«КазТрансГаз Аймак» в споре с хлебоприемными предприятиями уступать не намерен

Евгений ШИБАРШИН

«НГ» обратилась с письмом к директору Костанайского филиала АО «КазТрансГаз Аймак» Ескендеру Каибжанову с просьбой дать информацию по нескольким вопросам, поставленным в статье «Найти управу на «газового монстра» («НГ», 30.06.2016). Ответ редакция получила, однако он оказался неполным.

Напомним, руководители пяти хлебоприемных предприятий, использующих природный газ от АО «КазТрансГаз Аймак», пожаловались на компанию в администрацию президента, акиму Костанайской области и местную Палату предпринимателей. Они считают, что поставщик не учитывает технологические особенности их работы, мешающие соблюдению графика потребления голубого топлива. За срыв графика АО требует от них компенсировать упущенную выгоду. К тому же с мая 2016 года на транспортировку газа увеличен тариф. По версии директоров ХПП, эта финансовая «удавка» может привести к удорожанию хлеба.

«НГ» описала эту ситуацию, однако в Костанайском филиале АО «КазТрансГаз Аймак» комментировать ее отказались, сославшись на указание головного офиса компании делать это только после письменно запроса и согласования ответа с пресс-службой АО. После чего мы официально попросили директора филиала ответить на 5 вопросов.

На вопросы о взаимоотношении поставщика и покупателей газа, согласно заключенным между ними договоров, Ескендер Каибжанов сообщил, что потребитель имеет право на отклонение 5% от запланированного месячного объема и тогда сумма упущенной выгоды не начисляется. При отклонении потребитель имеет право направить поставщику заявку с обоснованием и, если обоснование подтвердится документально, в течение месяца поставки месячный объем можно скорректировать. Расчет упущенной выгоды в таком случае не производится.

- Однако не все потребители обращаются за корректировкой, - пишет Каибжанов. - Так, из 5 компаний, о которых было упомянуто в статье «Нашей газеты» от 30.06.2016, три компании вообще не обращались в филиал ни с заявлением на корректировку, ни с какими-либо жалобами и претензиями. Из двух оставшихся: одной компании сумма упущенной выгоды не была выставлена, так как в запрашиваемый период недобора газа не было, другая - с корректировкой не обращалась.

Что касается коэффициентов 1,2 и 1,5, которые применяются при перерасходе газа, то директор филиала АО сообщил: пока их «филиал за время своей деятельности на рынке розничной реализации и транспортировки товарного газа с 02.05.2013 г. никогда никому не выставлял».

На вопрос «НГ», как срыв графика потребителями сказался на финансовых результатах АО, Каибжанов отвечать не стал. Так и осталось не ясным: то ли реально «упущенной выгоды» не было вообще, то ли это коммерческая тайна.

Ушел директор филиала и от ответа на вопрос, чем вызвано повышение тарифа на транспортировку газа и участвовали ли в публичных слушаниях представители потребителей из Костанайской области. «НГ» лишь сообщили, что информация о предстоящем повышении тарифа публиковалась дважды в газете «Костанайские новости». Там же было сообщение об изменениях отпускной цены потребителям.

- При этом тариф на транспортировку утвержден приказом Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан, - указано в письме Каибжанова.

Остается только догадываться, что в компетенцию директора филиала комментировать тему тарифов не входит, а для головного офиса в Астане это вчерашний день - ведь решение КРЕМ и ЗК уже принято.

Мы позвонили директору одного из ХПП - Ерлану БАЙКАСОВУ. На вопрос изменилось ли что-то после публикации «НГ», он ответил:

- Пришло письмо от руководства филиала АО«КазТрансГаз Аймак», в котором сказано, что наши дальнейшие отношения будут строиться в рамках ранее заключенного договора розничной реализации товарного газа.