С «автоматом» проще: Как выбрать устройство для зарядки аккумуляторов?

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz

Зимой в городских условиях потребление электроэнергии в автомобилях увеличивается. Аккумуляторные батареи не получают полную зарядку, срок их эксплуатации сокращается, поэтому весной требуется дополнительная подзарядка от внешней сети.

Рынок предлагает различные зарядные устройства. Чем руководствоваться при их выборе? На вопрос отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета КГУ Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- Прежде всего нужно ориентироваться на тип аккумулятора. Есть щелочные и есть кислотные. Наиболее распространены кислотные, поэтому о зарядных устройствах для них и будем говорить.

Их подразделяют на зарядные, зарядно-пусковые и пусковые. Последние используются для запуска двигателя в случае, когда аккумулятор сильно разряжен или вышел из строя. Зарядно-пусковые позволяют не только заряжать аккумуляторную батарею, но при использовании определенной методики их можно применить и в качестве пускового устройства.

При всем разнообразии конструкций этих типов нужно отличать, что в их описании делается ради рекламы, а что имеет реальное функциональное значение. Иногда в них заложено много разных функций, что увеличивает цену, но это еще не означает, что они в достаточной степени надежны. Да и нужны ли вам дополнительные функции, типа обеспечения автоматической подзарядки при длительном хранении аккумулятора? Поэтому, выбрав устройство, с покупкой не спешите, посмотрите в Интернете результаты тестов.

Что касается устройств, которые выполняют только зарядную функцию, исходите из уровня своей технической подготовки. Тем, кто далек от понимания процессов, происходящих во время зарядки аккумуляторов, лучше иметь автоматическое зарядное устройство. Оно защищает от неправильного подключения клемм, само регулирует ток и сигнализирует о полной зарядке. В некоторых гаражных кооперативах Костаная подачу электроэнергии в определенное время суток отключают, а в это время аккумулятор стоит на зарядке, поэтому автоматическое устройство в такой ситуации отключается от аккумулятора, оберегая его от ненужной разрядки. Некоторые «автоматы» имеют режим форсированной зарядки. Но при этом нужно следить за температурой электролита. В отличие от обычного цикла она повышается в разы быстрее, если допустить ее выше 45 градусов, батарея может выйти из строя.

В современных автоматических устройствах начали использовать импульсную зарядку. Их конструкция меньше по весу, и специалисты отзываются о них, как достаточно качественных.

Приобретая автоматическую «зарядку», нужно иметь в виду одну особенность - при разрядке аккумулятора до напряжения на клеммах ниже 8 вольт у некоторых «автоматов» зарядка не включается.

Продвинутые в техническом отношении водители могут купить более дешевые неавтоматические устройства. Но тогда за ходом зарядки нужно присматривать, регулируя его ток. При его повышенном значении происходит выкипание электролита, что может привести к разрушению батареи.

Кстати, при покупке любого зарядного устройства их нужно подбирать по мощности, необходимой для вашего аккумулятора. Они должны обеспечить зарядный ток величиной 10% от вашей батареи. Например, если батарея на 60 ампер/час, то зарядное устройство должно выдавать 6-7 ампер.

В любом случае, купив зарядное устройство, обязательно прочитайте прилагаемую инструкцию по их использованию и придерживайтесь выданных там рекомендаций.