контрольных функций: выдавать предписания работодателю в случае нарушения им положений закона, приостанавливать производство в случае угрозы жизни и здоровью работников, налагать штрафы за грубые нарушения закона. В общем, профсоюзы хотели иметь реальные рычаги влияния на условия работы и отдыха, гигиенические правила на производстве, безопасность труда, начисление и нормирование зарплаты и вознаграждений - на всю сферу отношений работодателя и наемного работника.

Дилетант может возразить, мол, в недавно принятом трудовом кодексе есть статья «О внутреннем контроле по безопасности и охране труда» и «Об общественном контроле за соблюдением трудового законодательства». Но внутренний контроль организуется самим работодателем и им же, естественно, контролируется. А общественный контроль, во-первых, возможен только при наличии коллективного договора или соглашения, а, во-вторых, наделен строго совещательными функциями и никаких контрольных. Работодатель у нас может вычеркнуть (и вычеркивает) из коллективного договора любой не устраивающий его пункт.

Это в советский период продавец в магазине или на рынке мог в лице любого покупателя нарваться на народного контролера и загреметь под фанфары. Сейчас продавцы знают инспекторов в лицо, при их появлении оповещают коллег по сотовому, и все хитрости мгновенно исчезают с прилавка. Через 5 минут после ухода проверяющего их снова запустят в оборот. На железной дороге никто особенно и не маскируется. С предложением проехать без билета вас встречают у входа в вокзал. Критическая ситуация с контролем в сфере трудовых отношений. Два десятка инспекторов  на почти 50 000 хозяйствующих субъектов физически не могут обеспечить контроль над работодателем. За год посещается с проверкой максимум 10-12% организаций. Вся остальная рать - вне контроля, там творится черт знает что. Потому так необходимо для государства и общества возвращение народного контроля. Но именно эта перспектива напугала депутатов Сената, Минтруда и соцзащиты. Почему - нетрудно догадаться. Это и есть антинародный курс самой «народной и демократической» партии «Нур Отан», стоящей у власти. С чем и поздравляю их сторонников.