Я не халявщик, я - партнер

Анатолий ТИХАНОВСКИЙ, ng@ng.kz

Предприниматели отмечают некомпетентность и мздоимство чиновников

В Казахстане завершились масштабные социологические исследования по теме «Проблемы и перспективы развития сферы малого и среднего предпринимательства». Результаты их были обобщены и проанализированы. Некоторые были озвучены не так давно на заседании костанайского филиала партии «Нур Отан». Сказать, что они неутешительные, значит, почти ничего не сказать. Ощущение, что чем больше в сфере бизнеса государством инициируется перемен, тем прочнее все остается по-старому.

Рисунок с сайта caricatura.ru

Проблемы по ранжиру

Увы, но получается, что до сих пор государство в лице своих местных исполнительных органов, в лице министерств и ведомств, уполномоченных и надзорных органов, так и не рассматривает частное предпринимательство страны как партнера в делах развития экономики, сельского хозяйства, сферы услуг. А надо бы! Иначе чего тогда стоят слова главы государства, сказанные им уже не один раз публично, о том, что именно малый и средний бизнес является становым хребтом казахстанской экономики, что это экономическая опора государства, что частная собственность неприкосновенна, что эта сфера должна дать возможность развивать семейный бизнес, передаваемый из поколения в поколение… Как-то пока именно так не получается, а жаль. Ведь всякому «мудрецу» ясно, что добиться серьезных успехов, быстро и качественно, можно только в надлежащем тандеме государственных органов и частного бизнеса, раз уж мы стали жить в рыночной, капиталистической реальности. Иначе ничего не получится. Пока стороны буду действовать по отношению друг к другу с позиции подсиживания, подкарауливания, с позиций заведомой недобросовестности одних и непогрешимости других, никакого толку не будет. Сейчас же дело, судя по аналитической справке, обстоит именно так.

Оказывается, и до сих пор, несмотря ни на какие посылы президента своим министрам, ни на какие хорошие законы, главными барьерами, стоящими на пути развития частного сектора экономики, являются барьеры административные, затем - проблемы налогообложения, далее - отсутствие стартового капитала и высокие коммунальные платежи, тарифы. Ну, в это вполне можно поверить, зная, какие у нас тарифы и как происходит зачастую общение предпринимателя с госструктурами, если возникают рабочие вопросы по конкретному делу.

Респонденты прежде всего отмечают некомпетентность госслужащих, с которыми им приходится иметь дело (около 42%), превышение должностных полномочий отметили около 30% опрошенных, а 13,5% прямо заявили о мздоимстве и вымогательстве со стороны госчиновников. Очень неприятная картина, если не сказать больше. И очень близка к действительности. Не так ли?

Кто не владеет информацией, тот…

Меня в результатах исследования поразило то, что половина респондентов прямо заявили, мол, на сегодня в Казахстане вообще нет никакой общественной организации, которая бы занималась поддержкой частного предпринимательства. Во всяком случае, они ее не знают, а еще 18% затруднились точно ответить на этот вопрос. И это при том, что у нас с начала года законом создана и работает Национальная палата предпринимателей с филиалами во всех городах и районах. И штат на местах у них немалый. Партия «Ак жол» давным-давно позиционирует себя как организация, выступающая от имени и в защиту частного бизнеса. Да и региональных объединений, ассоциаций предпринимателей много и в каждой области. Странное все-таки неведение царит в среде предпринимателей.

Еще один вывод по итогам исследования заставляет задуматься. Как оказалось, основную информацию о законодательной базе, о новостях бизнеса, о проблемах, задачах предпринимательства и так далее наши предприниматели в основном (52%) черпают из средств массовой информации и только в 32,3% случаев - из интернет-порталов уполномоченных государственных органов. Показательное сопоставление. Более 37% частных предпринимателей, как оказалось, вообще всю информацию узнают, как говорится, через узун-кулак - от друзей и знакомых, случайно, бессистемно. Ну это их дело. Такие, видать, бизнесмены.

Фавориты - акиматы и прокуратура

Указывая на административные барьеры, мешающие делу, подавляющее большинство респондентов (более 80%) тем не менее все-таки доверяют госорганам, хотя и в разной степени. Почему так? Наверно, потому, что при любом раскладе в нашем обществе (при данном устройстве и нашем менталитете) им все равно идти со своими проблемами больше не к кому. Печать, подпись, согласование, рассмотрение и так далее - все это все равно в руках чиновников.

В самом большом фаворе у субъектов малого и среднего бизнеса, как показывают исследования, акиматы всех уровней, областные суды, областные прокуратуры и прочие именно областные государственные структуры. Как видно, низовой, но при этом первый, стартовый уровень контактов частного предпринимателя и госорганов у бизнеса доверия вызывает мало.

А полностью не доверяют, как оказалось, финансовой полиции (19% респондентов), районным судам (18,2%), санэпиднадзору всех уровней, таможенникам, отделам внутренних дел, городским и районным маслихатам - более 17% респондентов. В среднем более 5% респондентов затруднились ответить на вопрос о доверии, что тоже показательно.

Сейчас и до конца года президентом объявлен мораторий на проверки субъектов МСБ, с некоторыми исключениями. И правильно, так как уже давно эти проверки перешли из области действенного и необходимого контроля за частным бизнесом в область прямого незаконного вмешательства в его деятельность с коррупционной целью. На этот счет социологические исследования вот что говорят. Респонденты отметили основные виды доказанных нарушений сотрудников исполнительных органов при проверках: 56% - отсутствие оснований для проверки, 38,4% - несоблюдение сроков уведомления о проверке, хотя это четко оговорено законом, 35,8% - проведение необоснованных повторных проверок по одному и тому же вопросу одного и того же субъекта МСБ. К каждому пятому респонденту проверяющие приходили вообще без акта о назначении проверки, заведомо зная, что это незаконно.

Вот такая ситуация у нас в стране во взаимоотношениях государства и частного бизнеса на данное время. Конечно, может быть, данное исследование и не есть истина в последней инстанции, есть и иные мнения, но общую и вполне реальную картину исследование дает. С ним можно согласиться, зная ситуацию у нас в области. Вот и выходит, что законы у нас неплохие по данной части, а результат - весьма посредственный. В такой ситуации можно ли полагать, что у нас когда-нибудь будет построено Общество Всеобщего Труда, как задумывалось на перспективу.