Автомат или механика?

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz

Преимущества и недостатки разных видов КПП

На местном рынке в последнее время все больше автомобилей с автоматической коробкой переключения передач (АКПП). При покупке возникает выбор: стоит ли переходить с привычной и понятной механической коробки (МКПП) на автомат? О преимуществах и недостатках той и другой системы рассказал старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского государственного университета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- Когда автоматические коробки передач только появились, их конструкция была далека от совершенства. Да и сервисного обслуживания в нашем регионе еще не было, поэтому автолюбители к ним относились настороженно. По цене машины с АКПП ощутимо дороже, да и расход топлива выше, чем у аналогичных марок с механической коробкой передач.

Сейчас ситуация изменилась. Не зря в США и Западной Европе автоматы стали предпочтительнее, чем механика. Хотя в Европе их доля меньше, чем в Америке, но эта «отсталость» объясняется, скорее, консервативностью европейцев.

Главное преимущество АКПП - высокая комфортность, которую водитель приобретает при вождении. В условиях движения по городским улицам, да еще если попадаешь в пробки, «автомат» становится незаменимым. К тому же (об этом мало говорят) он освобождает водителя от лишней озабоченности переключением передач, что положительно влияет на безопасность движения.

Начинающим водителям АКПП помогает быстрее овладеть вождением. Заодно в этот период поможет сберечь ресурс двигателя, потому что его обороты регулирует компьютер. С механической трансмиссией неопытные водители нередко «перегазовывают», что снижает срок службы мотора.

Конечно, по конструкции АКПП сложнее, чем МКПП, поэтому вероятность поломки выше. Но современные автоматы стали настолько надежными, что при правильном сервисном обслуживании преимуществ у них гораздо больше, чем у МКПП.

Вначале АКПП были 3-ступенчатые, затем появились 4-ступенчатые, сейчас уже есть 5-ти и 6-ступенчатые. Большая разбивка скоростного диапазона делает их работу более экономичной и надежной. К тому же их выпуск становится массовым, что, как известно, удешевляет производство.

Кроме классических автоматов, есть их разновидности. Общее в них только то, что управление трансмиссией производится автоматически, но работают они по другим технологическим схемам. Из них сейчас наиболее распространены вариаторы (CVT). Переключение передач вариатор делает плавней классического автомата и расход топлива у него меньше.

Любителям срывать автомобиль с места АКПП не подойдет. Для динамизма движения у механики больше возможностей. К тому же с автоматом нельзя буксовать. Так что водителям, которые эксплуатируют машину преимущественно в сельской местности, лучше иметь автомобиль с МКПП. Если легковушка в условиях бездорожья где-нибудь в поле забуксует, то где там найдешь буксировщик? А если придется менять жидкость в АКПП, то для этого нужно специальное оборудование. В селах таких мастерских нет.