Деловое общение - по стандартам

Галина ПЕТРЕНКО

От государственных служащих предприниматели хотят прежде всего компетентности

Затяжное получение справок, безразмерные сроки регистрации всего и вся, требование лишних документов при оформлении земельных участков... - многим предпринимателям знакомы эти проблемы. Оказывается, это не просто бюрократия, а нарушение стандартов оказания государственных услуг. Что, конечно, не меняет сути дела. Ну разве что в дополнение к предпринимательским мытарствам еще и тянет назад в республиканском рейтинге госаппарат Костанайской области. 

Caricatura.ru

Поэтому на состояние дел с оказанием этих самых государственных услуг стал пристальное внимание обращать департамент министерства по делам государственной службы. Недавно там прошел семинар-совещание со службами внутреннего контроля госорганов области. Задачу ставят - повысить качество оказания. Не только для бизнеса, для всех граждан.

Но делегатов от населения на семинаре не было, а вот представителей Палаты предпринимателей и Ассоциации содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области пригласили. И они завалили отрицательными примерами участников семинара. Особенно контрастно это слушалось именно после сообщений о том, как последовательно и неуклонно в РК идет процесс стандартизации госуслуг и сколькими штрафными баллами для рейтинга области чревато отклонение от этих стандартов.

- Тут все о высшей математике говорят, а я бы хотел о земном сказать, об арифметике - о конкретных административных барьерах, с которыми сталкиваются предприниматели, - сказал исполнительный директор АСПреДКО Петр СУХИНИН. - Уж сколько об этом говорят, но по-прежнему не гармонизированы информационные базы разных государственных органов. А ведь это здорово ускорило бы их работу, облегчило жизнь заявителям. Простой пример: ваш транспорт прошел по регистрационной программе дорожной полиции, а в информационную базу налоговиков это автоматически не поступает. Почему? По той же причине случаются уведомления о неуплате налогов на недвижимость, которой человек не имеет. Еще пример. Вот закончилась у предпринимателя кассовая книга. Всего и дел-то - прийти и получить новую. Да, бывает, это совпадает с массовой регистрацией новых кассовых аппаратов, со сдачей отчетности. Много работы у налоговиков, кто спорит. Но и народу там немало работает. Дело же в менеджменте, как всю работу там организовать. Наш предприниматель в течение дня новую кассовую книгу получить так и не смог. А ему вообще-то работать надо. Он пишет заявление на имя руководителя. И получает ответ: мы работаем от стольки-то до стольки-то, действительно посетителей очень много, в случае несогласия имеете право обратиться в суд. Это что, решение вопроса? О какой удовлетворенности оказанием услуги здесь можно говорить?

Со своей стороны департамент госслужбы, который ведет мониторинг оказания государственных услуг, вычленяет несколько системных нарушений. В их числе, например, неправомерные отказы, истребование лишних документов с услугополучателей, неинформирование их о праве на обжалование.

- В Тарановском районе при регистрации в качестве залогов сельскохозяйственных машин истребуются копии технического паспорта, свидетельства о регистрации юридического лица, ИП и так далее. Этих документов в стандартах нет, - отметил заместитель руководителя департамента Министерства по делам государственной службы РК по Костанайской области Асхат ИСКЕНДИРОВ. - В Костанае при оказании услуги по выделению земельных участков для индивидуального жилищного строительства на системной основе бывают отказы немотивированные, незаконные, так что дела оказываются еще и в судах. Не хотел бы сгущать краски, но создается впечатление, что государственные служащие руководствуются не законом, а собственными убеждениями. К тому же в 2015 году большой пул законов был изменен, а госслужащие как оказывали услуги по наработанной практике, так и продолжают.

Департамент намерен инициировать обучение государственных служащих. Кроме того, признает, что имеет место и несовершенство законодательства, позволяющее оказывать, например, услугу по каким-то правилам, а не по стандартам. Например, по закону о госрегулировании развития агропромышленного комплекса субсидирование осуществляется в соответствии с правилами, хотя есть на эту услугу государственный стандарт. Причем внутри этих правил и стандартов есть противоречия. Департамент намерен собрать от услугодателей сведения и предложения по этому поводу: где в каких стандартах какие есть разночтения. И направить в министерства для уточнения и устранения.